УИД 03RS0003-01-2022-007626-72
№ 2-7420/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 01 сентября 2022 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л.,
при секретаре Кутлуяровой Э. Р.,
при участии представителя истца прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан - старшего помощника прокурора Кировского района города Уфы Республики Башкортостан Каримова С. Ф. на основании удостоверения, доверенности,
представителя ответчика ГКУ «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» Габдуллинной О. А. на основании доверенности,
представителя третьего лица Правительства Республики Башкортостан – Назаровой Е. Н. по доверенности,
представителя третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан – Гизатуллиной Л. М. по доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседанию дело № 2-7420/2022 по иску Прокурора Краснокамского района к ГКУ «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» об обязании устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения,
установил:
истец обратился в суд с названным иском, в обоснование, указывая, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Краснокамского района во исполнение поручения прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка по обращению депутата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Галина И.И. о неудовлетворительном состоянии автомобильных дорог на территории Краснокамского района.
Проверка проведена с привлечением государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Краснокамскому району.
Установлено, что автомобильная дорога <адрес>, включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.20212 №, находятся в собственности Республики Башкортостан в оперативном управлении ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В ходе выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ установлено, что участок автомобильной дороги <адрес> имеют асфальтобетонное покрытие, дорожное полотно в удовлетворительном состоянии, имеется соответствующая дорожная разметка.
Между тем, в нарушение ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст отсутствует искусственное освещение проезжей части указанных автомобильных дорог в зоне действия дорожных знаков «населенный пункт <адрес>», «населенный пункт <адрес>», «населенный пункт <адрес>»
Стационарное искусственное освещение проезжей части указанных автомобильных дорог в зоне действия дорожных знаков «населенный пункт <адрес>», «населенный пункт <адрес>», «населенный пункт <адрес>» предусмотрено и в Проектах организации дорожного движения и обустройства <адрес> ГКУ «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан».
По данному факту прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя ГКУ «УДХ РБ» внесено представление.
Согласно ответа ГКУ «УДХ РБ» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № устройство линий электроосвещения согласно проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги «<данные изъяты>.
Также, из указанного ответа следует, что вопросы устройства линий электроосвещения на указанных участках автомобильных дорог будут рассмотрены при формировании территориального заказа на ДД.ММ.ГГГГ годы, исходя из объемов финансирования.
Согласно письма ГКУ «УДХ РБ» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в связи с ограниченностью бюджета Республики Башкортостан данные объекты в территориальный заказ не включены.
Отсутствие освещения на указанных участках автомобильных дорог создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в особенности жителей населенных пунктов <адрес>
Дальнейшее бездействие со стороны ГКУ «УДХ РБ» по устройству линий электроосвещения может вызвать наступление негативных последствий для неопределенного круга лиц, создает реальную угрозу жизни и здоровью людей.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, истец просит: Обязать Государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» установить линии электроосвещения на участках автомобильных дорог: <адрес> согласно проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильных дорог.
Представитель истца прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан - старший помощник прокурора Кировского района города Уфы Республики Башкортостан Каримов С. Ф. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ГКУ «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» Габдуллинна О. А. в судебном заседании исковые требования не поддержала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований на основании отзыва, представленного в материалы гражданского дела. В отзыве ответчик ссылается на то, что выполнение работ по устройству электроосвещения возможно только при капитальном ремонте автомобильных дорог. ГКУ УДХ не имеет возможности обеспечить стационарным электрическим освещением указанные участки автомобильной дороги, поскольку дорожная деятельность является плановой и зависит от поступления денежных средств, выделенных на данные цели.
Представитель третьего лица Правительства Республики Башкортостан – Назарова Е. Н., представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Гизатуллина Л.М. на судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав и оценив материалы дела, выслушав участников, суд пришел к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 4 названного Федерального закона законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу положений пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 33 названного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 названного закона отнесено утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
По правилам части 1 статьи 18 названного закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Краснокамского района во исполнение поручения прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка по обращению депутата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Галина И.И. о неудовлетворительном состоянии автомобильных дорог на территории <адрес>
Установлено, что автомобильная дорога <адрес>, включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.20212 №, находятся в собственности Республики Башкортостан в оперативном управлении ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В ходе выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует • искусственное освещение проезжей части указанных автомобильных дорог в зоне действия дорожных знаков «населенный пункт <адрес>», «населенный пункт <адрес>», «населенный пункт <адрес>».
По данному факту прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя ГКУ «УДХ РБ» внесено представление.
Согласно ответа ГКУ «УДХ РБ» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № устройство линий электроосвещения согласно проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги «<адрес> предусмотрено на участке <адрес>
Также, из указанного ответа следует, что вопросы устройства линий электроосвещения на указанных участках автомобильных дорог буду рассмотрены при формировании территориального заказа на ДД.ММ.ГГГГ годы, исходя из объемов финансирования.
Согласно письма ГКУ «УДХ РБ» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в связи с ограниченностью бюджета Республики Башкортостан данные объекты в территориальный заказ не включены.
Установлено, что Государственное казенное учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» является владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, перечень которых утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ. В указанный перечень входит и автомобильная дорога Красный <адрес>
В соответствии с пунктом 1.5 Устава Государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Согласно пункту 1.7. Устава заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Между тем, суд признает несостоятельным довод о том, что ГКУ УДХ не имеет возможности обеспечить стационарным электрическим освещением указанные участки автомобильной дороги, поскольку дорожная деятельность является плановой и зависит от поступления денежных средств, выделенных на данные цели. Отсутствие денежных средств (их недостаток) само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства и не освобождает ответчиков от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
иск Прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» установить линии электроосвещения на участках автомобильных дорог: <адрес> согласно проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильных дорог в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Соколова И. Л.
Решение суда в окончательной форме принято 08.09.2022.