Дело /А-50/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2020 года                                                                                                        г.Себеж

Себежский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Москаленко Т.Ю.,

при секретаре Шершневой А.Н,

с участием заместителя Псковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области Савельева А.В.,

представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Псковской области» Герасимовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Псковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Псковской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) осужденных к лишению свободы, привлекаемых администрацией исправительного учреждения к оплачиваемому труду,

установил:

Псковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области обратился в суд с административным иском, уточнённым в ходе судебного заседания, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Псковской области», указав, что в ходе проведенной органом прокуратуры проверки выявлены допущенные данным исправительным учреждением нарушения законодательства в части привлечения осужденных к труду. В частности, установлено, что осужденные к лишению свободы, трудоустроенные на декретированные должности, а именно на должности поваров, кухонных рабочих, резчиков пищевой продукции, заведующего баней (прачечной), рабочего по обслуживанию в бане, рабочего по стирке и ремонту специальной одежды, истопника бани, портного, обувщика по ремонту обуви, парикмахера, не проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, что является нарушением требований санитарно-эпидемиологического и трудового законодательства, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее - Приказ Минздрасоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н), подвергает опасности жизнь и здоровье осужденных, круг которых не определен.

Констатируется, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором в ФКУ ИК-3 было внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени таковые не устранены.

Прокурор просит суд признать допущенное административным ответчиком в данной части бездействие незаконным и обязать ФКУ ИК-3 в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) осужденных к лишению свободы, привлекаемых администрацией исправительного учреждения к оплачиваемому труду на декретированных должностях, а именно на должности поваров, кухонных рабочих, резчиков пищевой продукции, заведующего баней (прачечной), рабочего по обслуживанию в бане, рабочего по стирке и ремонту специальной одежды, истопника бани, портного, обувщика по ремонту обуви, парикмахера, в соответствии с Приказом Минздрасоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н.

В судебном заседании прокурор Савельев А.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Герасимова С.В., иск признала в полном объеме; указала, что предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) осужденных к лишению свободы не проводились в связи с отсутствием финансирования.

Представитель заинтересованного лица Управления ФСИН России по Псковской области Васильева Т.К., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, с исковыми требованиями истца согласна.

             Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 предметом прокурорского надзора является надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, к которым относится административный ответчик.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", обязанность обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы лежит на данных учреждениях.

В соответствии с п. 2 Устава ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области предметами и целями деятельности данного Учреждения является, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии с положениями названного Кодекса каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Как следует из абзаца второго ст.5 ТК РФ трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из названного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Частью 1 ст. 209 ТК РФ установлено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В силу ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с частью 1, абзацем одиннадцатым ч. 2 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно ч. 2 ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Постановлением Главного государственного санитарного врача от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ введены в действие санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1).

Согласно п. 1.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 данные Правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Вышеназванные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана, в том числе с организацией питания населения.

В соответствии с пунктом 13.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень), а также Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), утверждены приказом Минздрасоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н.

Пунктами 14, 15, 21 Перечня установлено, что обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, а также в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, на работах в организациях бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских). Предусмотрено, что медицинские осмотры проводятся один раз в год с участием дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматолога, в случае необходимости - инфекциониста.

Кроме того, названными пунктами закреплены виды лабораторных и функциональных исследований, проведение которых необходимо для допуска лиц к перечисленным выше работам. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых, в том числе, на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (пункт 1 Порядка).

Пунктом 2 Порядка установлено, что обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

В соответствии с пунктом 3 Порядка обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний; выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; предупреждения несчастных случаев на производстве.

Таким образом, действующим правовым регулированием на администрации исправительных учреждений возложена обязанность по обеспечению охраны здоровья осужденных, в том числе путем проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях выявления заболеваний, которые могут распространяться при выполнении определенных видов работ.

Правоотношения, связанные с применением труда осужденных, являются трудовыми и, следовательно, требования трудового законодательства, регулирующие, в том числе прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) указанными лицами в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н, распространяются на данные правоотношения.

Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено представителями административного ответчика и заинтересованного лиц, что ряд лиц, осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в ФКУ ИК-3, привлечены к работам на декретированных должностях, в частности на должностях поваров, кухонных рабочих, резчиков пищевой продукции, заведующего баней (прачечной), рабочего по обслуживанию в бане, рабочего по стирке и ремонту специальной одежды, истопника бани, портного, обувщика по ремонту обуви, парикмахера, при выполнении которых, в силу приведенных выше положений законодательства, обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Однако, осужденные, занятые на указанных работах, необходимые осмотры (обследования) в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н, не проходят.

ДД.ММ.ГГГГ Псковским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области в ФКУ ИК-3 внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в том числе, требований Приказа Минздрасоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н.

Данное представление рассмотрено, не оспорено, однако указанные в нем нарушения до настоящего времени не устранены.

Выявленные нарушения подвергают опасности жизнь и здоровье контингента исправительного учреждения, состав которого постоянно меняется, то есть неопределенного круга лиц.

Заявленный прокурором срок для устранения указанных выше нарушений, признается судом разумным и достаточным для исполнения судебного решения.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные по делу требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179, 227-228, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░.

              ░░░░░░░ ░░░ ░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:             ░░░░░░░░░░ ░.░.

2а-50/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Псковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области
Ответчики
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области
Другие
Управление ФСИН России по Псковской области
Суд
Себежский районный суд Псковской области
Судья
Москаленко Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
sebezhsky.psk.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация административного искового заявления
23.12.2019Передача материалов судье
25.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2019Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
10.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив
10.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее