Дело № 12-103/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
08 мая 2018 года город Алдан
Судья Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) Демидович А.В., при ведении протокола секретарем Соколовой Д.С.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Матвеевой К.А.,
представителя административного органа Богоза И.Ф.,
рассмотрев жалобу защитника Матвеевой К.А., действующей на основании доверенности, в интересах Акционерного общества «Теплоэнергосервис», на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Алданском районе от 06 апреля 2018 года N [Номер], вынесенные в отношении АО «Теплоэнергосервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Алданским районе от 06 апреля 2018 года № [Номер] Акционерное общество «Теплоэнергосервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Алданский районный суд, защитник Матвеева К.А. просит отменить постановление должностного лица по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на необоснованность привлечения предприятия к административной ответственности. В обоснование жалобы указано, что радон является природным радиоактивным газом. Со скважин вода попадает в емкости, после чего попадает в распределительную сеть, после чего подается потребителям. В процессе поступления питьевой воды к потребителям газ распадается, утверждение, что радон содержится в воде в больших концентрациях, является не обоснованным. Просит суд отменить постановление о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании защитник Матвеева К.А. жалобу поддержала по обстоятельствам, изложенным в жалобе, настаивала на удовлетворении.
В судебном заседании представитель административного органа - главный специалист-эксперт Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС (Я) в Алданском районе Богоза И.Ф., действующая по доверенности, доводы жалобы не признала, пояснила, на территории Алданского района обеспечение населения питьевой водой осуществляет АО «Теплоэнергосервис», в ходе проведенной проверки в присутствии представителя АО «Теплоэнергосервис» был произведен отбор проб воды, назначена экспертиза, которая установила содержание в питьевой воде радона, превышающего уровень допустимого. Радон оказывает негативное влияние на здоровье человека, вызывая заболевания глаз, легких, онкологические заболевания, настаивала на отказе в удовлетворении жалобы.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно частям 1, 5 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ) организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и частью 7 статьи 8 названного Федерального закона. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества питьевой воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения) (пункт 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Согласно таблице 4 показатель мутности воды по нормативу не может составлять более 1,5 мг/дм3.
Пунктом 3.6.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
Согласно п. 5.3.5 СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности»,показатель предельно допустимой концентрации в воде радона по нормативу не может составлять более 60 Бк/кг.
Как следует из материалов дела, комплекс имущества, в том числе объектов водоснабжения, принадлежащий на праве собственности Республике Саха (Якутия), расположенный на территории муниципального образования «Алданский район» передан АО «Теплоэнергосервис» на основании концессионного соглашения от 01 мая 2012 года.
Согласно Выписке из единого государственного реестра юридических лиц, одним из видов деятельности АО «Теплоэнергосервис» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (стр. 5 п. 72).
На основании вышеуказанного Концессионного соглашения от 01 мая 2012 года, а также лицензий на пользование недрами ЯКУ 03193 ВЭ; ЯКУ 03194 ВЭ; ЯКУ 03195 ВЭ, обслуживание водозаборных скважин [Номер] Ортосалинский водозабор г. Алдана; [Номер] Ортосалинский водозабор г. Алдана; [Номер] (МРСУ) г. Алдана; [Номер] (АРМЗ) г. Алдана, обеспечивающих население г. Алдана питьевой водой, занимается АО «Теплоэнергосервис».
В соответствии с приказом № 426-д от 30 ноября 2017 года «Об утверждении тематических планов графиков лабораторно-инструментальных исследований и плана графика в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга по Республике Саха (Якутия) на 2018 год» Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Алданском районе проведен социально-гигиенический мониторинг, в том числе подземных водоисточников.
31 января 2018 года и 14 февраля 2018 года были отобраны пробы холодной воды из скважин:
- скважина [Номер] Ортосалинский водозабор г. Алдан;
- скважина [Номер] Ортосалинский водозабор г. Алдан;
- скважина [Номер] (МРСУ) г. Алдан;
- скважина [Номер] (АРМЗ) г. Алдан;
- скважина [Номер] Ортосалинский водозабор г. Алдан;
- скважина [Номер] Ортосалинский водозабор г. Алдан.
По результатам радиологических исследований холодная вода, отобранная с вышеуказанных объектов, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды», СанПиН 2.6.1.2523-09 «Норма радиационной безопасности» (НРБ-99/2009) (Протоколы лабораторных исследований № 169, 170 т 02.02.2018 года; № 412,413,414, 415 от 15.02.2018 года).
Пробы питьевой воды, отобранные 01 марта 2018 года из следующих скважин:
- скважина [Номер] Ортосалинский водозабор г. Алдан;
- скважина [Номер] Ортосалинский водозабор г. Алдан;
- скважина [Номер] (МРСУ) г. Алдан;
- скважина [Номер] (АРМЗ) г. Алдан также не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды», СанПиН 2.6.1.2523-09 «Норма радиационной безопасности» (НРБ-99/2009) по радиологическим показателям. Мероприятий по обеспечению радиационной безопасности водозаборных объектов, направленных на снижение радона в питьевой воде подаваемой населению г. Алдан, иных мероприятий по снижению радона в воде Алданскиим филиалом АО «Теплоэнергосервис» не проводится.
27 марта 2018 года должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в Алданском районе в отношении АО «Теплоэнергосервис» по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению составлен протокол [Номер] об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Теплоэнергосервис» к административной ответственности.
Факт нарушения предприятием санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколами о взятии проб (образцов); протоколами лабораторных испытаний образцов (проб) воды; экспертным заключением [Номер] от 15 марта 2018 года; протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет административную ответственность, установленную статьей 6.5 КоАП РФ.
Должностное лицо пришло к обоснованному выводу о совершении предприятием административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01, устанавливающих гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой системами водоснабжения, они предназначены, в том числе для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.
АО «Теплоэнергосервис» является субъектом, обеспечивающим транспортировку холодной и горячей воды.
По смыслу пунктов 4, 16 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, а также, исходя из иных приведенных выше положений данного Федерального закона и материалов дела, деятельность АО «Теплоэнергосервис» связана с осуществлением холодного и горячего водоснабжения с использованием централизованных систем холодного и горячего водоснабжения.
В силу приведенных выше положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
Поскольку АО «Теплоэнергосервис» является организацией, обеспечивающей транспортировку холодной и горячей воды, и эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды и, вопреки доводам жалобы, обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ.
Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о принятии предприятием достаточных и необходимых мер, направленных на выполнение санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды, не имеется.
При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в деянии предприятия объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.
Указание защитника АО «Теплоэнергосервис» в ходе производства по делу на то, что радон при поступлении потребителю испаряется, не подтверждено доказательствами, не ставит под сомнение законность вынесенного постановления, поскольку данное обстоятельство не освобождает предприятие от обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды.
Постановление о привлечении АО «Теплоэнергосервис» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 6.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Алданском районе от 06 апреля 2018 года [Номер] в отношении АО «Теплоэнергосервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Матвеевой К.А., действующей на основании доверенности в интересах АО «Теплоэнергосервис», - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Демидович А.В.