УИД 67RS0027-01-2022-000388-96
Дело № 2-23/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2024 года г.Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи) В.О. Самсоновой,
при секретаре Н.В. Якименко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Ершичского района Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о возложении обязанности осуществить мероприятия, направленные на приведение защитного сооружения к готовности и проведению мероприятий по снятию с учета защитного сооружения,
установил:
И.о. прокурора Ершичского района Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным в порядке ст.39 ПК РФ исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о возложении обязанности в течение 18 месяцев осуществить мероприятия, направленные на приведение защитного сооружения гражданской обороны с инв. №-укр-0412, расположенного по адресу: <адрес>, к готовности в соответствии с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002г. №, СП 88.13330.2022. «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», утвержденных приказом Минстроя России от 21.12.2022г. №пр, путем проведения ремонта стен и потолка, устранения захламления помещений, оборудования освещения, приведения в исправное состояние инженерно-технического оборудования защитного сооружения, а также возложении обязанности в течение 12 месяцев осуществить мероприятия, предусмотренные п.п.2.6 и 2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002г. №, по снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны с инв. №-у-0410. Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки было выявлено, что в подвальном помещении здания ОГБУЗ «Ершичская ЦРБ» по адресу: <адрес>, находятся защитные сооружения гражданской обороны с инв. №-укр-0412 и №-укр-0410. Статус защитных сооружений подтверждается паспортом № от 28.08.2003г. и паспортом № от 28.08.2003г. Корпус больницы по указанному адресу является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ». При этом, защитное сооружение гражданской обороны с инв. №-укр-0412, не соответствует требованиям готовности, определенным Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002г. №, СП 88.13330.2022. «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», а в отношении защитного сооружения гражданской обороны с инв. №-укр-0410 проведение ремонтно-восстановительных работ для эксплуатации строения технически невозможно и экономически нецелесообразно, в связи с чем прокурор инициировал соответствующий иск.
Представитель истца – прокуратуры Ершичского района Смоленской области в судебном заседании поддержала уточнённые исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, извещенный судом о дате и времени судебного заседания, в суд не явился. Просили рассмотреть дело без участия их представителя, представив письменные возражения на иск прокурора, в которых указал, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе и находящихся там подвальных помещений, где расположены спорные объекты гражданской обороны, является Смоленская область, которая передала их в оперативное управление ОГБУЗ «Рославльская районная больница». Право оперативного управления зарегистрировано в установленном законом порядке. Право собственности Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на спорные объекты гражданской обороны не оформлялось, оснований его оформлять не имелось и не имеется в настоящий момент. В реестре федерального имущества спорные объекты гражданской обороны не числятся.
Представитель третьего лица, заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рославльская районная больница» в судебном заседании указала, что спорные объекты гражданской обороны с инв. №-укр-0410 и с инв. №-укр-0412, в составе имущества ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» отсутствуют, они как защитные сооружения не возводились, они не имеют признаков защитного сооружения. Также считала, что проведение ремонта защитного сооружения гражданской обороны с инв. №-укр-0410 нецелесообразно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Главного управления МЧС России по Смоленской области в судебном заседании указал, что Главное управление МЧС России с момента своего создания ведет учет защитных сооружений, в реестре которого в настоящее время числятся объекты гражданской обороны с инвентарным номером №-укр-0410 и №-укр-0412. Статус объектов подтверждается оформленными паспортами. Защитные сооружения с учета не сняты.
Суд, заслушав явивихся лиц, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований прокурора по следующим основаниям.
В силу ст.210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу п.3 ст.214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст.125 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст.125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно положениям ст.1 ФЗ от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – ФЗ № 28-ФЗ), гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (ст.2 ФЗ № 28-ФЗ).
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время (ст.9 ФЗ № 28-ФЗ).
Пунктом 2 ст.8 ФЗ № 28-ФЗ предусмотрено, что на органы местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований возложены обязанности по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В силу ст.6 ФЗ № 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. № утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В п.2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны отнесены: убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, станции обеззараживания техники, иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п.9 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с п.10 Порядка, организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в силу п.14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002г. № утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (Далее – Правила №).
Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО (п.1.2 Правил №).
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п.1.3 Правил №).
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся (п.1.7 Правил №).
В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (п.1.8 Правил №).
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (п.2.2 Правил №).
При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (п.3.2.1 Правил №).
Во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами. На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем, или прикладывается к нему (п.3.2.5 Правил №).
Оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона (п.3.2.8 Правил №).
Поверхности стен помещений убежищ лечебных учреждений затираются цементным раствором и окрашиваются масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью. Облицовка стен керамической плиткой не допускается. В операционно-перевязочных помещениях полы покрываются допущенными к применению синтетическими материалами светлых тонов (п.3.2.9 Правил №).
Стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками. Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования. Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы (п.ДД.ММ.ГГГГ Правил №).
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п.ДД.ММ.ГГГГ Правил №).
Санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт. Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа. Расконсервация санузлов должна выполняться в установленные сроки при переводе ЗС ГО на режим убежища (укрытия) (п.ДД.ММ.ГГГГ Правил №).
Комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния. При этом проверяется: герметичность убежища; работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств; возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом (приложение №); эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции; наличие проектной документации. Для проведения комплексных оценок ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению (п.4.1.3 Правил №).
Кроме оценки на герметичность должно быть проведено испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха. Для оценки подпора в режиме фильтровентиляции включается система приточной вентиляции в этом режиме и система вытяжной вентиляции, при этом соответствующие герметические клапаны должны быть открыты, а клапаны перетекания - свободны. Величина подпора воздуха в убежище должна составлять не менее 50 Па (5 мм вод. ст.). Оценка подпора в режиме регенерации внутреннего воздуха осуществляется включением системы поддержания подпора (остальные системы не работают, при этом должны быть закрыты все герметические клапаны на вытяжных системах, застопорены в закрытом положении клапаны избыточного давления в тамбурах входов). Величина подпора должна быть не менее нормативной (п.ДД.ММ.ГГГГ Правил №).
Согласно п.п.1, 2, 3 статьи 18 ФЗ № 28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.
Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно п.2.1 и подп.ДД.ММ.ГГГГ Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), приватизация защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности запрещена.
При этом защитные сооружения, в силу п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016г. № «О реорганизации территориальных управлений федерального агентства по управлению государственным имуществом», утверждено Положение «О межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях».
В силу п.1 Положения Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Положения Территориальное управление самостоятельно осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено в ходе судебного заседания, в соответствии с паспортом противорадиционного укрытия № от 28.08.2003г., указанное защитное сооружение с инвентарным номером 67-укр-0412, расположено по адресу: <адрес>, в подвальном помещении здания ЦРБ, дата приемки в эксплуатацию – 1986 год. Вместимость 150 человек. <адрес> – 156 кв.м.
В соответствии с паспортом противорадиционного укрытия № от 28.08.2003г., указанное защитное сооружение расположено по адресу: <адрес>, в подвальном помещении здания ЦРБ, дата приемки в эксплуатацию – 1986 год. Вместимость 300 человек. <адрес> – 300 кв.м.
Согласно информации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужский, Брянской и Смоленской областях от 09.10.2023г., помещения с инвентарными номерами №-укр-0410 и №-укр-0412, расположенные по адресу: <адрес> (подвальные помещения ОГБУЗ «Ершичская ЦРБ») по состоянию на 09.10.2023г. учтены в реестре федерального имущества с реестровыми номерами федерального имущества № и №.
Аналогичная информация содержится в сообщении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужский, Брянской и Смоленской областях от 25.01.2024г.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы права, а также письменные доказательства, в их совокупности, суд полагает, что уполномоченным собственником спорного объекта гражданской обороны является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Так, судом установлено, что вышеуказанные защитные сооружения являются государственной собственностью Российской Федерации, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность не передавались.
Суду не представлено доказательств того, что в соответствии с решением Правительства РФ спорные объекты недвижимости переданы в государственную собственность Смоленской области, ни прокурором, ни Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской, Смоленской областях.
В собственности ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» (до реорганизации ОГБУЗ «Ершичская ЦРБ»), а также Министерства здравоохранения Смоленской области защитное сооружение объекта гражданской обороны, находиться не может.
Отсутствие в ЕГРН сведений о регистрации права федеральной собственности на спорный объект недвижимости не является основание для вывода об отсутствии соответствующего собственника.
Согласно положениям ст.6 ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.69 Закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу Закона № 122-ФЗ признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
То обстоятельство, что за ОГБУЗ «Рославлськая ЦРБ» на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: <адрес>, включая здания, в подвальном помещении которых расположены спорные объекты, не означает, что защитные сооружения объекта гражданской обороны - противорадиационные укрытия, также принадлежит медицинскому учреждению.
На момент реорганизации государственной собственности спорные помещения, 1986 года ввода в эксплуатацию, уже обладали статусом защитного сооружения, право федеральной собственности на них возникло в силу закона.
Прокуратурой Ершичского района Смоленской области проведена 24 октября 2022 года проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне по содержанию и эксплуатации объектов гражданской обороны, расположенных в подвальном помещении здания по адресу: <адрес>, находящегося в эксплуатации ОГБУЗ «Ершичская ЦРБ» (в настоящее время - ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ»).
В ходе проверки выявлены следующие нарушения осыпание облицовочных материалов и потолка, коммуникации частично демонтированы, в помещениях имеется плесень, помещения захламлены, отсутствует освещение, имеются травмирующие конструкции, вентиляционные коммуникации частично демонтированы, коробы провисли, канализационные конструкции неисправны.
В ходе судебного разбирательства для разрешения технических вопросов по содержанию и эксплуатации защитных сооружений гражданкой обороны и возможности выполнения отдельных видов работ, а также для установления возможно ли их восстановления и использования по целевому назначению, определением Рославльского городского суда Смоленской области от 13.12.2023г. по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Промышленная гражданская жилищная экспертиза».
Согласно выводов экспертного заключения №, выполненного ООО «Промышленная гражданская жилищная экспертиза», техническое состояние защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером №-у-0410, расположенного по адресу: <адрес>, подвальное помещение здания ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ», не соответствует ГОСТ Р4ДД.ММ.ГГГГ-2022 «Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация. Общие технические требования» (утвержден и введен в действие приказом Госстандарта от 12.05.2022г. №-ст), Своду правил CП 88.13330.2022 «СНИП 11-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21.12.2022г. №/пр и Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС РФ от 15.12.2002г. №.
Защитное сооружение гражданской обороны инв. №-у-0410, расположенное по адресу: <адрес>, не может использоваться по своему прямому назначению.
Выявленные в ходе проведенного обследования недостатки защитного сооружения гражданской обороны инв. №-у-0410, являются неустранимыми ввиду технической конфигурации обследуемого ЗС ГО, состоящих из двух помещений.
При выполнении работ для приведения обследуемых ЗС ГО в техническое состояние, соответствующее требованиям действующего законодательства РФ, предъявляемым к ЗС ГО, так как помещения будут задействованы для устройства в помещениях всех необходимых инженерных коммуникаций, а также часть помещений будет обустроена под вспомогательные помещения ЗС ГО (санузлы, помещения под спальные места).
Фактически в обследуемых помещениях ЗС ГО не останется места для размещения именно людей.
Таким образом, принимая во внимание объемно-планировочное решение защитного сооружения гражданской обороны инв. №-у-0410 проведение ремонтно-восстановительных работ для эксплуатации обследуемого строения в качестве ЗС ГО технически невозможно и экономически нецелесообразно. Использование данного убежища возможно только в хозяйственных целях.
Выявленные дефекты, на момент обследования защитного сооружения гражданской обороны укрытие №-укр-0410, расположенного по адресу: <адрес>, препятствуют использованию ЗС ГО по назначению. Использование данного убежища возможно только в хозяйственных целях.
Техническое состояние защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером №-у-0412, расположенного по адресу: <адрес>, подвальное помещение ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ», не соответствует ГОСТ Р4ДД.ММ.ГГГГ-2022 «Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация. Общие технические требования» (Утвержден и введен в действие Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст), Своду правил CП 88.13330.2022 «СНИП 11-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр и Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Защитное сооружение гражданской обороны инв. №-у-0412, расположенное по адресу: <адрес> не может использоваться по своему прямому назначению.
При проведении обследования были выявлены следующие дефекты защитного сооружения:
Внутренние стены.
Отделка части внутренних стен не соответствует п.п.3.2.8, 3.5.3 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
- внутренняя отделка помещений (стены, потолки) выполнена из горючих материалов, что не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона;
- применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений недопустимо.
Дополнительно эксперт обратил внимание суда на то, что ЗС ГО не соответствует следующим требованиям:
- согласно п. 3.2.7. Приказа МЧС помещения ЗС ГО должны быть сухими;
- согласно п. 3.2.1. Приказа МЧС при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность:
- защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
-герметизации и гидроизоляции всего сооружения.
- инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Инженерно-технические системы: Вентиляция и отопление.
В настоящее время основные системы вентиляции не эксплуатируются по причине неисправности, трубы частично демонтированы, на оставшихся трубах имеется коррозия.
Внутренняя система отопления, внешнее подключение имеется. При этом система отопления не соответствует п.12.4.5 Свода правил, а именно: систему отопления ЗС ГО следует проектировать общей с отопительной системой здания или, при обосновании, - в виде отдельной ветки и с устройствами для отключения в пределах укрытия. Система отопления является общей с отопительной системой здания.
Техническое состояние системы вентиляции не соответствует п.3.3.3 Приказа МЧС, а именно: снабжение укрытий воздухом осуществляется за счет естественной вентиляции и вентиляции с механическим побуждением; а также п.12.4.1. Свода правил, а именно: в противорадиационных укрытиях следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением.
Водоснабжение и канализация.
На внутренней разводке системы водоснабжения и канализации наблюдаются коррозия, внешнее подсоединение к уличным сетям - имеется.
Система канализации не соответствует требованиям п.ДД.ММ.ГГГГ. Приказа МЧС, а именно: санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт.
Электроснабжение.
Электропроводка выполнена из алюминиевых проводов, проложенных открыто и скрыто по стенам и потолкам, наблюдаются следы ремонта, в некоторых помещениях отсутствуют осветительные приборы; электроснабжение имеется не во всех помещениях ЗС ГО. Распределительный щит шкафного исполнения находится в коридоре, в данном щите установлены карболитовые автоматы.
Согласно п.13.2.1 Свода правил для всех помещений защитных сооружений гражданской обороны следует предусматривать систему общего освещения – обследуемое ЗС ГО соответствует. Система освещения имеется.
При этом ЗС ГО не соответствует п.13.2.5 Свода правил, а именно: в защитных сооружениях при высоте установки светильников над полом менее 2,5 м следует предусматривать применение светильников, исключающих доступ к лампам без специальных приспособлений.
Дополнительно эксперт обратил внимание, что все инженерно-технические системы не соответствуют следующим требованиям:
- согласно п.4.17 Свода правил во встроенных убежищах прокладка транзитных линий инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, отопление, электроснабжение), связанных с системами зданий (сооружений), в которые встроены убежища, возможна при условии установки отключающих и других устройств, исключающих нарушения защитных свойств убежищ. Канализационные стояки должны быть заключены в стальные трубы или железобетонные короба, надежно заделанные в покрытие и пол убежища;
- согласно п.ДД.ММ.ГГГГ. Приказа МЧС элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета:
1) в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;
2) в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС;
3) в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения;
4) в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод;
5) в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;
6) в коричневый - трубы системы отопления;
7) в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы.
-согласно п.ДД.ММ.ГГГГ. Приказа МЧС инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
- согласно п.3.2.1. Приказа МЧС при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Связь.
Связь в ЗС ГО отсутствует, что является нарушением п.14.3 Свода правил, а именно: в противорадиационном укрытии, предназначенном для размещения руководства предприятия (учреждения), должна быть телефонная связь с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и громкоговоритель, подключенный к городской и местной сетям проводного вещания.
Вход и аварийный выход.
В ходе обследования конструкций входа, а именно двери, установлено дверь в ЗС ГО решетчатая, наблюдается коррозия.
Техническое состояние внутренних дверей в ЗС ГО не соответствует следующим требованиям:
- п.ДД.ММ.ГГГГ Свода правил - все входы и выходы в ЗС ГО должны быть оборудованы охранными (сигнальными) устройствами при открывании дверей и ставней по мирному времени;
- п. 5.4.6 Свода правил - двери в тамбурах следует предусматривать: в наружной стене - защитно-герметические, во внутренней стене - герметические. Двери должны открываться наружу - по ходу эвакуации людей из убежища.
Также вход и аварийный вход не соответствуют п.3.2.6. Приказа МЧС, а именно: входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод.
Кроме того, обследуемое ЗС ГО не соответствует требованиям противопожарной безопасности, а именно: согласно п.3.5.1 Приказа МЧС При эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Исходя из вышеизложенного, выявленные в защитном сооружении гражданской обороны инв. №-у-0412 недостатки являются устранимыми; проведение ремонтно-восстановительных работ по устранению выявленных недостатков целесообразно, однако потребуются значительные временные и финансовые затраты.
Выявленные дефекты, на момент обследования, защитного сооружения гражданской обороны укрытие №-укр-0412, расположенного по адресу: <адрес>, препятствуют в использовании защитного сооружения гражданской обороны по прямому назначению; после проведения ремонтно-восстановительных работ защитное сооружение гражданской обороны №-укр-0412 может использоваться по назначению.
Заключение эксперта ООО «Промышленная гражданская жилищная экспертиза» суд признает допустимым доказательством, поскольку оно соответствует требованиям действующего законодательства, является логичным, последовательным, составлено экспертом, имеющим высшее профессиональное образование, необходимую квалификацию и стаж работы, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований для сомнений в объективности заключения эксперта у суда не имеется.
Суд, оценив представленные сторонами доказательства, в том числе, заключение проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, приходит к выводу, что защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером №-укр-0412 и противорадиационное укрытие с инвентарным номером №-укр-0410, относятся к защитным сооружениям гражданской обороны, техническое состояние которых не соответствует ГОСТ Р4ДД.ММ.ГГГГ-2022 «Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация. Общие технические требования» (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.05.2022г. №-ст), Своду правил СП 88.13330.2022 «СНИП II-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр и Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Выявленные в результате обследования недостатки противорадиационного укрытия с инвентарным номером №-укр-0412 являются устранимыми; при обследовании здания не выявлены недостатки, оказывающие негативное влияние на несущую способность как ПРУ, так и здания, под которым оно располагается.
При этом, как следует из заключения вышеуказанной экспертизы, без выполнения ремонтно-восстановительных работ будет отсутствовать возможность использовать ПРУ по его прямому назначению, предусмотренному требованиями приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77* (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр). Устранение выявленных недостатков целесообразно.
Выявленные в результате обследования противорадиационного укрытия с инвентарным номером №-укр-0410 объемно-планировочные решения свидетельствуют о том, что проведение ремонтно-восстановительных работ для эксплуатации обследуемого строения в качестве ЗС ГО технически невозможно и экономически нецелесообразно. Использование данного убежища возможно только в хозяйственных целях.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора по принятию мер по обеспечению готовности к использованию противорадиационного укрытия с инвентарным номером №-укр-0412 по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Также подлежат удовлетворению требования прокурора по принятию мер по снятию с учета противорадиационного укрытия с инвентарным номером №-укр-0410 по адресу: <адрес>.
В этой связи суд полагает необходимым обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской, Смоленской областях осуществить мероприятия, направленные на приведение защитного сооружения гражданской обороны с инв. №-укр-0412, расположенного по адресу: <адрес>, к готовности в соответствии с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002г. №, СП 88.13330.2022. «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», утвержденных приказом Минстроя России от 21.12.2022г. №пр, путем проведения ремонта стен и потолка, устранения захламления помещений, оборудования освещения, приведения в исправное состояние инженерно-технического оборудования защитного сооружения, а также осуществить мероприятия по снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны с инв. №-укр-0410, расположенного по адресу: <адрес>, предусмотренные п.п.2.6 и 2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002г. №.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая положения ч.2 ст.206 ГПК РФ, а также принимая во внимание значимость защитного сооружения по безопасности населения, а также объем работ и средств, необходимых для выполнения вышеназванных работ, суд считает необходимым установить срок для приведения мероприятий, направленных на приведение защитного сооружения гражданской обороны с инв. №-укр-0412, расположенного по адресу: <адрес>, к готовности в соответствии с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002г. №, СП 88.13330.2022. «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», утвержденных приказом Минстроя России от 21.12.2022г. №пр, путем проведения ремонта стен и потолка, устранения захламления помещений, оборудования освещения, приведения в исправное состояние инженерно-технического оборудования защитного сооружения – в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Также суд считает необходимым установить 12 месяцев со дня вступления законную силу решения суда, для выполнения осуществления мероприятий по снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны с инв. №-укр-0410, расположенного по адресу: <адрес>, предусмотренных п.п.2.6 и 2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002г. №.
Указанный срок с учетом характера и объема действий ответчика, необходимых для исполнения решения суда, по мнению суда, является разумным для реального исполнения принятого судом решения и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
В случае если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (ч.4 ст.103 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела при рассмотрении дела определением суда была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО «Промышленная гражданская жилищная экспертиза», расходы по проведению экспертизы были возложены на Управление Судебного департамента в Смоленской области за счет средств федерального бюджета.
Заключение эксперта представлено в материалы дела. ООО «Промышленная гражданская жилищная экспертиза» представлено ходатайство на перечисление денежных средств в размере 80000 рублей за проведение судебной экспертизы по гражданскому делу.
Суд полагает, что расходы за проведение судебной строительно-технической экспертизы ООО «Промышленная гражданская жилищная экспертиза» в размере 80000 рублей, следует отнести за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора Ершичского района Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о возложении обязанности осуществить мероприятия, направленные на приведение защитного сооружения к готовности и проведению мероприятий по снятию с учета защитного сооружения, удовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях осуществить в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, мероприятия, направленные на приведение защитного сооружения гражданской обороны с инв. №-укр-0412, расположенного по адресу: <адрес>, к готовности в соответствии с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002г. №, СП 88.13330.2022. «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», утвержденных приказом Минстроя России от 21.12.2022г. №пр, путем проведения ремонта стен и потолка, устранения захламления помещений, оборудования освещения, приведения в исправное состояние инженерно-технического оборудования защитного сооружения.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях осуществить в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, мероприятия по снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны с инв. №-укр-0410, расположенного по адресу: <адрес>, предусмотренные п.п.2.6 и 2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002г. №.
Взыскать за счет средств федерального бюджета в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Промышленная гражданская жилищная экспертиза» расходы по проведению судебной строительно-технической экспертизы № в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) сторонами в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления).
Председательствующий (судья) В.О. Самсонова
Мотивированное решение суда изготовлено 22.07.2024г.