Решение по делу № 2а-1485/2022 от 26.01.2022

                                                                                                                   Дело-а-1485/2022

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

17 марта 2022 года                                                                                     <адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Мамаева А.К.,

при секретаре судебного заседания – ФИО2,

с участием представителя административного ответчика Управления ФСБ России по <адрес> по доверенности – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению ФСБ России по <адрес> о признании незаконным ответ УФСБ России по <адрес> от 07.12.2018г. № К-2725 и признании за ним права получить из Управления ФСБ России по <адрес> информацию о количестве дел оперативного учета и направленности, которые находились в его производстве в период исполнения обязанностей оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и защиту нарушенного права путем его восстановления,

руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению ФСБ России по <адрес> о признании ответ УФСБ России по <адрес> от 07.12.2018г. № К-2725 и признании за ним права получить из Управления ФСБ России по <адрес> информацию о количестве дел оперативного учета и направленности, которые находились в его производстве в период исполнения обязанностей оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и защиту нарушенного права путем его восстановления, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Составление мотивированного решения суда отложить на срок не более чем десять дней.

Судья                                                                                                               А.К. Мамаев

                                                                                                                   Дело-а-1485/2022

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                     <адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Мамаева А.К.,

при секретаре судебного заседания – ФИО2,

с участием представителя административного ответчика Управления ФСБ России по <адрес> по доверенности – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению ФСБ России по <адрес> о признании незаконным ответ УФСБ России по <адрес> от 07.12.2018г. № К-2725 и признании за ним права получить из Управления ФСБ России по <адрес> информацию о количестве дел оперативного учета и направленности, которые находились в его производстве в период исполнения обязанностей оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и защиту нарушенного права путем его восстановления,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Управлению ФСБ России по <адрес>, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ за № А26-16-ЗИ-111505931 Управление Президента Российской Федерации в соответствии с ч. 7 ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» направило в Федеральную Службу безопасности Российской Федерации его запрос от 15.11.2018г. о предоставлении информации. УФСБ России по <адрес> 07.12.2018г. за номером № К-2725 сообщил ему об отказе в предоставлении информации. В обосновании отказа предоставить информации УФСБ России по РД ссылалось на ч.6 ст. 11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ, указав, что ответ по существу поставленного вопроса не может быть дан ввиду наличия государственной тайны. Таким образом, УФСБ России по <адрес> считает, что информация о количестве дел оперативного учета, находившихся в производстве оперуполномоченный 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по <адрес> ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы и их направленность, является государственной тайной. Считает, что отказ в предоставлении ему информацию о количестве дел оперативного учета и их направленность, находившихся в моем производстве (сотрудника ФСБ России в прошлые годы) период с ДД.ММ.ГГГГ по 20.07.2007г.г., непосредственно затрагивают и нарушают его конституционные права и законные интересы. Отказ УФСБ России по РД предоставить запрашиваемую им информацию противоречит части 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации и Федеральному закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Согласно статье 2 действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон об обеспечении доступа к информации) распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных • органов и органов местного самоуправления. Часть 3 статьи 8 Закона об обеспечении доступа к информации предусматривает право пользователя информацией не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен. Часть 1 и 2 статьи 5 Закона об обеспечении доступа к информации предусматривает ограничение доступ в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом. Согласно части 6 статьи 6 Закона об обеспечении доступа к информации доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться предоставлением пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Частью 1 статьи 1 Закона об обеспечении доступа к информации установлено, что к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы ДД.ММ.ГГГГ Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей. Таким образом, Федеральный закон                                 от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" закрепляет основные принципы обеспечения доступа и ограничения к такой информации. Вместе с тем, перечень дел оперативного учета, находившихся в производстве сотрудника ФСБ России в прошлые годы, а именно наименование дел, их номер и направленность, органа безопасности в производстве которого они находились, сведений, составляющих государственную тайну, не образуют. Согласно приложению .1 к приказу ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ , периоды непосредственного ведения дел оперативной проверки и разработки по коррупции (должностным преступлениям против интересов государственной службы) засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за одну треть месяца (с ДД.ММ.ГГГГ) на основании приказов соответствующих начальников территориальных органов безопасности в отношении, в том числе оперативного состава территориальных органов безопасности. Вместе с тем, получить достоверную информацию о количестве дел оперативного учета и их направленность в период исполнения обязанностей оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, необходима ему: для зачета в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях; для издания соответствующего приказа начальника УФСБ России по РД; для пересмотра решения военного суда от ДД.ММ.ГГГГг.; - для установления юридически значимых обстоятельств по делу. Считает, что отказ Управления получить информацию о деятельности Федеральной службы безопасности, непосредственно затрагивают и нарушают его Конституционные права и законные интересы, гарантированные частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец - ФИО1 поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить и дал объяснения, в основном аналогичные тексту административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Управления ФСБ России по <адрес> по доверенности - ФИО4 требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Представила в дело письменные возражения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Содержание оперативно-разыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, определяет и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-разыскных мероприятий Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

В силу статьи 10 названного Федерального закона органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них данным Законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также при наличии оснований, предусмотренных указанным Законом, заводить дела оперативного учета в целях собирания и систематизации сведений, проверки, оценки результатов оперативно-разыскной деятельности и принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность (части 1 и 2).

Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрено, что лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-разыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны (часть 4 статьи 5).

Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ                   N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В силу статьи 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1). Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2). Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной тайне" предусмотрено, что государственную тайну, в частности, составляют сведения в области оперативно-разыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.

Аналогичные сведения отнесены к государственной тайне пунктами 85, 89 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1203.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 6 статьи 11 указанного Федерального закона в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Из материалов административного дела, следует, что ФИО1 обратился на имя Президента Российской Федерации с жалобой, в которой просил посодействовать ему в получении ответа на вопрос, сколько дел оперативного учета непосредственно вел он в должности оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по <адрес> в период с 02.08.2004г. по 20.07.2007г.г. и их направленность.

На указанное обращение получен ответ за подписью заместителя начальника Управления ФСБ России по <адрес>, из которого следует, что ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан, в связи с недопустимостью разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из того, что обращение ФИО1 рассмотрено в установленном законом порядке, в предоставлении запрашиваемой информации ему правомерно отказано, поскольку сведения об оперативно-разыскных мероприятиях составляют государственную тайну. Следовательно, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для предоставления ФИО1 сведения об оперативно-разыскной деятельности.

Кроме того, суд исходил из того, что права, свободы и законные интересы ФИО1 ответом на обращение не нарушены, препятствия к их осуществлению не созданы.

Вместе с тем несогласие административного истца с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о незаконности действий (бездействии) административного ответчика при рассмотрении обращения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения публичного органа незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: противоправности такого решения и факта нарушения прав лица, обратившегося в суд.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению ФСБ России по <адрес> о признании ответ УФСБ России по <адрес> от 07.12.2018г. № К-2725 и признании за ним права получить из Управления ФСБ России по <адрес> информацию о количестве дел оперативного учета и направленности, которые находились в его производстве в период исполнения обязанностей оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и защиту нарушенного права путем его восстановления, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                               А.К. Мамаев

2а-1485/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Кихов Алигаджи Юсупович
Ответчики
УФСБ РФ по РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Мамаев Азамат Камильевич
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
26.01.2022Регистрация административного искового заявления
26.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2022Дело оформлено
17.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее