Дело № 5-1824/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Волгоград 21 октября 2020 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Рудых Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении МБУ «Волгоградзеленхоз» (ИНН 3443919399, ОГРН 1133443000503), юридический адрес: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, дом № 61А, в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
с участием защитника МБУ «Волгоградзеленхоз» Теменева Р.А., представителя комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (Облкультнаследие) Жуковой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
В Центральный районный суд города Волгограда из комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (Облкультнаследие) поступил административный материал в отношении МБУ «Волгоградзеленхоз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как усматривается из представленных материалов, в том числе протокола об административном правонарушении № 53-07-07/90 от 18 сентября 2020 года в результате обследования объекта культурного наследия федерального значения «Братская могила защитников Красного Царицына и воинов 62-1 и 64-й армий, погибших при обороне Сталинграда. На могиле установлен обелиск и зажжен вечный огонь» установлено неудовлетворительное состояние объекта.
Таким образом, меры по сохранению объекта культурного наследия не принимаются, соответственно, в действиях МБУ «Волгоградзеленхоз», усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области Жукова Н.В. в судебном заседании полагала вину МБУ «Волгоградзеленхоз» в совершении вменяемого административного правонарушения доказанной.
Защитник МБУ «Волгоградзеленхоз» Теменев Р.А. в судебном заседание просил прекратить производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку административным органом выявленное правонарушение обнаружено, как указано в протоколе об административном правонарушении, 24 сентября 2019 года. Кроме того, данные указано и уведомлениях, направленных в их адрес.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
По смыслу изложенных норм следует, что к числу имеющих правовое значение обстоятельств по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится наличие нарушений требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона № 73-Ф3 физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, объект культурного наследия федерального значения «Братская могила защитников Красного Царицына и воинов 62-1 и 64-й армий, погибших при обороне Сталинграда. На могиле установлен обелиск и зажжен вечный огонь» зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 06.11.2015 № 12860-р, регистрационный номер 341510305150006).
В соответствии с распоряжением департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 22.06.2015 № 1628р объект включен в состав муниципальной имущественной казны Волгограда и передан на хранение МБУ «Волгоградзеленхоз».
Как следует из протокола об административном правонарушении, обследование объекта проверки должностным лицом административного органа проведено 24 сентября 2019 года, в результате которого установлено неудовлетворительное состояние объекта.
Однако в протоколе об административном правонарушении временем совершения правонарушения указана дата 29 ноября 2019 года, то есть день составления акта осмотра, что не соответствует представленным административным органом материалам.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации составляет один год.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения МБУ «Волгоградзеленхоз» к административной ответственности, выявлены 24 сентября 2019 года.
В рассматриваемом случае предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок начал исчисляться с указанной даты, и истек 25 сентября 2020 года. В суд данный материал поступил 25.09.2020 года. Следовательно, комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области протокол об административном правонарушении № 53-07-07/90 от 18.09.2020 года направлен в суд за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МБУ «Волгоградзеленхоз» - прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Г.М. Рудых