Дело-№а-1485/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
17 марта 2022 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
с участием представителя административного ответчика Управления ФСБ России по <адрес> по доверенности – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению ФСБ России по <адрес> о признании незаконным ответ УФСБ России по <адрес> от 07.12.2018г. № К-2725 и признании за ним права получить из Управления ФСБ России по <адрес> информацию о количестве дел оперативного учета и направленности, которые находились в его производстве в период исполнения обязанностей оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и защиту нарушенного права путем его восстановления,
руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению ФСБ России по <адрес> о признании ответ УФСБ России по <адрес> от 07.12.2018г. № К-2725 и признании за ним права получить из Управления ФСБ России по <адрес> информацию о количестве дел оперативного учета и направленности, которые находились в его производстве в период исполнения обязанностей оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и защиту нарушенного права путем его восстановления, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Составление мотивированного решения суда отложить на срок не более чем десять дней.
Судья А.К. Мамаев
Дело-№а-1485/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
с участием представителя административного ответчика Управления ФСБ России по <адрес> по доверенности – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению ФСБ России по <адрес> о признании незаконным ответ УФСБ России по <адрес> от 07.12.2018г. № К-2725 и признании за ним права получить из Управления ФСБ России по <адрес> информацию о количестве дел оперативного учета и направленности, которые находились в его производстве в период исполнения обязанностей оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и защиту нарушенного права путем его восстановления,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Управлению ФСБ России по <адрес>, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ за № А26-16-ЗИ-111505931 Управление Президента Российской Федерации в соответствии с ч. 7 ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» направило в Федеральную Службу безопасности Российской Федерации его запрос от 15.11.2018г. о предоставлении информации. УФСБ России по <адрес> 07.12.2018г. за номером № К-2725 сообщил ему об отказе в предоставлении информации. В обосновании отказа предоставить информации УФСБ России по РД ссылалось на ч.6 ст. 11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ, указав, что ответ по существу поставленного вопроса не может быть дан ввиду наличия государственной тайны. Таким образом, УФСБ России по <адрес> считает, что информация о количестве дел оперативного учета, находившихся в производстве оперуполномоченный 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по <адрес> ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы и их направленность, является государственной тайной. Считает, что отказ в предоставлении ему информацию о количестве дел оперативного учета и их направленность, находившихся в моем производстве (сотрудника ФСБ России в прошлые годы) период с ДД.ММ.ГГГГ по 20.07.2007г.г., непосредственно затрагивают и нарушают его конституционные права и законные интересы. Отказ УФСБ России по РД предоставить запрашиваемую им информацию противоречит части 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации и Федеральному закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Согласно статье 2 действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон об обеспечении доступа к информации) распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных • органов и органов местного самоуправления. Часть 3 статьи 8 Закона об обеспечении доступа к информации предусматривает право пользователя информацией не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен. Часть 1 и 2 статьи 5 Закона об обеспечении доступа к информации предусматривает ограничение доступ в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом. Согласно части 6 статьи 6 Закона об обеспечении доступа к информации доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться предоставлением пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Частью 1 статьи 1 Закона об обеспечении доступа к информации установлено, что к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы ДД.ММ.ГГГГ Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей. Таким образом, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" закрепляет основные принципы обеспечения доступа и ограничения к такой информации. Вместе с тем, перечень дел оперативного учета, находившихся в производстве сотрудника ФСБ России в прошлые годы, а именно наименование дел, их номер и направленность, органа безопасности в производстве которого они находились, сведений, составляющих государственную тайну, не образуют. Согласно приложению №.1 к приказу ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ №, периоды непосредственного ведения дел оперативной проверки и разработки по коррупции (должностным преступлениям против интересов государственной службы) засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за одну треть месяца (с ДД.ММ.ГГГГ) на основании приказов соответствующих начальников территориальных органов безопасности в отношении, в том числе оперативного состава территориальных органов безопасности. Вместе с тем, получить достоверную информацию о количестве дел оперативного учета и их направленность в период исполнения обязанностей оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, необходима ему: для зачета в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях; для издания соответствующего приказа начальника УФСБ России по РД; для пересмотра решения военного суда от ДД.ММ.ГГГГг.; - для установления юридически значимых обстоятельств по делу. Считает, что отказ Управления получить информацию о деятельности Федеральной службы безопасности, непосредственно затрагивают и нарушают его Конституционные права и законные интересы, гарантированные частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец - ФИО1 поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить и дал объяснения, в основном аналогичные тексту административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Управления ФСБ России по <адрес> по доверенности - ФИО4 требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Представила в дело письменные возражения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
Содержание оперативно-разыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, определяет и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-разыскных мероприятий Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
В силу статьи 10 названного Федерального закона органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них данным Законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также при наличии оснований, предусмотренных указанным Законом, заводить дела оперативного учета в целях собирания и систематизации сведений, проверки, оценки результатов оперативно-разыскной деятельности и принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность (части 1 и 2).
Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрено, что лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-разыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны (часть 4 статьи 5).
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В силу статьи 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1). Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2). Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной тайне" предусмотрено, что государственную тайну, в частности, составляют сведения в области оперативно-разыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
Аналогичные сведения отнесены к государственной тайне пунктами 85, 89 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1203.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 11 указанного Федерального закона в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Из материалов административного дела, следует, что ФИО1 обратился на имя Президента Российской Федерации с жалобой, в которой просил посодействовать ему в получении ответа на вопрос, сколько дел оперативного учета непосредственно вел он в должности оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по <адрес> в период с 02.08.2004г. по 20.07.2007г.г. и их направленность.
На указанное обращение получен ответ за подписью заместителя начальника Управления ФСБ России по <адрес>, из которого следует, что ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан, в связи с недопустимостью разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из того, что обращение ФИО1 рассмотрено в установленном законом порядке, в предоставлении запрашиваемой информации ему правомерно отказано, поскольку сведения об оперативно-разыскных мероприятиях составляют государственную тайну. Следовательно, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для предоставления ФИО1 сведения об оперативно-разыскной деятельности.
Кроме того, суд исходил из того, что права, свободы и законные интересы ФИО1 ответом на обращение не нарушены, препятствия к их осуществлению не созданы.
Вместе с тем несогласие административного истца с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о незаконности действий (бездействии) административного ответчика при рассмотрении обращения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения публичного органа незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: противоправности такого решения и факта нарушения прав лица, обратившегося в суд.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению ФСБ России по <адрес> о признании ответ УФСБ России по <адрес> от 07.12.2018г. № К-2725 и признании за ним права получить из Управления ФСБ России по <адрес> информацию о количестве дел оперативного учета и направленности, которые находились в его производстве в период исполнения обязанностей оперуполномоченного 1-го отделения ОЭБ УФСБ России по РД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и защиту нарушенного права путем его восстановления, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.К. Мамаев