<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2а-2559/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 06.10.2020
мотивированное: 20.10.2020
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Сулеймановой Р.М.,
рассмотрев административное дело по иску Муртазалиева ФИО9 к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» о признании незаконным решения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России от 03.06.2020 № 5 об отказе в предоставлении истцу и членам его семьи жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья, решения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России от 03.06.2020 № 17 о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении истца и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также взыскании судебных расходов в размере 50.000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муртазалиев Г.И. обратился в суд с административным иском к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России (далее - ФГКУ «Южрегионжилье») о признании незаконным решения ответчика от 03.06.2020 № 5 об отказе в предоставлении истцу и членам его семьи жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья, решения ответчика от 03.06.2020 № 17 о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении истца и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также взыскании судебных расходов в размере 50.000 руб.
В обоснование административного иска указывается на то, что истец Муртазалиев Г.И. с 28.01.2003 по 26.06.2014 проходил воинскую службу по контракту в различных воинских частях Минобороны России, выслуга лет составляет 11 лет и 8 месяцев. 31.04.2014 истец и члены его семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилье. 18.09.2014 на учет была также принята дочь истца. 26.06.2014 истец был уволен в запас. В январе 2018 истец обратился к ответчику за получением жилищной субсидии. Решением от 27.03.2018 № 5 ФГКУ «Южрегионжилье» истцу и членам его семьи было отказано в предоставлении жилищной субсидии, а решением ответчика от 27.03.2018 № 11 истец и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилье. В последующем в судебном порядке указанные решения были отменены, истец и члены его семьи восстановлены на соответствующем учете. Однако 03.06.2020 административным ответчиком вновь приняты решения об отказе в предоставлении истцу и членам его семьи жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья, а также о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование принятых новых решений ответчиком было указано на те же обстоятельства, которые уже ранее оценивались судом: что истец на момент принятия его на соответствующий учет являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес>. Также указывалось, что истец и члены его семьи обеспечены жильем по нормам <адрес>. Приведенные ответчиком доводы истец считает незаконными и необоснованными. Истец и члены его семьи действительно проживают в квартире, принадлежащей отцу истца, однако право собственности на указанное жилое помещение ни у истца, ни у членов его семьи не возникло. Жилые помещения в <адрес> истцу никогда не предоставлялись. По вопросу земельного участка в садоводческом товариществе, истец указывает на то, что данный земельный участок предназначен для садоводства и огородничества, а не для проживания на нем. Данный земельный участок не предоставлялся истцу в 2010 году. В отношении него была проведена процедура перевода в собственность, а не предоставление.
На административный иск Муртазалиева Г.И. поступили письменные возражения ФГКУ «Южрегионжилье», в которых иск полагается не подлежащим удовлетворению. Указывается, что с 11.03.2013 административный истец и члены его семьи (всего 6 человек) состояли на учете в качестве нуждающихся в жилье. При этом истец и члены его семьи зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>. Указанное помещение до 18.05.2020 принадлежало отцу заявителя Муртазалиеву И.Г. Как члены семьи собственника, истец и его семья приобрели право проживания в данной квартире. При этом отцу истца Муртазалиеву И.Г. также принадлежат 3 квартиры общей площадью 228,80 кв. м. С учетом указанной жилой площади истец и члены его семьи не нуждаются в улучшении жилищных условий. Также указывается на необоснованность административного иска в части судебных расходов, недоказанность факта несения таких расходов, их завышенность.
Также в возражениях на иск содержится ходатайство о привлечении к участию в деле ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу». Судом указанное ходатайство удовлетворено, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Надлежаще извещенные стороны в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
От административных ответчиков ФГКУ «Южрегионжилье» и ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России поступили заявления о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административным истцом Муртазалиевым Г.И. на разрешение судом поставлены вопросы об отказе в предоставлении истцу и членам его семьи жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья, решения ответчика от 03.06.2020 № 17 о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Как усматривается из материалов административного дела, Муртазалиев Г.И. с 28.01.2003 по 26.06.2014 проходил воинскую службу по контракту в различных воинских частях Минобороны России, выслуга лет составляет 11 лет и 8 месяцев.
11.03.2013 истец и члены его семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилье.
18.09.2014 на учет была также дополнительно принята дочь истца.
26.06.2014 истец был уволен в запас.
Решением ФГКУ «Южрегионжилье» от 27.03.2018 № 5 истцу Муртазалиеву Г.И. и членам его семьи отказано в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья, решением ФГКУ «Южрегионжилье» от 27.03.2018 № 11 Муртазалиев Г.И. и членов его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 29.08.2018 указанные решения признаны судом незаконными и отмены, Муртазалиев Г.И. и члены его семьи восстановлены на соответствующем учете.
Решением административного ответчика ФГКУ «Южрегионжилье» от 03.06.2020 № 5 отказано в предоставлении истцу и членам его семьи жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья, а решением от 03.06.2020 № 17 истец и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обжалуемые решения ФГКУ «Южрегионжилье» вынесены 03.06.2020, рассматриваемый административный иск заявлен 30.07.2020, нарушение установленных ч. 1 ст. 219 КАС РФ сроков судом не установлено.
Принимая решение об отказе в предоставлении истцу Муртазалиеву Г.И. и членам его семьи жилья, а также о снятии истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, административный ответчик ФГКУ «Южрегионжилье» мотивирует данные решения тем, что истец и члены его семьи зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>. Указанное помещение до 18.05.2020 принадлежало отцу заявителя Муртазалиеву И.Г. Как члены семьи собственника, истец и его семья приобрели право проживания в данной квартире. При этом отцу истца Муртузалиеву И.Г. также принадлежат 3 квартиры общей площадью 228,80 кв. м. С учетом указанной жилой площади истец и члены его семьи не нуждаются в улучшении жилищных условий.
Аналогичная мотивировка изложена и в письменных возражениях на иск.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 9 ч. 1 указанной статьи военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 10 указанной статьи военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из приведенных выше положений закона, признание военнослужащих нуждающимися в жилом помещении производится в общем порядке, установленном жилищным законодательством.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Также, в соответствии с п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как было указано выше, принимая решение о снятии административного истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, а также об отказе в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья, административный ответчик ФГКУ «Южрегионжилье» сослался на отсутствие нуждаемости в жилье вследствие регистрации и проживания в жилом помещении родственника (отца заявителя), общая совокупная площадь жилья которого превышает требования о нуждаемости.
Данный вывод административного ответчика сделан на основании имеющихся формальных сведений о регистрации административного истца Муртузалиева Г.И. в принадлежащей его отцу Муртазалиеву И.Г. квартире по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Комментируя положения жилищного законодательства, Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указывает на то, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки
Из изложенной в административном иске позиции административного истца Муртазалиева Г.И. следует, что им не оспаривается факт принадлежности вышеуказанной квартиры по адресу: <адрес>, отцу Муртазалиеву И.Г. (это также подтверждается копией свидетельства о регистрации права), а также факт регистрации по данному месту жительства.
Между тем, сам по себе факт регистрации не может быть приравнен к факту проживания в указанной квартире. Указанные обстоятельства подлежали самостоятельному исследованию и оценке при принятии обжалуемых решений.
В то же время, административным истцом Муртазалиевым Г.И. на подготовке к рассмотрению дела представлены оригиналы и копии договоров аренды жилого помещения от 05.01.2016 (на срок по 31.12.2016) по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (на срок по ДД.ММ.ГГГГ) по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (на срок до ДД.ММ.ГГГГ) по адресу: <адрес>, 6б, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (на срок по ДД.ММ.ГГГГ) по адресу: <адрес>, 6б, <адрес>.
Указанными договорами достоверно подтверждается, что, несмотря на регистрацию по адресу <адрес>, административный истец Муртазалиев Г.И. по указанному адресу не проживал, а нанимал отдельное жилья для проживания отдельно от семьи отца.
Квартира Муртазалиева Г.И. по адресу <адрес>, имеет площадь 32,8 кв. м., что исключает возможность проживания в ней 10 человек, как указано в обжалуемом решении административного ответчика.
В абз. 4 п. 11 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 внимание судов обращается на то, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Об этом же говорится и в ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», на который и ссылается Пленум Верховного Суда РФ в вышеуказанном Постановлении.
Указанная позиция о том, что регистрационный учет не является достаточным доказательством проживания гражданина в указанном месте, неоднократно подтверждалась высшими судебными инстанциями, в том числе по спорам военнослужащих о предоставлении жилищной субсидии (например, Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 27.07.2066 № 6Н-193/05)
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с приведенной нормой процессуального закона на административного ответчика возложена обязанность доказать законность обжалуемых решения. Следовательно, именно административный ответчик обязан был представить в суд доказательства не только регистрации, но и фактического проживания административного истца в квартире, принадлежащей отцу заявителя. Такие доказательства в оспариваемых решениях административным ответчиком не приводятся, не представлены они и в ходе рассмотрения дела судом.
Сам по себе факт регистрации не по месту фактического проживания не мог послужить основанием для принятия обжалуемых решений об отказе в предоставлении истцу и членам его семьи жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья, а также о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Какие-либо иные, помимо регистрационного учета, основания для снятия административного истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилье, административными ответчиками представлены не были.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком ФГКУ «Южрегионжилье» при вынесении оспариваемых решений от 03.06.2020 № 5 об отказе в предоставлении истцу и членам его семьи жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья, а также от 03.06.2020 № 17 о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях допущены существенные нарушения норм материального права, влекущие отмену указанных решений с применением последствий данной отмены (восстановлением истца Муртазалиева Г.И. и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
При этом вопрос о предоставлении жилья (жилищной субсидии) истцу и членам его семьи в административном иске не заявлен, судом при рассмотрении настоящего административного дела не разрешается и не предрешается.
Также суд не находит оснований для удовлетворения административного иска к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу», поскольку обжалуемые решения данным органом не выносились.
Административным истцом также заявлено требование о взыскании судебных расходов в размере 50.000 руб.
В соответствии со ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В подтверждение факта несения судебных расходов к заявлению приложена копия договора об оказании юридических услуг (оригинал представлен на подготовке к рассмотрению дела).
Вместе с тем, суд считает указанный административным истцом размер судебных расходов неоправданно завышенным, не отвечающим требованиям разумности и не соответствующим сложности рассматриваемого административного дела, проведенной представителем административного истца работе.
С учетом требования разумности суд считает необходимым снизить размер взыскиваемых расходов на оплату услуг представителя до 15.000 рублей.
Таким образом, рассматриваемый административный иск Муртазалиева Г.И. подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Муртазалиева ФИО10 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России от 03.06.2020 № 5 об отказе в предоставлении истцу Муртазалиеву ФИО11 и членам его семьи субсидии на приобретение или строительство жилья,
Признать незаконным решения решение ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России от 03.06.2020 № 17 о снятии истца Муртазалиева ФИО12 и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях,
Обязать ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России восстановить истца Муртазалиева ФИО13 и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Взыскать с ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России в пользу Муртазалиева ФИО14 расходы на оплату услуг представителя в размере 15.000 (пятнадцать тысяч) руб.
В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Т.Э. Чоракаев
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |