Решение по делу № 33-3313/2022 от 28.11.2022

Судья Макеева И.С. Дело № 2-4074/2022 № 33-3313/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе судьи – председательствующего Софиной И.М.,

судей Алексеевой О.В., Фроловой Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Настюшкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 декабря 2022 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах Российской Федерации в лице Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области к открытому акционерному обществу «Современные коммунальные системы» о возложении обязанностей по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и вводу приборов учета в эксплуатацию

по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Современные коммунальные системы» на решение Курганского городского суда Курганской области от 2 августа 2022 года.

Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., пояснения сторон, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Мокроусовского района Курганской области в интересах Российской Федерации в лице Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Современные коммунальные системы» (далее ОАО «СКС») об установке приборов учета в многоквартирных домах.

В обоснование исковых требований указывал, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства об энергоэффективности установлено, что 10 многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Мокроусовского района, не оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета потребления тепловой энергии при наличии для этого технической возможности. Поставщиком тепловой энергии для указанных многоквартирных домов на основании постановления Администрации Мокроусовского района от 24.09.2019 № 234 определено ОАО «СКС». В нарушение Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» ответчиком не приняты меры к оборудованию жилых домов в Мокроусовском районе приборами учета тепловой энергии, начисление потребителям платы за отопление осуществляется по нормативу, а не по количеству фактически потребленного ресурса.

Просил обязать ОАО «СКС» обеспечить оснащение жилых домов № по <адрес>, по <адрес>, № по <адрес> общедомовыми (коллективными) приборами учёта тепловой энергии и ввести установленные приборы учета в эксплуатацию в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца – прокурор прокуратуры г. Кургана Григорьева И.А. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика Пелевин А.В. против исковых требований возражал.

Представитель третьего лица Администрации Мокроусовского района Курганской области, третьи лица Позднякова Н.А., Комарова С.Н., Погадаева К.И., Лариона М.Г., Нестерова Е.Е., Семенова В.С., Ильиных О.М., Сибирякова Т.Г., Грязнова М.Ю., Зверева Л.А., Беломестнова Н.Н., Бузуртанова Н.А., Савкулич Е.М., Савельев Н.Б., Сединкина А.А. при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили. Третье лицо Климов В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе ОАО «СКС» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

В обоснование жалобы указывает, что представленные в материалы дела акты обследования жилых домов на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета некорректны, так как составлены Администрацией Мокроусовского района без участия единой теплоснабжающей организации – ОАО «СКС», состав комиссии неквалифицированный, поскольку у членов комиссии отсутствуют специальные знания в сфере энергетики и теплотехники. Специалистами ответчика самостоятельно проведено обследование домов, в результате которого установлено отсутствие технической возможности установки теплосчетчиков без реконструкции и создания новых внутридомовых инженерных систем.

Возражений на жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО «СКС» по доверенности Пелевин А.В. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.

Представитель процессуального истца – прокурор прокуратуры Курганской области Поляковская И.В. выразила согласие с постановленным решением, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет (ч. 1).

С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч. 9).

В ч. 5 ст. 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 закона, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в многоквартирных домах № по <адрес>, по <адрес>, № по <адрес> отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии.

Перечисленные дома не признаны ветхими, аварийными, подлежащими сносу или капитальному ремонту, что исключало бы обязанность по их оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии в силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ.

С 24.09.2019 ответчику ОАО «СКС» постановлением Администрации Мокроусовского района Курганской области от 24.09.2019 № 234 присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах сельских поселений Мокроусовского района (л.д. 99, 100-106).

ОАО «СКС» осуществляет снабжение вышеперечисленных жилых домов тепловой энергией через присоединенные инженерно-технические сети, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не исполнена возложенная на него ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета и вводу установленных приборов учета в эксплуатацию. Оснований для освобождения ОАО «СКС» от исполнения указанной обязанности не имеется.

Постановленное судом решение сомнений в законности и обоснованности не вызывает.

Довод ответчика об отсутствии технической возможности для оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета обоснованно отклонен судом.

Так, приказом Минстроя Российской Федерации от 28.08.2020 № 485/пр утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего, коллективного (общедомового) приборов учета, которыми предусмотрено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) (подп. «а» п. 2).

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (п. 6).

Представленные в материалы дела акты комиссионного обследования от 20.05.2022 и от 20.12.2022 подтверждают, что в вышеуказанных домах имеется техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. При этом отраженное в актах от 20.12.2022 особое мнение представителей теплоснабжающей организации о том, что установка в домах коллективных приборов учета невозможна без реконструкции внутридомовых инженерных систем, выводы комиссии не опровергает.

Иных доказательств отсутствия технической возможности установки приборов учета в соответствии с критериями, установленными приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр ответчиком не представлено.

Кроме того, из ответов ООО «Шерстнев» от 17.02.2022 и от 22.12.2022 следует, что установка узла учета тепловой энергии технически возможна на любой объект теплопотребления и с любой стороны границы балансовой принадлежности тепловых сетей. Если в доме отсутствуют подвальные помещения, узел учета может быть установлен на подводящем трубопроводе.

Таким образом, разрешая спор, суд с достаточной полнотой установил и исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам. Выводы суда первой инстанции по существу спора подробно мотивированы в решении, подтверждены имеющимися в деле доказательствами. Нарушений закона, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 2 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Современные коммунальные системы» - без удовлетворения.

Судья – председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.12.2022.

Судья Макеева И.С. Дело № 2-4074/2022 № 33-3313/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе судьи – председательствующего Софиной И.М.,

судей Алексеевой О.В., Фроловой Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Настюшкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 декабря 2022 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах Российской Федерации в лице Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области к открытому акционерному обществу «Современные коммунальные системы» о возложении обязанностей по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и вводу приборов учета в эксплуатацию

по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Современные коммунальные системы» на решение Курганского городского суда Курганской области от 2 августа 2022 года.

Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., пояснения сторон, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Мокроусовского района Курганской области в интересах Российской Федерации в лице Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Современные коммунальные системы» (далее ОАО «СКС») об установке приборов учета в многоквартирных домах.

В обоснование исковых требований указывал, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства об энергоэффективности установлено, что 10 многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Мокроусовского района, не оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета потребления тепловой энергии при наличии для этого технической возможности. Поставщиком тепловой энергии для указанных многоквартирных домов на основании постановления Администрации Мокроусовского района от 24.09.2019 № 234 определено ОАО «СКС». В нарушение Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» ответчиком не приняты меры к оборудованию жилых домов в Мокроусовском районе приборами учета тепловой энергии, начисление потребителям платы за отопление осуществляется по нормативу, а не по количеству фактически потребленного ресурса.

Просил обязать ОАО «СКС» обеспечить оснащение жилых домов № по <адрес>, по <адрес>, № по <адрес> общедомовыми (коллективными) приборами учёта тепловой энергии и ввести установленные приборы учета в эксплуатацию в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца – прокурор прокуратуры г. Кургана Григорьева И.А. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика Пелевин А.В. против исковых требований возражал.

Представитель третьего лица Администрации Мокроусовского района Курганской области, третьи лица Позднякова Н.А., Комарова С.Н., Погадаева К.И., Лариона М.Г., Нестерова Е.Е., Семенова В.С., Ильиных О.М., Сибирякова Т.Г., Грязнова М.Ю., Зверева Л.А., Беломестнова Н.Н., Бузуртанова Н.А., Савкулич Е.М., Савельев Н.Б., Сединкина А.А. при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили. Третье лицо Климов В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе ОАО «СКС» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

В обоснование жалобы указывает, что представленные в материалы дела акты обследования жилых домов на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета некорректны, так как составлены Администрацией Мокроусовского района без участия единой теплоснабжающей организации – ОАО «СКС», состав комиссии неквалифицированный, поскольку у членов комиссии отсутствуют специальные знания в сфере энергетики и теплотехники. Специалистами ответчика самостоятельно проведено обследование домов, в результате которого установлено отсутствие технической возможности установки теплосчетчиков без реконструкции и создания новых внутридомовых инженерных систем.

Возражений на жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО «СКС» по доверенности Пелевин А.В. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.

Представитель процессуального истца – прокурор прокуратуры Курганской области Поляковская И.В. выразила согласие с постановленным решением, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет (ч. 1).

С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч. 9).

В ч. 5 ст. 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 закона, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в многоквартирных домах № по <адрес>, по <адрес>, № по <адрес> отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии.

Перечисленные дома не признаны ветхими, аварийными, подлежащими сносу или капитальному ремонту, что исключало бы обязанность по их оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии в силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ.

С 24.09.2019 ответчику ОАО «СКС» постановлением Администрации Мокроусовского района Курганской области от 24.09.2019 № 234 присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах сельских поселений Мокроусовского района (л.д. 99, 100-106).

ОАО «СКС» осуществляет снабжение вышеперечисленных жилых домов тепловой энергией через присоединенные инженерно-технические сети, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не исполнена возложенная на него ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета и вводу установленных приборов учета в эксплуатацию. Оснований для освобождения ОАО «СКС» от исполнения указанной обязанности не имеется.

Постановленное судом решение сомнений в законности и обоснованности не вызывает.

Довод ответчика об отсутствии технической возможности для оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета обоснованно отклонен судом.

Так, приказом Минстроя Российской Федерации от 28.08.2020 № 485/пр утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего, коллективного (общедомового) приборов учета, которыми предусмотрено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) (подп. «а» п. 2).

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (п. 6).

Представленные в материалы дела акты комиссионного обследования от 20.05.2022 и от 20.12.2022 подтверждают, что в вышеуказанных домах имеется техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. При этом отраженное в актах от 20.12.2022 особое мнение представителей теплоснабжающей организации о том, что установка в домах коллективных приборов учета невозможна без реконструкции внутридомовых инженерных систем, выводы комиссии не опровергает.

Иных доказательств отсутствия технической возможности установки приборов учета в соответствии с критериями, установленными приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр ответчиком не представлено.

Кроме того, из ответов ООО «Шерстнев» от 17.02.2022 и от 22.12.2022 следует, что установка узла учета тепловой энергии технически возможна на любой объект теплопотребления и с любой стороны границы балансовой принадлежности тепловых сетей. Если в доме отсутствуют подвальные помещения, узел учета может быть установлен на подводящем трубопроводе.

Таким образом, разрешая спор, суд с достаточной полнотой установил и исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам. Выводы суда первой инстанции по существу спора подробно мотивированы в решении, подтверждены имеющимися в деле доказательствами. Нарушений закона, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 2 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Современные коммунальные системы» - без удовлетворения.

Судья – председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.12.2022.

33-3313/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Мокроусовского района в интересах РФ в лице Департамента строительства госэкспертизы и ЖКХ Курганской области
Ответчики
ОАО Современные коммунальные системы
Другие
Савельев Николай Борисович
Семенова Виктория Сергеевна
Нестерова Екатерина Евгеньевна
Ларионова Марина Геннадьевна
Грязнова Марина Юрьевна
Администрация Мокроусовского района Курганской области
Погадаева Ксения Игоревна
Климов Владимир Александрович
Беломестного Нина Ниловна
Ильиных Оксана Михайловна
Суд
Курганский областной суд
Судья
Фролова Жанна Аркадьевна
Дело на странице суда
oblsud.krg.sudrf.ru
28.11.2022Передача дела судье
13.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2022Передано в экспедицию
26.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее