Решение по делу № 33-294/2022 (33-4264/2021;) от 20.12.2021

Судья Кукурекин К.В.                                                             дело № 2-1782/2021

                                                                                    (первая инстанция)

                                                                                             дело № 33-294/2022

                                                                                (33-4264/2021)

     (апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2022 года                               город Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего судьи           Устинова О.И.,

    судей                                               Анашкиной И.А., Козуб Е.В.,

    при секретаре                                       Дубравской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств» на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 18 октября 2021 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту культуры города Севастополя, Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя «Севастопольский центр культуры и искусств», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю, Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя, о понуждении совершить определенные действия,

заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Ленинского района города Севастополя обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором, увеличив исковые требования, просит:

Обязать Департамент культуры города Севастополя выделить необходимые денежные средства Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя «Севастопольский центр культуры и искусств» для выполнения следующих мероприятий по исполнению санитарно-эпидемиологических требований, обеспечению пожарной безопасности, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию, организации медицинского обслуживания обучающихся:

- разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, с учетом необходимости оснащения объекта техническими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание, оборудование медицинского кабинета, устранения нарушений пожарной безопасности;

- в здании расположенном по адресу: <адрес>:

- обеспечение исправного состояния систем и установок противопожарной защиты и не организовано проведение проверки их работоспособности (система автоматической остановки пожаротушения конструкции сцены);

- в здании расположенном по адресу: <адрес>-А;

- оборудование помещений автоматической установкой пожарной сигнализации;

- оборудование здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- оборудование объекта защиты аварийным освещением;

- подтверждение соответствия требования пожарной безопасности материала, используемого для облицовки стен и потолка в коридоре, где расположены помещения фотолаборатории и туалета, для облицовки потолка в фотолаборатории, для покрытия пола в художественной студии, для покрытия пола в фотоклубе, для покрытия пола в коридоре;

- на оборудование объекта необходимыми техническими средствами для обеспечения в беспрепятственного доступа инвалидов в здание по адресу: <адрес>, в соответствии с проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, а также в здании по адресу: <адрес>А;

- оборудование медицинского кабинета по месту реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств и оснащения его необходимым оборудованием в соответствии со стандартами оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся образовательных организаций.

- проведение ремонта помещений учебного класса, мастерской, коридора, санитарного узла художественной студии и кабинета фотокружка, расположенных в здании по адресу: <адрес>А.

Обязать государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя «Севастопольский центр культуры и искусств» обеспечить выполнение необходимых работ по устранению нарушений пожарной безопасности в здании, расположенному по адресу: <адрес>А:

- обеспечение открывания второй двери эвакуационного выхода по направлению выхода из здания;

- составление в отношении объекта защиты декларации пожарной безопасности.

Обязать государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя «Севастопольский центр культуры и искусств» в течение 3 месяцев со дня выделения необходимых денежных средств Департаментом культуры города Севастополя в здании по адресу: <адрес>А, обеспечить выполнение работ по исполнению санитарно-эпидемиологических требований, обеспечению пожарной безопасности, беспрепятственного доступа инвалидов к зданию, организации медицинского обслуживания обучающихся:

- оборудование помещений автоматической установки пожарной сигнализации;

- оборудование здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- оборудование объекта защиты аварийным освещением;

- подтверждение соответствия требования пожарной безопасности материала, используемого для облицовки стен и потолка в коридоре, где расположены помещения фотолаборатории и туалета, для облицовки потолка в фотолаборатории, для покрытия пола в художественной студии, для покрытия пола в фотоклубе, для покрытия пола в коридоре;

- оборудование объекта необходимыми техническими средства для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание;

- проведение ремонта помещений учебного класса, мастерской, коридора, санитарного узла художественной студии и кабинета фотокружка;

- оборудование медицинского кабинета и оснащения его необходимым оборудованием в соответствии со стандартами оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся образовательных организаций (в случае реализации по данному адресу образовательных программ);

Обязать государственного бюджетное учреждение культуры города Севастополя «Севастопольский центр культуры и искусств» в течение трех месяцев со дня выделения необходимых денежных средств Департаментом культуры города Севастополя обеспечить выполнение работ по разработке проектной документации по сохранению объекта культурного наследия с учетом необходимости оснащения объекта техническими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание, оборудование медицинского кабинета, устранения нарушений пожарной безопасности по адресу: <адрес>.

