Решение по делу № 33-1487/2022 от 07.04.2022

Дело № 2-181/2022 судья Райская И.Ю. 2022 год

33-1487/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 апреля 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Серёжкина А.А.,

судей Лозиной С.П., Харитоновой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Русаковой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Харитоновой В.А.

дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Центрального районного суда города Твери от 20 января 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Тверского межрайонного транспортного прокурора к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, ГКУ «Организатор перевозок Тверской области» о возложении обязанности обеспечить выполнение требований действующего законодательства в отношении пассажирского причала «Центральный», расположенного по адресу: <адрес> - удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области и ГКУ «Организатор перевозок Тверской области» обеспечить выполнение требований п.п. 443-447, 452-454, 458 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623, Приложения «И» к ГОСТу Р54523 «Портовые гидротехнические сооружения» путем изготовления паспорта (технического паспорта), а также путем проведения предусмотренных законодательством осмотров и обследований аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) причала, расположенного по адресу: <адрес>».

Судебная коллегия

установила:

Тверской межрайонный транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просит обязать Государственное казенное учреждение «Организатор перевозок Тверской области» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области обеспечить выполнение требований п.п. 443-447, 452-454, 458 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623, путем проведения предусмотренных законодательством осмотров и обследований аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) и Приложения «И» к ГОСТу Р54523 «Портовые гидротехнические сооружения» путем изготовления паспорта.

В обоснование заявленных требований указано о том, что Тверской межрайонной транспортной прокуратурой в ходе проверки, проведенной по обращению ФИО1, выявлены нарушения законодательства при эксплуатации причальных сооружений в г. Калязин Тверской области, являющихся государственной собственностью. Прокуратурой установлен факт эксплуатации сооружения - причала, расположенного по адресу: <адрес>, не отвечающего требованиям безопасности судоходства.

Сооружение - пассажирский причал «Центральный», назначение: сооружение водного транспорта, общей площадью 571,6 кв.м, с кадастровым номером , местонахождение объекта: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08 апреля 2013 года сделана запись регистрации .

В соответствии с п. 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с Положением.

В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ России) причалом является гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов; внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-техноло-гический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации; судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.

В соответствии со ст. 9 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 623 (далее Технический регламент) причальное сооружение - это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов. В силу требований п.п. 430 - 432 Технического регламента паспорт гидротехнического сооружения (технический паспорт) является основным техническим документом, отражающим назначение, характеристики и техническое состояние сооружения. Паспорт содержит данные о расположенных на нем крановых путях, данные о естественных условиях, категориях эксплуатационных нагрузок, графические материалы (план, фасад, разрез) результаты освидетельствования и проверки техничес-кого состояния сооружений в период эксплуатации. Пунктами 446, 447 Технического регламента установлено, что причал или причальное сооружение должны иметь паспорт (технический паспорт) сооружения; причал или причальное сооружение должны эксплуатироваться при строгом соблюдении установленных для них норм эксплуатационных нагрузок, которые указываются в паспорте (техническом паспорте); увеличение нагрузок на объект регулирования сверх установленных норм запрещается.

Однако технический паспорт на объект «Пассажирский причал Центральный» по состоянию на 30 августа 2021 года отсутствует.

В силу требований п.п. 443 - 445 Технического регламента обеспечение безопасности эксплуатации причала должно осуществляться на основе выполнения следующих общих требований: а) разработка и ведение паспорта (технического паспорта) объекта регулирования; б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометео-рологических явлений, изменения режима или их прекращения при получении штормового предупреждения (только для причалов и причальных сооружений); в) ведение технического контроля за объектом регулирования; г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтновосстанови-тельных мероприятий; д) разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта регулирования. Техническую эксплуа-тацию объекта регулирования осуществляет, при отсутствии арендатора, организации - балансодержателя, организации, в оперативном управлении либо хозяйственном ведении которой находится имущество, - собственник объекта регулирования.

Техническая эксплуатация должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта регулирования при его взаимодействии с судами, при работе оборудования и транспорта, при складировании грузов и при воздействии гидрометеорологических факторов, неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.

Согласно п.п. 453 - 455 Технического регламента технический надзор за объектом регулирования осуществляется в течение всего периода эксплуатации сооружения в виде периодических осмотров сооружений, производимых эксплуатирующей организацией, очередных и внеочередных обследованиях причалов и причальных сооружений, производимых аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром). Периодические технические осмотры объекта регулирования производятся с целью контроля режима эксплуатации, фиксации изменения технического состояния, как правило, по внешним признакам, выявления необходимости выполнения и объема ремонтных работ, разработки других мероприятий технической эксплуатации. Очередное обследование объекта регулирования производится для выявления фактического технического состояния, выявления его дефектов, определения расчетного физического износа отдельных элементов и объекта регулирования в целом, установления режима эксплуатации и необходимости выполнения ремонтных работ. Очередное обследование производится перед составлением декларации соответствия. Результаты обследования являются доказательной базой декларации соответствия.

В нарушение ст. 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ № «О техническом регулировании», п.п. 443 - 445, 453-455 Технического регламента сведения об освидетельствованиях (первичных, очередных, внеочередных) отсутствуют; регулярные и периодические технические осмотры, обследования не проводились.

Согласно п. 2 Приложения «И» к ГОСТу Р54523 «Портовые гидротехнические сооружения» паспорт сооружения составляется его собственником с привлечением специализированной организации.

Техническую эксплуатацию причала с момента заключения договора о безвозмездном пользовании от 15 октября 2021 года № б-860-т осуществляет Государственное казенное учреждение «Организатор перевозок Тверской области».

Определением Центрального районного суда г. Твери от 07 декабря 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ «Организатор перевозок Тверской области».

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области подало апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие с решением суда первой инстанции.

В апелляционной жалобе указано о том, что прокуратурой установлен факт эксплуатации сооружения - причала, расположенного по адресу: <адрес>, не отвечающего требованиям безопасного судоходства. Сооружение - пассажирский причал «Центральный», назначение: сооружение водного транспорта, общей площадью 571,6 кв.м., с кадастровым номером , местонахождение объекта: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН 08.04.2013 года сделана запись о регистрации .

В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения законода-тельства при эксплуатации причальных сооружений в г. Калязин Тверской области, являющихся государственной собственностью, также был установлен факт эксплуатации вышеуказанного сооружения, не отвечающего требованиям безопасности судоходства. Технический паспорт на объект пассажирский причал «Центральный», отсутствует, сведения об освидетельствованиях (первичных, очередных, внеочередных) отсутствуют, регулярные и периодические технические осмотры, обследования не проводились.

15 октября 2021 года между Территориальным управлением и Государственным казенным учреждением Тверской области «Организатор перевозок Тверской области» заключен договор безвозмездного пользования (договор ссуды). В соответствии с условиями этого договора Ссудодатель, передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование объекты недвижимого имущества, в том числе пассажирский причал «Центральный», расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 695 Гражданского кодекса РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Согласно п.п. 4.4.1. Договора ссуды Ссудаполучатель обязан принять объекты по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью Договора, использовать объект в соответствии с целевым назначением. В соответствии с п.п. 4.4.2. Договора ссуды Ссудаполучатель обязан нести бремя содержания Объекта, поддерживать его в исправном состоянии (техническом, санитарном, противопожарном), при необходимости произво-дить реконструкцию объекта, производить за свой счет текущий ремонт, капитальный ремонт и нести расходы по содержанию Объекта.

Ссудополучатель обязан соблюдать правила технической эксплуатации, техники безопасности, правил безопасности Госпожнадзора, СЭС, отраслевые нормы и правила, установленные для видов деятельности Ссудополучателя или связанные с назначением используемого имущества (п.п. 4.4.9. Договора).

Пунктом 3 Технического регламента предусмотрено, что он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффектив-ности.

В соответствии с п. 444 вышеуказанного Технического регламента техническую эксплуатацию объекта регулирования осуществляет его арендатор. Техническую эксплуатацию объекта регулирования при отсутствии арендатора или структурных частей объекта, не закрепленных за арендатором, осуществляет организация-балансодержатель или организация, которой сооружения переданы в оперативное управление, хозяйственное ведение на ином основании, а при отсутствии таковых - собственник объекта регулирования.

Распоряжением № 69-177 от 02.02.2022 года Территориальное управление передало в государственную собственность Тверской области имущество, составляющее казну Российской Федерации, согласно приложе-нию, в том числе и пассажирский причал Центральный, расположенный по адресу: <адрес>.

При таких обстоятельствах Территориальное управление полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований истца к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Тверской области не имелось и просит решение Центрального районного суда города Твери от 20 января 2022 г. отменить в части и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым в удовлетворении требований к Территориальному управлению отказать.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель прокура-туры просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель ГКУ «Организатор перевозок Тверской области» просил суд рассмотреть апелляционную жалобу и принять решение по ней.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, пояснениях судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции на основании анализа установленных обстоятельств дела, в соответствии с положениями ст. ст. 3, 8, 45, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 8, 131, 214, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 34, 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федераль-ного закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 623 (далее - Технический регламент) сделан вывод об обоснованности исковых требований прокурора.

Судом первой инстанции установлено, что Тверской межрайонной транспортной прокуратурой была проведена проверка по факту ненадлежа-щего технического состояния причального сооружения на пристани Калязин в связи с поступившим обращением, о чем был составлен соответствующий акт от 10 марта 2021 года.

В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения законодательства при эксплуатации причальных сооружений в г. Калязин Тверской области, являющихся государственной собственностью, также был установлен факт эксплуатации сооружения - причала, расположенного по адресу: <адрес>, не отвечающего требованиям безопасности судоходства. Технический паспорт на объект «Пассажирский причал Центральный», отсутствует, сведения об освидетельствованиях (первичных, очередных, внеочередных) отсутствуют; регулярные и периодические технические осмотры, обследования не проводились.

В связи с выявленными нарушениями Тверской межрайонной транспортной прокуратурой в адрес руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области было направлено представление № 07-03-21 от 16 марта 2021 года об устранении нарушений.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН от 19 ноября 2021 года сооружение - пассажирский причал «Центральный», назначение: сооружение водного транспорта, общей площадью 572 кв.м, с кадастровым номером , местонахождение объекта: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено и не опровергнуто то обстоятельство, что технический паспорт на объект «Сооружение водного транспорта - причал Центральный, расположенный по адресу: <адрес>, не оформлен.

Техническая эксплуатация объекта водного транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта регулирования при его взаимодействии с судами, при работе оборудования и транспорта, при складировании грузов и при воздействии гидрометеорологических факторов, неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера. Обеспечение безопасности эксплуатации причала должно осуществляться на основе выполнения требований, установленных п.п. 443-445, 458 Технического регламента.

Техническую эксплуатацию объекта регулирования осуществляет, при отсутствии арендатора, организации - балансодержателя, организации, в оперативном управлении либо хозяйственном ведении которой находится имущество, - собственник объекта регулирования.

Согласно п.п. 453 - 455 Технического регламента технический надзор за объектом регулирования осуществляется в течение всего периода эксплуатации сооружения в виде периодических осмотров сооружений, производимых эксплуатирующей организацией, очередных и внеочередных обследованиях причалов и причальных сооружений, производимых аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром).

Периодические технические осмотры объекта регулирования производятся с целью контроля режима эксплуатации, фиксации изменения технического состояния, как правило, по внешним признакам, выявления необходимости выполнения и объема ремонтных работ, разработки других мероприятий технической эксплуатации.

Очередное обследование объекта регулирования производится для выявления фактического технического состояния, выявления его дефектов, определения расчетного физического износа отдельных элементов и объекта регулирования в целом, установления режима эксплуатации и необходимости выполнения ремонтных работ. Очередное обследование производится перед составлением декларации соответствия. Результаты обследования являются доказательной базой декларации соответствия.

В ходе рассмотрения дела, доказательств, подтверждающих проведение предыдущих освидетельствований (первичных, очередных, внеочередных), представлено не было, как и доказательств принятия мер по установлению дефектов.

Отсутствуют убедительные доказательства проведения регулярных и периодических технических осмотров.

Сведений о ремонте причала стороной ответчиков также не представлено, что не исключает вероятности нахождения его в аварийном состоянии и как следствие, возникновения угрозы жизни и здоровью людей, находящихся на территории причала.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции установил, что мероприятия по обеспечению безопасности причала, расположенного по адресу: <адрес>, не приняты, его эксплуатация не исключает возникновения реальной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе, членов экипажей судов, использующих данное сооружение для подхода и стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов, не исполняются приведенные в судебном акте положения Технического регламента.

В соответствии с п. 5.2 раздела 2 «Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утверждённого Постановле-нием Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества.

Согласно п. 4 раздела 1 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Вопреки доводам апелляционной жалобы следует признать, что именно собственник в первую очередь должен быть заинтересован в сохранности и безопасности своего имущества, в проведении проверок его состояния и оформления в отношении него необходимых документов. Именно собст-венник в силу своих полномочий должен быть ответственным за состояние принадлежащего ему имущества и предпринимать меры, направленные на его сохранность и безопасность.

Признав, что обязанность по контролю за управлением, распоряже-нием, использованием по назначению, сохранностью расположенного на территории Тверской области федерального имущества возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тверской области с учетом того обстоя-тельства, что 15 октября 2021 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, действующим от имени Российской Федерации, и ГКУ «Организатор перевозок <адрес>» был заключен договор безвозмездного пользования, в соответствии с условиями которого последний принимает в безвозмездное пользование, в частности, пассажирский причал «Центральный», расположенный по адресу: <адрес> (п. 1.1. договора) суд первой инстанции возложил на ответчиков обязанности обеспечить выполнение требований п.п. 443-447, 452-454, 458 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623, Приложения «И» к ГОСТу Р54523 «Портовые гидротехнические сооружения» путем изготовления паспорта (технического паспорта), а также путем проведения предусмотренных законодательством осмотров и обследований аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) причала, расположенного по адресу: <адрес>.

При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что собственником объекта - пассажирского причала «Центральный», назначение: сооружение водного транспорта, общей площадью 572 кв.м., с кадастровым номером , местонахождение объекта: <адрес>, является Российская Федерация.

Согласно п. 2 Приложения «И» к ГОСТу Р54523 «Портовые гидротехнические сооружения» паспорт сооружения составляется его собственником с привлечением специализированной организации.

Признавая, что бремя содержания имущества и контроля за его состоянием в силу договорных отношений между ними должны нести ответчики, суд первой инстанции признал подлежащими удовлетворению исковые требования.

Ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного акта в апелляционном порядке, в жалобе не приведено. Позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену или изменение решения суда первой инстанции.

Ссылка в апелляционной жалобе на обстоятельства, произошедшие после вынесения решения суда, а именно на проведение мероприятий по передаче причала в собственность Тверской области, не является основанием для изменения или отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными при рассмотрении спорной ситуации обстоятельствами. В качестве собственника причала в документах о его регистрации указана Российская Федерация, эти сведения правомерно учтены судом и они не опровергнуты при рассмотрении гражданского дела.

Договорные отношения между ответчиками, связанные с использо-ванием причала, о которых представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области указывает в своей апелляционной жалобе, судом первой инстанции при рассмотрении гражданского дела учтены и оценены в судебном решении.

Само по себе несогласие с оценкой данной судом доказательствам и обстоятельствам дела не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 15 апреля 2022 года.

Председательствующий А.А. Серёжкин

Судьи В.А. Харитонова

С.П. Лозина

33-1487/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Тверской межрайонный транспортный прокурор
Ответчики
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области
ГКУ "Организатор перевозок Тверской обалсти"
Суд
Тверской областной суд
Дело на странице суда
oblsud.twr.sudrf.ru
14.04.2022Судебное заседание
18.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2022Передано в экспедицию
14.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее