дело № 48 RS 0001-01-2021-001870-09
производство № 2-2204/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июня 2021 года г.Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Грезневой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солопова Евгения Владимировича к администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения в собственность взамен аварийного,
У С Т А Н О В И Л:
Солопов Е.В. обратился с иском к администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения в собственность взамен аварийного, указывая, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, приобретенного по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В феврале 2021 он получил уведомление от Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка о том, что Постановлением администрации города Липецка от 23.05.2013 № 1228 многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, признан аварийным. Постановлением администрации г.Липецка от 31.10.2020 № 2004 принято решение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд. В связи с данными постановлениями ему было предложено передать квартиру в собственность муниципального образования г.Липецк, размер возмещения определен 1 000 000 рублей. Полагая, что в силу действующего законодательства имеет право на получение другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемой квартиры, истец и предъявил настоящие исковые требования.
В судебном заседании истец Солопов Е.В. и его представитель по ордеру адвокат Ретюнских А.П. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика администрации города Липецка по доверенности Тырина О.В. в суд не явилась, в письменном заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г.Липецка, иск не признала.
Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и третье лицо Иванов А.А. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения спора.
Выслушав истца, его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и документально подтверждено, что Солопов Е.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 49,1 кв.м., на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Ивановым А.А., являвшегося собственником на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о разделе наследственного имущества № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанное подтверждается названным договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации города Липецка от 23.05.2013 № 1228 <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Как усматривается из требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка от 7.11.2018 № 822 на имя Иванова А.А., ему, как собственнику жилого помещения №, расположенного в <адрес> в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу предложено совместно с другими собственниками произвести снос данного аварийного дома.
Постановлением администрации Липецкой области от 25.03.2019 №159 была утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы", задачей которой определено переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В приложении №2 к данной адресной программе определен Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1.01.2017, в который под номером № включен и многоквартирный <адрес>, планируемая дата окончания переселения которого определена – 31.12.2021.
30.10.2020 администрацией города Липецка было издано Постановление № 2004 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд», согласно которому постановлено изъять для муниципальных нужд в порядке, установленном действующим законодательством, земельный участок с кадастровым номером 48:20:0035101:43, площадью 868 кв.м., разрешенное использование для жилого дома, для объектов жилой застройки, расположенный под жилым домом <адрес>, а также жилые помещения по указанному адресу согласно приложению к постановлению.
В приложении к Постановлению в перечне объектов, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, указана и <адрес>.
26.01.2021 за № 427-01-11 Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка в адрес Солопова Е.В. было направлено уведомление об изъятии принадлежащей ему недвижимости для муниципальных нужд в соответствии с Постановлением № 2004 от 31.10.2020 и проект соглашения с указанием размера подлежащего выплате в адрес Солопова Е.В. денежного возмещения.
Из сообщения Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка от 29.04.2021 № 2794-01-09 следует, что <адрес> 19-ти квартирный.
В 2020 году жителям 6-и квартир ( №№,№,№,№,№,№) в соответствии с мероприятиями Программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы" были предоставлены благоустроенные жилые помещения, общая стоимость составила 19,8 млн.руб., в том числе средства Фонда содействия реформированию ЖКХ –11,78 млн.руб., средства бюджета Липецкой области 1,94 млн. руб., средства бюджета города Липецка – 6,08 млн.руб..
В целях реализации мероприятий по расселению граждан из аварийного жилищного фонда города Липецка, в том числе и <адрес>, поступившие в 2021 году в бюджет города Липецка средства будут направлены, в том числе, на
1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Помещение для переселения Солопову Е.В. не приобреталось.
Из письменных возражений представителя ответчика администрации города Липецка следует, что администрацией города Липецка не планируется и отрицается возможность предоставления жилого помещения Солопову Е.В., взамен принадлежащей ему <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу, поскольку право собственности на данное жилое помещение возникло после признания многоквартирного дома аварийным, и в силу положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ у него отсутствует право на получение жилого помещения взамен аварийного.
Разрешая данный спор, возникший между сторонами, суд руководствуется нижеследующим.
В соответствии с положениями статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;….
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 N 473-ФЗ, и действующей с 28 декабря 2019 года, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего спора, многоквартирный <адрес>, был включен в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы", утвержденную Постановлением администрации Липецкой области от 25.03.2019 №159.
Таким образом, исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм действующего законодательства в их совокупности, следует, что у собственников жилых помещений, расположенных в <адрес>, в момент принятия Администрацией Липецкой области Постановления от 25.03.2019 №159 "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы", возникло право на обеспечение их жилищных прав в связи с признанием этого многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с частью 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Из материалов дела усматривается, что на дату издания Постановления администрации Липецкой области № 159 "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы", а именно на 25.03.2019, <адрес> принадлежала Иванову А.А..
Также из материалов дела следует, что Иванов А.А. не реализовал свои правомочия по защите своих жилищных прав любым из предусмотренных законодательством способов (получение равноценного возмещения, либо равнозначного жилого помещения), распорядившись принадлежащим им жилым помещением путем его продажи истцу.
При этом из договора купли-продажи от 7.05.2020, заключенного в отношении данной квартиры между Ивановым А.А. и Солоповым Е.В., не усматривается, что продавцом покупателю передается его право на получение жилого помещения в рамках областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы".
Более того, истцом данная <адрес> была приобретена 7.05.2020, то есть после вступления в силу части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 N 473-ФЗ, и действующей с 28 декабря 2019 года.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами, и не носят ли спорные жилищные правоотношения длящийся характер.
В данном случае спорные правоотношения возникли после принятия и вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда".
В связи с чем истец в силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не вправе претендовать на предоставление ему жилого помещения взамен изымаемого.
Кроме того, суд при разрешении данного спора полагает необходимым отметить, что <адрес> не является местом жительства истца.
Солопов Е.В. зарегистрирован в качестве постоянно проживающего в <адрес>, принадлежащей ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, которая расположена в многоквартирном доме, признанном постановлением администрации города Липецка № 2469 от 10.11.2014 аварийным и подлежащим сносу и включенным под номером № в перечень домов, подлежащих расселению в соответствии с Областной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы".
Поэтому, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Солопова Е.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Солопова Евгения Владимировича к администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения в собственность взамен аварийного отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.А.Гончарова
Полное решение изготовлено 15 июня 2021 года.