Дело № 3а-251/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 июня 2016 года город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ФИО обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** площадью 32517 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование требования указано, что земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности. Постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015г. *** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края» кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере <данные изъяты> руб. Кадастровая стоимость является завышенной, поскольку в соответствии с отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015г. составляет <данные изъяты> рублей. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств по уплате земельного налога. Ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО административные исковые требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО, представителей административных ответчиков Администрации Алтайского края, Управления Росреестра по Алтайскому краю, представителей заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», Администрации <адрес> Алтайского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства. В отзывах на административное исковое заявление Администрация Алтайского края, Управление Росреестра по Алтайскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра» разрешение требований оставляют на усмотрение суда; Администрация <адрес> полагает, что административные исковые требования на основании представленного отчета об оценке удовлетворению не подлежат, поскольку является необоснованным отказ оценщика от использования доходного подхода, объекты-аналоги не имеют индивидуализированных признаков, в связи с чем их невозможно определить на публичной кадастровой карте, а также определить, поставлен ли земельный участок на кадастровый учет.
Выслушав пояснения представителя административного истца, показания свидетеля ФИО, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п.1 ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии с п.п.1, 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с ч.ч.2, 4 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права ФИО на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** площадью 32517 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб., дата определения кадастровой стоимости – 01.01.2015г.
Согласно отчету об оценке *** от 26.02.2016г., составленному оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015г. составляет <данные изъяты> рублей. На отчет об оценке представлено положительное экспертное заключение ***.20ДД.ММ.ГГ от 02.03.2016г., подготовленное экспертом некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация «<данные изъяты>», членом которой является оценщик ФИО
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен оценщик ФИО, который подтвердил выводы отчета об оценке.
Суд принимает отчет об оценке в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости земельного участка, поскольку он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, экспертом в экспертном заключении рыночная стоимость земельного участка, определенная оценщиком в отчете, подтверждена. Спор о достоверности величины рыночной стоимости земельного участка отсутствует.
Возражения Администрации <адрес> относительно отчета об оценке не свидетельствуют о его недопустимости в качестве доказательства. Так, вопреки доводам отзыва в отчете оценщиком обоснован выбор сравнительного подхода при проведении оценки. При этом согласно Федеральному стандарту оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО ***), утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015г. ***, оценщик не должен обосновывать отказ от использования того или иного подхода, а должен обосновать выбор используемого подхода (п.11).
Нахождение земельных участков, выбранных в качестве аналогов, на публичной кадастровой карте не является обязательным критерием отбора и не следует из федеральных стандартов оценки (ФСО ***, ФСО ***), в связи с чем отсутствие земельных участков на публичной кадастровой карте не свидетельствует о недопустимости отчета об оценка. При этом информация об объектах-аналогах является проверяемой, что соответствует положениям п.11 ФСО ***.
Установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога.
При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО, поданное ДД.ММ.ГГ, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** площадью 32517 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Период определенной судом кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГ до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об очередной государственной кадастровой оценки.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда.
Судья Л.Ю.Ковалюк
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГ.