№ 2-1513/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2019 года город Москва
Суд в составе председательствующего судьи Савеловского районного суда г. Москвы Королевой С.Ю. при секретаре Прокопьевой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельева к АО «Нордеа банк», ПАО «Совкомбанк» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Савельев П.А. обратился в суд с иском к АО «Нордеа Банк» об обязании совершить действия, мотивируя свои требования тем, что 25 сентября 2013 года между истцом и АО «Нордеа банк» был Заключен кредитный договор №. По результатам 2016 и 2017 года Банк, выступая в качестве налогового агента, исчислил налог на доходы, полученные в форме материальной выгоды в соответствии с п.1 ст.212 Налогового кодекса РФ. Сумма налога, исчисленного Банком, составила 75,342 руб. в 2016 году и 3,488 руб. в 2017 году. Соответствующие сведения были поданы в ИФНС по городу. По состоянию на октябрь 2018 года истцу стал известен факт, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ он имеет право на освобождение от налогообложения данного вида доходов. Пользуясь правом, предоставленным ему законом, истец обратился за подтверждением данного обстоятельства в ИФНС по г., в связи с чем ему была выдана справка №12-10/050601 от 16.11.2018, подтверждавшая право на освобождение от налогообложения данного вида доходов. 12.12.2018 года Банк был поставлен в известность о данном обстоятельстве в форме письменного заявления с приложением справки №от 16.11.2018, выданной ИФНС по г.. Однако банк ответил отказам и не предоставил в ИФНС по г. Мытищи уточненный расчет. Истец просит суд обязать АО «Нордеа Банк» внести изменения в сведения, поданные качестве налогового агента по налогу на доходы, полученные в форме материальной выгоды за 2016 и 2017 годы.
Определением суда от 21.02.2019 в качестве соответчика привлечено ПАО «Совкомбанк».
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика АО «Нордеа Банк» по доверенности Южакова Е.А. в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на иск.
Представитель ответчика ПАО «Совкомбанк» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что между истцом и АО «Нордеа Банк» 25 сентября 2013 года был заключен кредитный договор. В соответствии с договором АО «Нордеа Банк» (прежнее наименование ОАО «Нордеа Банк») предоставило Заемщику кредит в размере 100 673 доллара США на срок по 15.09.2033 г., а последний обязался возвратить полученную сумму и уплатить проценты на нее. Кредит согласно п. 1.2. Кредитного договора был предоставлен для погашения кредита, предоставленного ранее Истцу по кредитному договору № от 29.11.2006г. заключенному между Истцом и Банком ВТБ 24 (ЗАО) на строительство однокомнатной квартиры, находящейся по адресу:, которая согласно договору залога недвижимого имущества (ипотеки) № от 20 ноября 2013 г., заключенному между Истцом и Ответчиком, была передана в залог банку в обеспечение надлежащего исполнения Истцом обязательств по Кредитному договору.
На основании абзаца 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ и, исходя из условий Кредитного договора у Истца образовался доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование (заемными) кредитными средствами за 2016 гг. и январь 2017г., подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 35 процентов (пункт 2 статьи 224 НК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование кредитными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий Кредитного договора.
В соответствии с условиями Кредитного договора процентная ставка по кредиту составляла с 1 января 2016г. по 11 февраля 2016г. - 5,8458% годовых; со 2 февраля 2016г. по 20 января 2017г. -5,13055% годовых.
В соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода (календарного года) удержать налог налоговый агент обязан передать в налоговые органы сведения о невозможности удержать налог, суммах дохода и сумме неудержанного залога, в порядке и сроки, предусмотренные НК РФ.
Согласно абзацу 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ полученный Истцом доход освобождается от налогообложения при условии наличия у Истца права на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ.
Однако, в период с 2016г. по 2017г. Банк не получал от Истца документов, выданных налоговым органом, подтверждающих право на освобождение от налогообложения полученного Истцом дохода. Что не оспаривалось истцом в ходе судебного заседания.
10.01.2017 г. между Акционерным обществом «Нордеа Банк» и Публичным акционерным обществом «Совкомбанк» заключен Договор купли-продажи закладных № 1, согласно которому Закладная была отчуждена ПАО «Совкомбанк».
В соответствии с указанным Договором купли - продажи закладных (п. 1.3.) все права (требования) по Кредитному договору и по ипотеке в силу Договора залога в отношении квартиры перешли от АО «Нордеа Банк» ПАО «Совкомбанк».
Датой перехода прав (требований) в соответствии с п. 1 Дополнительного соглашения № 1 от 20.01.2017 г. к Договору купли-продажи закладных № 1 от 10.01.2017 г. является 20.01.2017
Таким образом, поскольку Банк не располагал документами, подтверждающими право на освобождение от налогообложения полученного истцом дохода, Банк передал сведения о сумме неудержанного налога за 2016 г. и январь 2017 г. в налоговые органы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
За период с 21.01.2017 по 31.12.2017 ответчик ПАО «Совкомбанк» представил в налоговые органы в качестве налогового агента истца сведения о невозможности удержать налог, суммах дохода и сумме неудержанного залога, в порядке и сроки, предусмотренные НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Согласно положениям статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса, признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Пунктом 4 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Налоговый агент, в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
На основании пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 230 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них, а также материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них, освобождаются от налогообложения при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 220 Кодекса.
Документом, подтверждающим право налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов, установленных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, является уведомление о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 14.01.2015 № ММ В-7-11/3@.
Вместе с этим в целях освобождения от налогообложения доходов налогоплательщиков в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами в соответствии с положениями статьи 212 Кодекса может использоваться справка, форма которой рекомендована Письмом ФНС России от 15.01.2016 № БС-4-11/329@ «О направлении рекомендуемой формы справки».
Уведомление и Справка должны содержать реквизиты договора займа (кредита), на основании которого предоставлены заемные (кредитные) средства, израсходованные на приобретение недвижимости, в отношении которой предоставлен имущественный налоговый вычет.
При отсутствии в указанных документах реквизитов договора займа (кредита) данные документы не могут являться основанием для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, поскольку не подтверждают тот факт, что заем (кредит), при погашении которого определяется материальная выгода, был израсходован на приобретение недвижимого имущества, в отношении которого налогоплательщику предоставлен имущественный налоговый вычет.
В случае, если у организации, выдавшей заем (предоставившей кредит), имеется подтверждение права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета в отношении недвижимости, на приобретение которой предоставлен заем (кредит), для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды, возникающей при последующем погашении процентов по указанному займу (кредиту), представление нового такого подтверждения не требуется.
Исходя из вышеизложенного, при обращении налогоплательщика в Банк с письменным заявлением в целях освобождения от налогообложения дохода в виде материальной выгоды, возникшего до представления им в Банк соответствующего уведомления, Банку выдает Справку, подтверждающую, что материальная выгода, в отношении которой налоговым агентом представлены сведения о невозможности удержать налог, начислена по кредиту, выданному в связи с приобретением имущества, заявленного в целях получения имущественного налогового вычета, для представления ее в налоговый орган по месту регистрации (месту жительства).
Однако истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств обращения к ответчикам с целью получения указанной справки. Предоставление налоговыми агентами изменений в сведения, поданные в качестве налогового агента по налогу на доходы, полученные в форме материальной выгоды в данном случае не требуется.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░ ░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 30.04.2019 ░░░░.