Дело № 2а- 131/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2019 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сидилевой Г.В.,
при секретаре Денисовой О.Б.,
с участием представителя административного ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области Жиенбаевой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Попова В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области о признании действий налогового органа незаконными, обязании произвести перерасчет земельного налога на земельный участок
У С Т А Н О В И Л:
Попов В.А. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области о признании действий налогового органа незаконными, обязании произвести перерасчет земельного налога на земельный участок.
В обоснование административного иска следует, что Попову В.А на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>, разрешенное использование - для ведения крестьянского хозяйства, категория земель -земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>. Основание регистрации права -распоряжение АМО г.Кувандык и Кувандыкский район № 478-р от 22.03.2002 года, № 534-р от 01.04.2002 года, ранее присвоенный кадастровый №, право собственности зарегистрировано в ЕГРН 03.09.2002 года № 56-01/15-8/2002-268, свидетельство о регистрации права серия 56-00 № 374454 от 04.09.2002 года.
С момента закрепления на праве собственности указанного земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>, с 2002 года никаких изменений в характеристики не вносилось, указанный участок как относился к пастбищу, так и продолжает к нему относиться. Фактическая ценность участка осталась неизменной.
В 2018 году Попову В.А. стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена актом от 19.05.2015 года по состоянию на 19.05.2013 года в размере <данные изъяты>. Таким образом, стоимость 1 кв.м. в данном земельном участке составила <данные изъяты>, что многократно превышает рыночную стоимость. Налоговым органом административному истцу было направлено налоговое уведомление № 3558039 от 23.06.2018 года об уплате земельного налога в размере 84098 рублей 00 коп, сроком уплаты не позднее 03.12.2018 года.
09.07.2018 года Попов В.А. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25 июля 2018 года № 1555 с учетом отчета об оценке № 48-03/18 от 09.06.2018 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере рыночной стоимости земельного участка, равной <данные изъяты>.
16 октября 2018 года Попов В.А. обратился в МИФНС России № 8 по Оренбургской области с заявлением об изменении налоговой базы для исчисления земельного налога на земельный участок с кадастровым номером № за 2015, 2016, и 2017 годы с размера стоимости <данные изъяты> на основании того, что кадастровая стоимость оспорена в 2018 году и определена в размере рыночной.
23 ноября 2018 года налоговым органом был дан ответ, что для налогообложения кадастровая стоимость в размере 2523000 рублей на земельный участок с кадастровым номером № будет применена с 01.01.2018 года, основания для перерасчета земельного налога за 2015-2017 годы отсутствует.
Считает, что административным ответчиком Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации №8 по Оренбургской области незаконно отказано в проведении перерасчета земельного налога за 2015-2017 годы.
Согласно новому порядку перерасчета налога на имущество, который будет действовать с 01.01.2019 года, при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения налог на имущество перерасчитывается не с момента подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости, а за весь период применения оспоренной кадастровой стоимости.
В судебном заседании административный истец Попов В.А. на административном иске настаивал, просил признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области по отказу в перерасчете земельного налога за 2015-2017 годы незаконными, просил обязать административного ответчика произвести перерасчет земельного налога на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Д.Первомайск, принадлежащий ему на праве собственности, за 2015-2017 годы, исходя из его кадастровой стоимости <данные изъяты>. Считает, что ответчиком незаконно отказано в проведении перерасчета земельного налога за 2015-2017 годы. Впоследствии в судебное заседание от Попова В.А. представлено заявление о продолжении рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Попова В.А. - адвокат Булатова Е.Ю., действующая на основании ордера, на иске настаивала, просила признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области по отказу в перерасчете земельного налога за 2015-2017 годы незаконными, обязать административного ответчика произвести перерасчет земельного налога на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий Попову В.А. на праве собственности, за 2015-2017 годы, исходя из его кадастровой стоимости <данные изъяты>. Попов В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>, в 2018 году Попову В.А. налоговым органом было направлено налоговое уведомление № 3558039 от 23.06.2018 года об уплате земельного налога в размере 84098 рублей 00 коп, сроком уплаты не позднее 03.12.2018 года. 09.07.2018 года Попов В.А. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25 июля 2018 года № 1555 с учетом отчета об оценке № 48-03/18 от 09.06.2018 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере рыночной стоимости земельного участка, равной <данные изъяты>. 16 октября 2018 года Попов В.А. обратился к ответчику с заявлением об изменении налоговой базы для исчисления земельного налога на земельный участок за 2015, 2016, и 2017 годы на основании того, что кадастровая стоимость оспорена в 2018 году и определена в размере рыночной. 23 ноября 2018 года налоговым органом был дан ответ, что для налогообложения кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> на земельный участок будет применена с 01.01.2018 года, основания для перерасчета земельного налога за 2015-2017 годы отсутствует. Поскольку в самом законе указано, что имеются основания для перерасчета, действия административного ответчика являются незаконными. Впоследствии в судебное заседание представлено заявление о продолжении рассмотрения дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС Российской Федерации № 8 по Оренбургской Области Жиенбаева Р.М., возражала против удовлетворения иска, пояснив, что в данном случае земельный налог дожжен быть рассчитан исходя из установленной решением комиссии кадастровой стоимости земельного участка с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости – 01.10.2018 года. Действительно с 01.01.2019 года вступают в силу законодательные изменения в порядок налогообложения земельных участков. Согласно п.6 ст.3 Федерального Закона от 03.08.2018 года № 334-ФЗ, Положения пункта 1.1.ст.391 и п.2 ст.403 НК РФ, устанавливающие порядок применения изменений в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.02.109 года. Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25.07.2018 года № 1555 вынесено до вступления в законную силу п.1.1. ст.391 Налогового Кодекса РФ в части установления порядка применения для налогообложения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости.
Суд, выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями … должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 219 ч.1 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации муниципального образования г.Кувандык и Кувандыкского района Оренбургской области № 476- р от 22.03.2002 года, и № 534-р от 01.04.2002 года Попову В.А. из земель сельскохозяйственного назначения были предоставлены земельные участки.
Попов В.А является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>, разрешенное использование - для ведения крестьянского хозяйства, категория земель -земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 03.09.2002 года № 56-01/15-8/2002-268, свидетельство о регистрации права серия 56-00 № 374454 от 04.09.2002 года.
Налоговым органом -Межрайонной инспекцией ФНС России № 8 по Оренбургской области административному истцу было направлено налоговое уведомление № 3558039 от 23.06.2018 года об уплате земельного налога в размере 84098 рублей 00 коп, сроком уплаты не позднее 03.12.2018 года.
Как установлено в судебном заседании, в 2018 году, после получении налогового уведомления, Попову В.А. стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена актом от 19.05.2015 года по состоянию на 19.05.2013 года в размере <данные изъяты>.
09.07.2018 года Попов В.А. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 25 июля 2018 года № 1555 с учетом отчета об оценке № 48-03/18 от 09.06.2018 года Компания экспертиз и оценки Авантаж., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере рыночной стоимости земельного участка, равной <данные изъяты>.
16 октября 2018 года Попов В.А. обратился в МИФНС России № 8 по Оренбургской области с заявлением об изменении налоговой базы для исчисления земельного налога на земельный участок с кадастровым номером № за 2015, 2016, и 2017 годы с размера стоимости <данные изъяты> на основании того, что кадастровая стоимость оспорена в 2018 году и определена в размере рыночной в размере <данные изъяты>.
Ответом налоговой инспекции от 01.11.2018 года № 09-12/01461 ЗГ, адресованным Попову В.А.. следует, что для подтверждения оснований корректировки сведений об объектах собственности направлен запрос в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Росреестра).
23 ноября 2018 года налоговым органом в дополнение к письму № 09-12/01461 ЗГ от 01.11.2018 года дан ответ, что для налогообложения кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> на земельный участок с кадастровым номером № будет применена с 01.01.2018 года, основания для перерасчета земельного налога за 2015-2017 годы отсутствуют.
Статьей 390 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.391 п.1абзаца 6 Налогового Кодекса РФ ( в редакции Федерального Закона от 30.11.2016 года) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии со ст. 391 п.1 Налогового Кодекса РФ ( в редакции Федерального закона от 03.08.2018 года № 334-ФЗ), налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
П.1.1 ст.391 Налогового Кодекса РФ ( в редакции Федерального закона от 03.08.2018 года № 334-ФЗ) предусмотрено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
При этом п.1.1. ст. 391 НК РФ, (в редакции ФЗ от 03.08.2018 N 334-ФЗ) в части установления порядка применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019.
Согласно п.6 ст.3 Федерального Закона от 03.08.2018 года № 334 - ФЗ, Положения пункта 1.1. ст.391 и п.2 ст.403 НК РФ, устанавливающие порядок применения изменений в течение налогового периода кадастровой стоимости подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019 года.
. Пунктом 2 ст. 403 Налогового Кодекса РФ ( в редакции Федерального закона от 03.08.2018 года № 334-ФЗ) предусмотрено, что в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 25 июля 2018 года № 1555, вынесено 25 июля 2018 года, до вступления в законную силу п.1.1. ст.391 Налогового Кодекса РФ в части установления порядка применения для налогообложения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости.
Как следует из решения комиссии от 25.07.2018 года, в результате рассмотрения заявления комиссией установлено отличие рыночной стоимости земельного участка № от его кадастровой стоимости, определенной в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 07.09.2013 года, определенной Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области в АОКС от 19.55.2015 № Б\Н (далее- кадастровая стоимость земельного участка) составляет более 30%, а именно 81%.
По результатам рассмотрения заявления комиссия решила: определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости земельного участка, установленной в отчете об оценке № 48- О3/18 от 09.06.2018 года, равной <данные изъяты>.
Из распечатки (скриншота) базы данных ИФНС №8 сведений об имуществе налогоплательщиков следует, что в налоговую инспекцию из Росреестра сведения поступили 07.08.2018 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>,
Как следует из информационного письма Федеральной налоговой службы от 27.11.2018 года № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019 года, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, в редакции Закона N 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Вышеперечисленные положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Закона N 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости. С учетом изложенного, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно Письму Министерства Финансов Российской Федерации от 20.12.2018 года № 03-05-0602/93171 следует, что Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступят в силу с 1 января 2019 года и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Одним из таких оснований является решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости. Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости, измененная на основании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что действия налогового органа являются законными, оснований для возложения обязанности на административного ответчика произвести перерасчет земельного налога на земельный участок за 2015-2017 годы, на момент рассмотрения настоящего иска, не имеется, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 290, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Попова В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области о признании действий налогового органа незаконными, обязании произвести перерасчет земельного налога на земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Г.В.Сидилева
Мотивированное решение составлено 22 января 2019 года
Судья Г.В.Сидилева