Дело 2а-4553/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2017 года
Индустриальный районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Судаковой Н.Г.,
при секретаре Пономаревой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 18 декабря 2017 года
административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми к Сентяковой Е. М. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени по страховым взносам,
установил:
ИФНС по Индустриальному району г. Перми обратилась в Индустриальный районный суд г. Перми с требованием о взыскании с Сентяковой Е.М. задолженности по страховым взносам в сумме 7 308,17 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Федеральным законом от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Пунктом 2 ст. 4 ФЗ от 03.07.2016г. № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации. В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности. Должник представил расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Указанные в расчетах суммы страховых взносов, в установленные сроки не уплачены. Обязанность по уплате пени должником также не исполнена.
В связи с неисполнением обязанности по уплате пени по страховым взносов, в адрес должника направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, которым предложено уплатить страховые взносы и пени в общей сумме 7 308,17 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнено. Поскольку на момент образования недоимки законодательство не предусматривало сроков для обращения налоговых органов в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени полагает, что срок установленный ст. 31, 48 Налогового кодекса РФ применению не подлежит.
Представитель административного истца в суд не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом.
Административный ответчик в суд не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил.
Суд, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела № по заявлению УПФ РФ в Индустриальном районе г. Перми к Сентяковой Е.М. о взыскании задолженности, приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой
В соответствии с ч. 1 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).
Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 18).
В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик признается плательщиком страховых взносов, являясь страхователем в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, у административного ответчика существует обязанность по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии и по уплате страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик страховых взносов обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством об уплате страховых взносов.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов и пени административным ответчиком не исполнялась, ей было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафов № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 715,26 руб., со сроком добровольной уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
В настоящее время задолженность Сентяковой Е.М. частично погашена и составляет 7 308,17 руб., из которых: 6 237,09 руб. – недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии; 1 071,08 руб. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Индустриального судебного района г. Перми Пермского края вынесен судебный приказ № о взыскании с должника Сентяковой Е.М. в пользу взыскателя УПФ Российской Федерации (ГУ) в Индустриальном районе г. Перми недоимки по страховым взносам и пени в общей сумме 53 398,25 руб. Указанный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № Индустриального судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением от Сентяковой Е.М. возражений на судебный приказ (л.д. 7).
В соответствии с ч 1, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
По смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Сведения о том, когда налоговый орган узнал о наличии данного судебного акта, сами по себе не изменяют порядок исчисления названного срока.
Истец в установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (срок исполнения требования – ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи заявления о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ). Определением мирового судьи судебного участка № Индустриального судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ, административное исковое заявление поступило в адрес Индустриального районного суда г. Перми ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пропуском сроков, установленных ст. 48 НК Российской Федерации для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Таким образом, суд приходит к выводу, что срок подачи административного искового заявления, пропущен без уважительных причин.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом не заявлено.
Доводы административного истца о неприменении к заявленным требованиям положений о сроке на обращение в суд, поскольку на момент образования недоимки законодательство не предусматривало сроков для обращения налоговых органов в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени, суд считает несостоятельными, не основанными на требованиях закона.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, имеет штат сотрудников для надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, в том числе получению документов, подтверждающих заявленные требования, а установленный законом шестимесячный срок является достаточным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что срок подачи административного искового заявления, пропущен без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179 – 180, 293 – 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми к Сентяковой Е. М. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени по страховым взносам отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н. Г. Судакова