Обязать государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя «Севастопольский центр культуры и искусств» в течение трех месяцев со дня согласования уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в г. Севастополя проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия обеспечить в здании по адресу: <адрес>, выполнение необходимых работ:

- по обеспечению исправного состояния систем и установок противопожарной защиты и не организовано проведение проверки их работоспособности (система автоматической установки пожаротушения конструкции сцены);

- по оборудованию объекта в соответствии с проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия, необходимыми техническими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание по адресу: <адрес>;

- по оборудованию медицинского кабинета и оснащения его необходимым оборудованием в соответствии со стандартами оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся образовательных организаций.

Обязать государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя «Севастопольский центр культуры и искусств» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить лицензию на осуществление образовательной деятельности по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес>-А (в случае реализации по данному адресу образовательных программ).

Требования обоснованы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района города Севастополя с привлечением специалистов проверки в зданиях по адресам: <адрес>А в городе Севастополе, где осуществляет деятельность, в том числе образовательную, ГБУК Севастополя «Севастопольский центр культуры и искусств», выявлены нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов, об образовании, а также в здании по <адрес>, включенном в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 18 октября 2021 года исковые требования удовлетворены полном объеме.

В поданной апелляционной жалобе ответчик ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств» просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в части, касающейся возложения на ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств» обязанностей: получить лицензию на осуществление образовательной деятельности; оборудовать медицинский кабинет, оснастить его необходимым оборудованием в соответствии со стандартами оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся образовательных организаций; оборудовать необходимыми техническими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здания по <адрес> ответчик просит продлить срок выполнения возложенных решением суда обязанностей до 6 месяцев со дня выделения Департаментом культуры <адрес> необходимых денежных средств для обеспечения выполнения работ по исполнению санитарно-эпидемиологических требований, обеспечению пожарной безопасности.

Ответчик не оспаривает необходимость наличия системы пожарной безопасности, однако указывает на то, что судом не принято во внимание, что ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств» не реализует ни одной образовательной программы. Деятельность клубных формирований - это культурно-досуговая деятельность, осуществляемая для отдыха, а также в качестве хобби, не имеет сложной структуры, отсутствует итоговая аттестация, не осуществляется выдача документов об образовании и (или) квалификации, посещение клубного формирования не обязательно и ни на что не влияет. Клубные формирования учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о работе клубных формирований и творческим планом деятельности клубного формирования. Культурно-досуговая деятельность — это вид культурной деятельности, которая протекает в любительской форме, в свободное от работы или другой трудовой деятельности время, её деятельность полностью самоуправляема. Поскольку ответчик не является образовательным учреждением, требования относительно обеспечения организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудования медицинского кабинета и оснащения его необходимым оборудованием в соответствии со стандартами оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся образовательных организаций, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание, а также получения лицензии на осуществление образовательной деятельности безосновательны и не подлежат удовлетворению.

Обеспечение открывания дверей по направлению выхода может быть осуществлено в рамках проведения комплексного ремонта и приведения здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности в целом. Учреждение неоднократно делало запросы в Департамент культуры города Севастополя о необходимости выделения денежных средств на капитальный ремонт здания по <адрес>А и приведение его в соответствие с требованиями пожарной безопасности, однако денежные средства на протяжении всего времени не выделялись, изменения в проект бюджета учреждения для финансирования указанных целей не утверждались. Также Прокуратура настаивает на обязании ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств» в течение трех месяцев со дня выделения денежных средств обеспечить выполнение работ. Однако при наличии выделенных бюджетных средств учреждение будет обязано освоить их в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Обеспечить выполнение работ с учетом проведения конкурентных процедур выбора поставщика/подрядчика в течение трех месяцев не представляется возможным, так как процедура (аукцион), с помощью которой будет определен поставщик/подрядчик, может занять более одного месяца. Таким образом, данный пункт о понуждении к реализации и освоению денежных средств при их выделении Департаментом культуры города Севастополя не имеет смысла, поскольку это обязанность учреждения в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Судом совершенно не изучены и не проанализированы представленные доказательства в отношении обеспечения исправного состояния систем и установок противопожарной защиты. Неработоспособность системы автоматической установки пожаротушения конструкции сцены в здании по <адрес> не является виной учреждения. Учреждением были выполнены все условия для наличия указанной системы в концертном зале, однако из-за недобросовестного отношения Подрядчика к выполнению своих обязательств по договору система автоматической установки пожаротушения не введена в эксплуатацию. В настоящее время в Петроградском районном отделе судебных приставов ФССП России по г. Санкт-Петербургу находится исполнительный лист об обязании подрядчика устранить недостатки работ при выполнении монтажа данной системы.

Представитель апеллянта - ответчика ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств» и представитель ответчика Департамента культуры города Севастополя в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержали по основаниям, в ней изложенным.

Прокурор в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное.

Заслушав судью-докладчика, явившихся участников, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене состоявшегося по делу решения.

Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

По мнению судебной коллегии постановленное по делу решение суда приведенным требованиям закона соответствует.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя в 2019 году с привлечением специалистов проведена проверка исполнения Государственным бюджетным учреждением культуры города Севастополя «Севастопольский центр культуры и искусств» (далее ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств», Учреждение) требований законодательства при организации досуговой занятости несовершеннолетних.

Учреждение осуществляет деятельность в зданиях по адресам: <адрес>А, принадлежащих на праве собственности городу Севастополю и закрепленных на праве оперативного управления за ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств».

В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов, об образовании, а также в здании по <адрес>, включенном в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия.

По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также установления факта осуществления образовательной деятельности без лицензии, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств» внесено представление об устранении нарушений законодательства, причин и условий, которые им способствовали.

Судом установлено, что в установленные прокурором сроки требования представления не выполнены, выявленные нарушения устранены не в полном объеме. Невыполненные мероприятия приведены в исковом заявлении.

Также в ходе прокурорской проверки установлено, что в учреждении организованы клубные формирования, которые осуществляют свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом директора учреждения от 31 августа 2018 года № 82-П.

Установлено, что в учреждении созданы организационно-педагогические условия образовательной деятельности: обучение осуществляется с учетом уровня подготовки и возраста обучающегося; имеется расписание занятий; определены планы работы на учебный год; ведется учет посещения; в обучении используются аудиовизуальные средства необходимые для организации образовательной деятельности.

Истец полагает, что деятельность организованных учреждением клубных формирований фактически является образовательной деятельностью в сфере дополнительного образования и подлежит лицензированию. Лицензия на осуществление образовательной деятельности учреждением до настоящего времени не получена.

Ответчик неисполнение представления мотивирует несогласием с выводами прокурора о фактическом осуществлении клубными формированиями образовательных программ, образовательная деятельность не осуществляется, ввиду чего необходимость в обеспечении специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями отсутствует. Также ответчик обращает внимание, что данное здание является объектом культурного наследия, ввиду чего проводить какие-либо работы по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию, связанные с созданием условий обеспечивающих беспрепятственный доступ для инвалидов, невозможно.

Нарушения противопожарной безопасности в зданиях ответчик не оспаривал, подтвердил частичное неисполнение представления прокурора материалами переписки, в соответствии с которыми полагает требование прокурора неисполнимым.

Из материалов дела следует, что здание по <адрес>, в котором расположен ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств», включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 40, 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в связи с чем проведению работ по устранению вышеуказанных нарушений в здании учреждения должна предшествовать разработка проектной документации по сохранению объекта культурного наследия и ее согласование с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в г. Севастополе.

Ссылаясь на положения статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, учитывая положения о Департаменте культуры города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 1 марта 2021 года № 79-ПП, учитывая, что обязанности по финансированию в достаточном объеме подведомственных образовательных организаций для проведения мероприятий по обеспечению охраны жизни и здоровья людей Департаментом культуры города Севастополя не выполнены, выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних учащихся образовательной организации и других участников образовательного процесса, круг которых определить невозможно, поскольку он изменяется в ходе учебного года, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными, законными и подлежат удовлетворению.

В части возложения на Департамент культуры города Севастополя обязанности по обеспечению финансирования указанных в решении суда мероприятий, а также в части возложения на ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств» обязанностей по устранению нарушений требований противопожарной безопасности решение суда не обжалуется, и верность выводов суда в соответствующей части в силу положений статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств» является организацией дополнительного образования, на которую возложена обязанность создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, а Департамент культуры города Севастополя обязан осуществить финансирование мероприятий по обеспечению проведения в объекте культурного наследия ремонтных работ необходимых для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического, а также законодательства о пожарной безопасности. При этом невыполнение обязанностей по созданию безопасных условий ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся, сотрудников учреждения, и неопределенного круга лиц.

Доводы апелляционной жалобы ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств» о необоснованности выводов суда в части необходимости получения лицензии на осуществление образовательной деятельности подлежат отклонению.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) даны следующие понятия: образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ; образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (пункты 9, 17 статьи 2).

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 10 Закона об образовании).

Из материалов дела следует, что ответчиком образованы клубные формирования, которые осуществляют свою деятельность на основании Положения о нем, утвержденного приказом директора Учреждения. В клубных формированиях осуществляется работа с детьми по различным направлениям: хореография, вокал, театральное и художественное искусство.

В соответствии с пунктом 2.5. Положения о работе клубных формирований Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя «Севастопольский центр культуры и искусств», утвержденного приказом директора учреждения от 31 августа 2018 года № 82-П, посещение клубных формирований осуществляется в соответствии с утвержденным расписанием индивидуально для каждого клубного формирования.

Согласно пунктам 2.15., 4.7., Приложению при приеме в клубные формирования проводится конкурсный отбор участников, вступительные испытания в форме собеседования, просмотра и прослушивания.

Участник обязан посещать клубное формирование в соответствии с расписанием и утвержденным планом (пункт 8.2.7 Положения).

В Учреждении осуществляет деятельность развивающая познавательная детская студия «Гармония», программа которой включает адаптацию и подготовку к школе детей 4-6 лет, занятия по английскому языку, проводится обучение грамоте, математике, письму, ознакомление с окружающим миром. Студией разработан перспективный план работы на год по возрастам, в котором отражены основные характеристики образования: объем, содержание и планируемые результаты, определены обучающие, развивающие и воспитательные цели обучения. В дневнике работы коллектива в разделе «Содержание занятий, репетиций» указаны раздела и темы занятий. В журнале ведется учет посещаемости, расписание с датами и темами занятий, а также временем и количеством занятий.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что учреждением созданы организационно-педагогические условия для реализации образовательных программ, ведется обучение по программам с учетом уровня подготовки и возраста обучающихся, имеется расписание занятий, определена оценка эффективности реализации программ, ведется учет посещения, используется групповая и индивидуальная формы обучения, зачисление в группы происходит на основании конкурсного отбора с учётом физических и профессиональных данных, а также индивидуальных способностей. Что подтверждает ведение Учреждением образовательной деятельности.

Осуществляемая на основании соответствующей образовательной программы деятельность учреждения по подготовке к школе, по обучению грамоте, письму, математике, иностранному языку, хореографии, вокалу с привлечением педагогических работников является дополнительным образованием и требует наличия лицензии на образовательную деятельность.

В свете положений статей 2, 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и установленных обстоятельств деятельность учреждения фактически является образовательной деятельностью в сфере дополнительного образования и подлежит лицензированию.

Согласно положениям пункта 40 части 1 стати 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», части 1 статьи 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Кроме того заслуживает внимания то обстоятельство, что постановлением и.о. мирового судьи Ленинского судебного района города Севастополя судебного участка № 12 от 19 марта 2020 года директор ГБУК «Севастопольский центр культуры и искусств» привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Данное постановление вступило в законную силу.

Поводом привлечения к ответственности стало осуществление образовательной деятельности без лицензии.

При установленных обстоятельствах суд обоснованно возложил на учреждение обязанность устранить выявленное нарушение и получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона об образовании организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Как следует из пункта 10 Порядка, в случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним в период их обучения и воспитания в помещениях медицинской организации.

В силу части 3 статьи 41 Закона об образовании оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации.

Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, соответствующее необходимым требованиям для оказания указанной помощи.

    Однако ответчиком вопреки доводам апелляционной жалобы не представлено доказательств объективной невозможности исполнения решения суда, ровно как и доказательств отсутствия необходимости или невозможности оборудования медицинского кабинета.

    Также не является обстоятельством, препятствующим выполнению требований прокурора в части обеспечения доступности для инвалидов, отнесение здания по <адрес> к объектам культурного наследия.

    В соответствии с пунктом 12.1 статьи 9.2. Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации.

    Приказом Минкультуры России от 20.11.2015 N 2834 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 которого в целях обеспечения инвалидов возможностью получения доступа к объектам культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия принимаются меры по обеспечению доступности для инвалидов объектов культурного наследия наравне с другими лицами.

    Доводы жалобы о невозможности исполнения решения суда в установленные в нем сроки не подтверждены доказательствами. Кроме того ответчик вправе по вступлении решения суда в законную силу при наличии к тому оснований поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения решения суда в порядке, предусмотренном статьями 203, 434 ГПК РФ.

Таким образом, оснований для отмены по сути верного решения судебная коллегия не усмотрела.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы не установлено.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу ответчика Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя «Севастопольский центр культуры и искусств» оставить без удовлетворения, решение Ленинского районного суда города Севастополя от 18 октября 2021 года - без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                                             О.И. Устинов

Судьи:                                                                           И.А. Анашкина

                                                                                       Е.В. Козуб

Апелляционное определение составлено в окончательной форме 07.02.2022

33-294/2022 (33-4264/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Севастополя
Ответчики
ГБУК Севастопольский центр культуры и искусств
Департамент культуры города Севастополя
Другие
Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской ообороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю.
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Анашкина Ирина Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
20.12.2021Передача дела судье
24.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Судебное заседание
16.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2022Передано в экспедицию
31.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее