РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2022 года город Москва
Таганский районный суд города Москвы в составе
председательствующего судьи Синельниковой О.В.
при помощнике судьи Тюльпановой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1613/2022 по исковому заявлению Рублёва С.А. к Федеральной Службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об удалении общедоступной информации, содержащей персональные данные,
УСТАНОВИЛ:
Истец Рублёв С.А. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Федеральной Службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту также Роскомнадзор) об удалении общедоступной информации, содержащей персональные данные, в котором ссылается на следующие обстоятельства.
20 декабря 2021 года истцом, как учредителем сетевого издания «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества», принято решение о прекращении его деятельности в качестве средства массовой информации, зарегистрированного 07 декабря 2012 года.
27 января 2022 года Роскомнадзор прекратил деятельность указанного СМИ, о чем в реестре на сайте Роскомнадзора сделана соответствующая запись.
03 февраля 2022 года истец направил в Роскомнадзор письменное обращение, в котором просил в течение 10 дней удалить из открытого доступа (реестра) персональные данные (фамилию, имя, отчество, адрес), так как действие сетевого издания - средства массовой информации «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества», учредителем которого он являлся, прекращено. В обращении указал, что после прекращения действия СМИ и аннулирования свидетельства о его регистрации отзывает свое согласие на обработку персональных данных, а оснований, по которым Роскомнадзор имеет право продолжать обработку и публикацию персональных данных без согласия истца, не имеется.
14 февраля 2022 года Роскомнадзор сообщил истцу, что информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных СМИ, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами. В удалении персональных данных, указанных в открытом доступе, истцу было отказано, так как, по мнению Роскомнадзора, публикация этих данных подпадает под правовые основания, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона «О персональных данных». Вместе с тем отказ удалить персональные данные из общедоступного реестра не является законным, по мнению истца.
Истец просит суд обязать Роскомнадзор удалить из реестра, находящегося в открытом доступе, персональные данные – ФИО, адрес, включая индекс, город, наименование улицы, номер дома, корпуса, квартиры.
В судебном заседании истец Рублёв С.А. поддержал исковые требования, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика Капелюш К.В. исковые требования истца не признала по доводам письменных возражений на исковое заявление.
Суд, выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
20 декабря 2021 года истцом, как учредителем сетевого издания «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества», принято решение о прекращении его деятельности в качестве средства массовой информации, зарегистрированного 07 декабря 2012 года.
27 января 2022 года Роскомнадзор прекратил деятельность указанного СМИ, о чем в реестре на сайте Роскомнадзора сделана соответствующая запись.
03 февраля 2022 года истец направил в Роскомнадзор письменное обращение, в котором просил в течение 10 дней удалить из открытого доступа (реестра) персональные данные (фамилию, имя, отчество, адрес), так как действие сетевого издания - средства массовой информации «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества», учредителем которого он являлся, прекращено. В обращении указал, что после прекращения действия СМИ и аннулирования свидетельства о его регистрации отзывает свое согласие на обработку персональных данных, а оснований, по которым Роскомнадзор имеет право продолжать обработку и публикацию персональных данных без согласия истца, не имеется.
14 февраля 2022 года Роскомнадзор сообщил истцу, что информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных СМИ, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами. В удалении персональных данных, указанных в открытом доступе, истцу было отказано, так как, по мнению Роскомнадзора, публикация этих данных подпадает под правовые основания, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона «О персональных данных». Вместе с тем отказ удалить персональные данные из общедоступного реестра не является законным, по мнению истца.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы, в том числе по регистрации средства массовой информации, ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации.
Согласно части 6 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. Регистрирующий орган обязан обеспечить внесение записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации в день принятия соответствующего решения.
Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Реестр зарегистрированных СМИ является федеральным информационным ресурсом и ведется в государственной информационной системе в области средств массовой информации, правила создания и функционирования, которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 года № 24.
В соответствии с пунктами 6, 9 и 11 Постановления № 24, информационная система состоит из открытой части, закрытой части и части, предназначенной для организации взаимодействия с другими информационными системами. Доступ к открытой части информационной системы предоставляется гражданам и организациям посредством авторизованного доступа к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Доступ к закрытой части информационной системы и части информационной системы, предназначенной для организации взаимодействия с другими информационными системами, предоставляется сотрудникам оператора посредством авторизованного доступа.
Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных СМИ в порядке, утвержденном Приказом Роскомнадзора от 21 ноября 2011 года № 1036 «Об утверждении порядка ведения регистрирующим органом реестра зарегистрированных средств массовой информации» (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2012 года, регистрационный № 23273).
В соответствии с пунктом 5 Приказа № 1036 регистрирующий орган обеспечивает подготовку и размещение на официальном сайте Роскомнадзора (rkn.gov.ru) следующих сведений: название средства массовой информации; перевод названия на государственный язык Российской Федерации; учредитель (соучредители) средства массовой информации; регистрационный номер и дата регистрации средства массовой информации; язык (языки); форма периодического распространения массовой информации; территория распространения; адрес редакции; дата признания регистрации средства массовой информации недействительной (в соответствующем случае); дата приостановления деятельности средства массовой информации (в соответствующем случае); дата прекращения деятельности средства массовой информации (в соответствующем случае); доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания).
В силу части 9 Закона о СМИ информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных СМИ, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года 152-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» общедоступная информация - это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Из системного толкования части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» следует, что к случаям, не требующим согласия субъекта персональных данных на их обработку, среди прочих относятся случаи, когда обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (подпункт 2 часть 6 Закона).
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
На основании ч. 2 ст. 9 названного Закона согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Следовательно, довод истца об обработке персональных данных при наличии отзыва согласия на их обработку не имеет правового значения, поскольку обработка персональных данных Роскомнадзором путем их размещения в реестре не выходит за рамки представленных компетенций - подпункт 5.2(1).2 пункта 5.2 Положения.
Учитывая, что размещение сведений об учредителе СМИ законодательно предусмотренная обязанность Роскомнадзора, а обязанности по исключению таких сведений лишь на том основании, что действие СМИ прекращено действующим законодательством не предусмотрено, то возложение обязанности на Роскомнадзор по удалению персональных данных учредителя СМИ противоречит вышеприведенным нормам материального права.
Довод иска о том, что обработка его персональных данных должна быть ограничена, поскольку Роскомнадзором внесена запись о прекращении деятельности СМИ, то есть достигнута конкретная, заранее определенная и законная цель (пункт 5 статьи 5 Закон о персональных данных) основан на ошибочном толковании норм материального права.
Так, представленные истцом персональные данные при регистрации СМИ, обрабатываются непосредственно Роскомандзором в реестре, который создан именно как государственная информационная система в области средств массовой информации.
Кроме того, как следует из реестра, в качестве сведений об учредителе указана фамилия и инициалы истца.
Адрес, который истец полагает, размещен как адрес его места жительства, указан в качестве адреса редакции, на основании данных представленных им при регистрации СМИ.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований или возражений.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Из чего следует, что защите подлежит только нарушенное право.
Доказательств нарушения прав истца действиями ответчика стороной истца не представлено.
Таким образом, заявленное истцом требование об удалении его персональных данных, содержащихся в реестре СМИ, не основано на нормах права и соответственно не подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рублёва С.А. к Федеральной Службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об удалении общедоступной ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.