Решение по делу № 2а-533/2018 от 20.09.2018

№ 2а-533/2018                                                                                                   

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       город Лысково              11 октября 2018 года

       Лысковский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Пескова В.В.,

при секретаре судебного заседания Колумбаевой С.В.,

с участием административного истца Голубева С.А.,

представителя административного истца Голубева С.А., Кудрявцева В.Ю. предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГи диплом о высшем юридическом образовании ,

административного ответчика Государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Воронина Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голубева С. А. к Государственному инспектору отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Воронину Л.Г. о признании действий по выдаче предписаний и предписаний незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

       Административный истец Голубев С.А. обратился в Лысковский районный суд Нижегородской области с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения исковых требований просит признать незаконными действия Государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Воронина Л.Г. по выдаче предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения и признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения, незаконным; признать незаконными действия Государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Воронина Л.Г. по выдаче предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения и признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения, незаконным.

       В судебном заседании административный истец Голубев С.А. и его представитель Кудрявцев В.Ю., требования, изложенные в исковом заявлении, с учетом их уточнения, поддержали в полном объеме, по основаниям указанным в нём.

       Административный ответчик Государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Воронин Л.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям указанным в возражении на исковое заявление (л.д. 23-28).

       Представитель административного ответчика Отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, возражений по существу заявленных требований суду не предоставил.

       Суд, с учетом мнения административного истца, административного ответчика считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика Отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл.

       На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

       Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

       Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

       В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы-поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

       В силу п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

       Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

       Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при этом согласно ч. 1 ст. 6 указанного Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

       Согласно п. 5 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 года «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

       Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

       Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 37 Постановления Пленума от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», и по смыслу п. 2 ст. 78 от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

       Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы утверждены Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67, они определяют общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми лицами.

       В соответствии с п. 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

       Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

       Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (п. 6 Основных положений).

       Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес>

       Земельный участок с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, является учетной частью земельного участка под кадастровым номером , относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного использования.

       На основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Голубева С.А. была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению им земельного законодательства на вышеуказанном земельном участке сельскохозяйственного назначения (л.д. 167-168).

       О проведении проверки Голубев С.А. уведомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 169-170).

       В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном участке, принадлежащем Голубеву С.А. выявлено невыполнение им установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, в результате чего на учетной части организовано два углубления, общей площадью 938 кв.м. По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, также составлены протокол осмотра территории и протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ, составлен протокол об административном правонарушении.

Голубев С.А. участвовал при проведении указанной проверки.

       В результате лабораторных испытаний образцов почвы, отобранных на учетной части с кадастровым номером , установлено снижение следующих показателей плодородия: органическое вещество от 0,14 % до 0, 03%, нитратный азот от 0,3 мг/кг до 0,2 мг/кг, фосфор от 19 мг/кг до 14 мг/кг. Таким образом, ухудшилось качественное состояние земли. Отбор почвенных образцов был произведен в присутствии Голубева С.А. (л.д. 171-175).

       ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО1 выдано предписание , и предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения, провести комплекс агротехнических, фитосанитарных и иных мероприятий нарушенных земель на площади <данные изъяты> кв.м. вышеуказанного земельного участка, привести данную учетную запись земельного участка в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства в соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

       Так же установлено, что Голубев С.А. выданное предписание не обжаловал, сроки его исполнения не продлевал, незаконным оно не признано, следовательно, предписание носит обязательный характер.

       ДД.ММ.ГГГГ дата в отношении Голубева С.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (л.д. 176).

       Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, Голубев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, на земельном участке с кадастровым номером (л.д. 39-42).

       Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Голубева С.А. оставлена без удовлетворения (л.д. 44-51).

       В установленный срок предписание Голубевым С.А. не выполнено, что зафиксировано актом от ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказа -ООД от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (л.д. 93-95), а именно: на площади 938 кв.м. учетной части земельного участка под кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., входящей в состав земельного участка категории земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства под кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: Нижегородская область, Лысковский район, СПК «Заветы Ильича», находящегося в собственности Голубева С.А., не проведен комплекс агротехнических, фитосанитарных и иных мероприятий по сохранению почвы и их плодородия, а также мероприятия по проведению работ по рекультивации нарушенных земель, в результате чего, на данной площади - 938 кв.м. расположены 2 углубления, образованные путем самовольного снятия плодородного слоя почвы.

       ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл Ворониным Л.Г. выдано предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений земельного законодательства, путем разработки проекта рекультивации, проведении работ по рекультивации нарушенных земель на площади <данные изъяты> кв.м. учетной части земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., и проведении комплекса агротехнических, фитосанитарных и иных мероприятий нарушенных земель на площади <данные изъяты> кв.м. учетной части земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 9, общей площадью <данные изъяты> кв.м., привести данные нарушенные земли в состояние пригодное для сельскохозяйственного производства в соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

       Предписание получено Голубевым С.А. лично ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 177-178).

       По результатам проверки, в отношении Голубева С.А. был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ответственность за которое предусмотрена ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.

       Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Лысковского судебного района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Голубев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

       Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Голубева С.А. оставлена без удовлетворения (л.д. 56-57).

       На основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Голубева С.А. была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению им земельного законодательства на вышеуказанном земельном участке сельскохозяйственного назначения (л.д. 70).

       О проведении проверки Голубев С.А. уведомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71 оборот).

       В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном участке, принадлежащем Голубеву С.А. выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном снятии плодородного слоя почвы на площади <данные изъяты> кв.м. (6 895 кв.м. и 2 142 кв.м.) учетной части земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., а так же в невыполнении требований и обязательных мероприятий по улучшению защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель на площади <данные изъяты> кв.м. учетной части земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в результате чего, на данной площади обнаружены два углубления, образованные путем снятия плодородного слоя почвы. Данные учетные части земельных участков входят в состав земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., составлен протокол об административном правонарушении.

       ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл Ворониным Л.Г. выдано предписание , и предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения, разработать проект рекультивации и провести работы по рекультивации земель на площади <данные изъяты> кв.м. учетной части земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. и на площади <данные изъяты> кв.м. учетной части земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. входящих в состав земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в состояние пригодное для сельскохозяйственного производства в соответствии со ст. 8 ФЗ от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

       ДД.ММ.ГГГГ дата в отношении Голубева С.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 69).

       Под государственным земельным надзором согласно п. 1 ст. 71 ЗК РФ понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

       Согласно п. 2 ст. 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

       Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года № 1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами;

       В соответствии с п. 4 указанного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

             а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

             б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

             в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

             г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

             д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

       Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

       Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 13 Положения о государственном земельном надзоре).

       Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

       Согласно п. 9.3.4 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 апреля 2013 года № 176, Управление на закрепленной территории осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции, в том числе надзор за:

             - обеспечением защиты указанных земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами;

             - соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

             - соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

             - соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

             - соблюдением требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

             - соблюдением предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

       Согласно п. 62 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного Приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года № 591, установлено, что при проведении проверки, в случае выявления нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом № 851.

       Согласно ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

       Земельный участок Голубева С.А. с кадастровым номером расположен на территории Нижегородской области, в связи с чем, функции по земельному надзору в отношении данного участка осуществляет Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл.

       Предписание является актом реагирования Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл на выявленное в ходе проверки нарушение действующего законодательства. Управление обязано установить срок исполнения предписания, истечение которого позволяет ему провести проверку с целью установления, какие меры приняты соответствующим лицом в целях устранения допущенного нарушения.

       Административный истец в ходе рассмотрении дела утвержденный проект рекультивации с установленными в нем сроками ее проведения не представил. Доказательств того, что заявленный срок не является разумным для осуществления рекультивации земельного участка в данные сроки, также представлено не было.

       При отсутствии проекта рекультивации земельного участка уполномоченный орган не освобождается от указания в предписании сроков устранения выявленных нарушений.

       Административный истец не доказал невозможность осуществления рекультивации земельного участка в сроки, установленные в предписании.

       В данном случае оспариваемые предписания соответствуют требованиям законодательства, поскольку содержат указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписаниями предусмотрены конкретные и реальные для исполнения сроки.

       Исходя из вышеизложенного, составление акта и вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, предписание выдано уполномоченным лицом, порядок проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства, не нарушен.

       Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

       Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, действия по проведению проверки и выдаче предписаний осуществлены в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке.

       В связи с чем, доводы Голубева С.А. о незаконности действий Государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Воронина Л.Г. по выдаче предписания от ДД.ММ.ГГГГ и выдаче предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства.

       Как собственник земельного участка Голубев С.А. обязан рекультивировать участок, поскольку данная обязанность возложена на него в силу действующего природоохранного законодательства Российской Федерации. Голубев С.А., как лицо, обязанное принимать меры по рекультивации нарушенного земельного участка, снижению негативного воздействия на окружающую среду, должен самостоятельно определить и принять меры для разработки проекта рекультивации.

       При таких обстоятельствах, суд находит неубедительными и доводы искового заявления о незаконности требований оспариваемых предписаний.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 179, 180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

       В удовлетворении исковых требований Голубеву С. А., отказать.

       Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.

       Судья:                                                                                     В.В. Песков

2а-533/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Голубев С.А.
Голубев Сергей Александрович
Ответчики
Отдел государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл
Государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Воронин Леонтий Геннадьевич
Суд
Лысковский районный суд Нижегородской области
Дело на странице суда
liskovsky.nnov.sudrf.ru
20.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
20.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2018[Адм.] Судебное заседание
11.10.2018[Адм.] Судебное заседание
30.04.2020Регистрация административного искового заявления
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Дело оформлено
30.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее