Дело ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ
ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2021 года г. Волгоград
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Коцубняка А.Е.,
при секретаре ФИО11
с участием представителей ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области ФИО6, ФСИН России и УФСИН России по Волгоградской области ФИО7, ФКУ УК УФСИН России по Волгоградской области ФИО5, представителя прокуратуры Волгоградской области помощника Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ «Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании условий этапирования и отбывания наказания нарушающими принципы справедливости, гуманизма и человеческое достоинство, взыскании компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с иском к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области о признании условий этапирования и отбывания наказания нарушающими принципы справедливости, гуманизма и человеческое достоинство, взыскании компенсации.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ «Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области», в качестве заинтересованных лиц прокуратура Волгоградской области, Волгоградская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Министерство Юстиции РФ, Министерство Финансов России, УФК по Волгоградской области.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО3 ДАТА ИЗЪЯТА был осужден приговором суда и ему назначено наказание в виде лишения свободы. ДАТА ИЗЪЯТА был этапирован для отбывания наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области. ДАТА ИЗЪЯТА переведен на колонию поселения в ФКУ ЛИУ-23 г. Урюпинск Волгоградской области. Указывает на следующие нарушения условий его этапирования и содержания в исправительных учреждениях: нахождение в невентилируемых помещениях, с решетками на окнах, плесенью на стенах, зараженных насекомыми, большим количеством 2-х ярусных кроватей, закрывающих доступ к дневному свету; отсутствие медицинского обслуживания; сжигание на территории колонии бытового мусора; несоответствие жилой площади и прогулочного дворика установленным нормам; недостаточное количество умывальников и унитазов; одежда, в которой летом жарко, зимой холодно; ночные проверки; отсутствие возможности трудоустроиться.
В связи с тем, что как этапирование из СИЗО, так и содержание в указанных исправительных колониях не отвечало установленным требованиям и причиняло физические и нравственные страдания, ФИО3 подана жалоба в Европейский Суд по Правам Человека. Жалоба принята к принята к производству ( ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Vinogradov v.Russia» от ДАТА ИЗЪЯТА). ФИО3 ссылается на решения Европейского Суда по Правам Человека, которыми ранее условия содержания в исправительных колониях Волгоградской области были признаны не соответствующими положениям статьи 3 Конвенции, которые вступили в законную силу и были исполнены. При этом, он просит принять во внимание, что он отбывал наказание в то же время и в таких же условиях, что и заявители.
Решение по вопросу приемлемости жалобы или по её существу Европейским Судом по Правам Человека не вынесено, поэтому ФИО3 ссылаясь на положения Федерального закона от 17 декабря 2019 года №434-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит, с учетом уточнения исковых требований, присудить ему компенсацию в размере 1 400 000 рублей, признав условия его этапирования и отбывания наказания в указанных исправительных учреждениях в период с 02 июня 2007 года по 31 января 2019 года, нарушающими принципы справедливости, гуманизма и человеческое достоинство.
В судебное заседание ФИО3 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об обстоятельствах, препятствующих явке в суд, не уведомил.
Представитель административного истца ФИО10 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об обстоятельствах, препятствующих явке в суд, не уведомил.
Представители ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области ФИО6, ФСИН России и УФСИН России по Волгоградской области ФИО7, ФКУ УК УФСИН России по Волгоградской области ФИО5, представитель прокуратуры Волгоградской области помощник Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО8, просили в удовлетворении административного иска отказать ФИО3 в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых ссылались на то, что условия этапирования (конвоирования) ФИО3 и условия его содержания в исправительных учреждениях соответствовали требованиям законодательства, их нарушения допущено не было. Жалобы на неудовлетворительные условия этапирования (конвоирования) и содержания в исправительных учреждениях от ФИО3 за весь период отбывания наказания не поступали. Объективные и достоверные доказательства нарушения неимущественных прав административного истца, этапирование и содержания его в ненадлежащих условиях, нарушающих принципы справедливости, гуманизма и человеческое достоинство в заявленный истцом период, а также причинения вследствие этого вреда истцу, суду не представлены.
Представители Минюст России, Минфин России, УФК по Волгоградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно статье 18 Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству (абзац 4). Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности (абзац 5). При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания (абзац 6). Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (абзац 7).
На основании части 4 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно подпункту 2.1 пункта 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с пунктами 1,3,4,5 статьи 227.1. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 родившийся осужден приговором Краснодарского краевого суда ДАТА ИЗЪЯТА по п.в., ч. 4, ст. 162, п. «ж,з» ч.2 ст.105, п. «а» ч. 2 ст. 166, ч. 4 ст. 150, ч. 3 ст. 69 УК РФ к лишению свободы на срок 16 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
ФИО3, содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, отбывал наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области со ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА.
Из объяснений представителя ФСИН России следует, что ФИО3 содержался в камере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Все время содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области осужденный ФИО3 был обеспечен индивидуальным спальным местом. Ему всегда предоставлялся восьмичасовой сон в ночное время. ФИО3 обеспечивался постельными принадлежностями: подушкой матрацем, одеялом, двумя простынями, наволочкой и столовой посудой.
Естественная вентиляция камеры ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ осуществлялась через оконные форточки. Камера ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ оборудована принудительной вентиляцией, осуществляющейся через вентиляционное отверстие размерами 0,15х0,15 м, расположенная под потолком.
Естественная вентиляция осуществляется в обязательном порядке ежедневно при выводе на прогулку, санитарную обработку. В иное время по желанию подозреваемых, обвиняемых и осужденных без ограничения. В летний период естественная вентиляция осуществлялась постоянно, в зимнее время по необходимости для поддержания температуры в камерах не ниже 18-21 град. Цельсия.
Размеры окон обеспечивали доступ свежего воздуха и дневного света через окна, обеспечивали возможность ФИО3 читать и писать при дневном свете. На окне имеются стекла, отсутствуют широкие металлические полосы, листы. В оконном проеме камеры, согласно требований приказа Министерства юстиции Российской Федерации ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» установлена отсекающая решетка, размер ячеек 50*50 мм. Других преград для подачи в камеру свежего воздуха и дневного света нет.
В жилом помещении камеры имелось искусственное дневное и ночное освещение. Искусственное дневное освещение в камере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ осуществлялось 2 лампами дневного света мощностью 40 Вт. каждая. Ночное освещение осуществлялось лампой накаливания мощностью 40 Вт., установленной в специальной нише, исключающей прикосновение. В соответствии с распорядком дня следственного изолятора искусственное освещение включается днем по мере необходимости без ограничений, искусственное ночное освещение включается в период сна.
Помещение камеры ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ оборудовано умывальником, унитазом. Санитарный узел до потолка отгорожен от жилого пространства камер стенками, выполненными из фанеры. Расположение санитарного узла обеспечивает достаточную степень изолированности при использовании и дает возможность пользоваться в условиях приватности.
ФИО3 обеспечивался питанием в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и нормами питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Пища в камеру, где содержался ФИО3 выдавалась ежедневно в соответствии с распорядком дня по количеству лиц, содержащихся в камере.
Продукты питания поставляются в следственный изолятор централизованно из федерального казенного учреждения «Центральная база материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области». Качество пищи соответствует установленным стандартам.
ФИО3 за период отбывания наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН ФИО4 по АДРЕС ИЗЪЯТ содержался в отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ со ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, в отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, в отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, в отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, в отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, в отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, в отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, в отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, в отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, в отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА.
Отряд ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ имеет общую площадь 121,2 кв.м- лимит наполняемости 60 человек, следовательно на одного человека 2,02 кв.м, при норме жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению ???боды в исправительных колониях, которая не может быть менее 2 кв.м (статьи 99 УИК РФ). Отряд ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ имеет общую площадь 185,6 кв.м. - лимит наполняемости 92 человек, следовательно на одного человека 2,01 кв.м., при норме жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению ???боды в исправительных колониях, которая не может быть менее 2 кв.м. (статьи 99 УИК РФ). Отряд ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ имеет общую площадь 329,6 кв.м.- лимит наполняемости 75 человек, следовательно на одного человека 4,39 кв.м., при норме жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению ???боды в исправительных колониях, которая не может быть менее 2 кв.м. (статьи 99 УИК РФ). Отряд ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ имеет общую площадь 127,2 кв.м.- лимит наполняемости 60 человек, следовательно на одного человека 2,12 кв.м., при норме жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению ???боды в исправительных колониях, которая не может быть менее 2 кв.м (ст.99 УИК РФ). Отряд ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ имеет общую площадь 302,4 кв.м- лимит наполняемости 135 человек, следовательно на одного человека 2,24 кв.м, при норме жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению ???боды в исправительных колониях, которая не может быть менее 2 кв.м (ст.99 УИК РФ). Отряд ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ имеет общую площадь 155,5 кв.м- лимит наполняемости 72 человека, следовательно на одного человека 2,1 кв.м, при норме жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению ???боды в исправительных колониях, которая не может быть менее 2 кв.м (ст.99 УИК РФ).
Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению ???боды осуществляется в ???????ст?ии с требованиями УИК РФ, Законом Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения ???боды», нормативными правовыми актами Правительства РФ, межведомственными и ведомственными нормативными актами.
Материально-бытовое обеспечение осужденных реализуется по следующим направлениям: 1) создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий; 2) обеспечение питанием; 3) снабжение вещевым имуществом. Создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий является одной из главных обязанностей администрации исправительных учреждений.
Помещения отрядов (в том числе и отряды: №ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ,2,10) имеют стандартную обстановку, предусмотренную для данных видов учреждений, то есть - в спальных помещениях отряда двухъярусные кровати, рядом прикроватные тумбочки для размещения в них разрешенных вещей первой необходимости. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Жилые помещения обеспечиваются столами, табуретками, тумбочками, бачками для питьевой воды и другим инвентарем по установленным нормам. Помещения отрядов отвечают правилам санитарии и гигиены, имеют отопление, достаточное естественное и искусственное (электрическое) освещение, согласно требований свода правил 52.13330, СП 118.13330, СП 54.13330, СП 55.13330, СП 42.13330, СанПиН 2.2.1/2.ДАТА ИЗЪЯТА, СанПиН 2.2.1./2.ДАТА ИЗЪЯТА, СанПиН 2.ДАТА ИЗЪЯТА, СП 59.13330. Температура в указанных отрядах (как и во всех отрядах) в холодное время поддерживается не ниже 18 – 20°С. Решетки на окнах отсутствуют, так же, как и закрашенные окна.
Для соблюдения осужденным чистоты и гигиены жилые помещения имеют необходимое санитарно-техническое оборудование, туалетные комнаты, раздевалки, места для хранения продуктов питания и др.
В соответствии с приказом ФИО2 от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" в общежития отрядов №ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ,6,10 оборудованы раздельными санузлами, где имеются унитазы и раковины. В туалетах имеются форточки, которые обеспечивают вентиляцию помещения. Имеется принудительная вентиляция в спальных помещениях, плесень на стенах общежития ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ,2,6 в период отбывания наказания истца не выявлена, в случае выявления плесени на стенах либо еще в каких-либо других местах в помещении, не за медлительно принимаются меры по ее устранению.
Кроме того, в учреждении ежегодно заключаются государственные контракты на дератизацию и дезинсекцию, следовательно, доводы истца, о том, что все помещения отрядов были заражены насекомыми, необоснованны.
В отрядах и других объектах учреждения все помещения, оборудование и мебель содержатся в чистоте и исправном состоянии. Влажная уборка указанных помещений проводится маркированным инвентарем ежедневно. Полы и сантехприборы в туалетах, умывальных, душевых и санпропускниках ежедневно промываются водой с добавлением моющих средств и дезинфицирующих растворов, приготовленных и хранящихся в соответствии с инструкцией по их применению.
«Санитарный день» с проведением генеральной уборки всех помещений (обметание стен, потолков, мытье полов, окон и дверей, оборудования, мебели, встряхивание и проветривание постельных принадлежностей, очистка от пыли отопительных приборов, светильников) проводится два раза в месяц. Оконные стекла очищаются по мере загрязнения, но не реже 1 раза в квартал.
Для уборки помещений выделяется специальный инвентарь (тряпки, щетки, веники), который маркируется и хранится в определенном месте. После использования их тщательно промывают в горячей воде с погружением на 30 минут в 0,1 % растворе дезинфицирующего средства «Тримакс Актив», затем просушивают.
В учреждении еженедельно проводятся комиссионные обходы жилой зоны и прилегающей территории с целью проверки санитарного состояния. О выявленных недостатках докладывается немедленно начальнику учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от ДАТА ИЗЪЯТА № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», приказом ФСИН России от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждения и органов ФИО2» курение табачных изделий в помещениях зданий и сооружений ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области категорически запрещено. В целях соблюдения противопожарного режима на территории учреждения, в том числе и в отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ,6,2 определено специальное выделенное места на открытом воздухе для курения табака, оборудованные информационными табличками и металлическими урнами. В помещениях отрядов размещены информационные стенды о пожарной безопасности, информационные знаки, запрещающие курение вне специально отведенных местах, проводится разъяснительная работа. В случае выявления нарушения требований и правил пожарной безопасности, в том числе курения в неположенных местах, администрация учреждения привлекает осужденных к дисциплинарной ответственности.
Душ в общежитии для осужденных не предусмотрен в силу с приказа ФСИН России от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
Для сохранения здоровья осужденных, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди осужденных в учреждении функционирует баня, работа которой осуществляется в соответствии с Инструкцией Минюста РФ от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «По организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных» и регулирует содержание и эксплуатацию банно-прачечных объектов, регулярность помывки осужденных, смену нательного и постельного белья, обеспеченность моющихся мылом, мочалками, качество стирки белья и спецодежды, условия труда.
Банно-прачечный комбинат в учреждении с централизованным горячим водоснабжением, помывка осужденных осуществляется в соответствии с распорядком работы банно-прачечного комбината, утвержденного приказом начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области. График посещения банно-прачечного комплекса распределен поотрядно, не менее 2 раз в неделю с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Постельное белье осужденных сдается в банно-прачечный комплекс ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области и стирается 1 раз в неделю в день осуществления посещения осужденных бани. Грязное постельное белье также сдается в банно-прачечный комплекс в присутствии начальника отряда с отметкой в журнале о количестве сданного белья, где им же получается чистое выстиранное, высушенное и отглаженное постельное белье. Сушка постельного белья происходит в зимнее время в специально оборудованном дополнительными радиаторами отопления помещении банно-прачечного комплекса, в летнее время на летней площадке банно-прачечного комплекса учреждения. Банно-прачечный комбинат отапливается централизованно - газовой котельной.
В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" помывка осужденных происходит 2 раза в неделю (ранее помывка осужденных осуществлялась 1 раз в семь дней по приказу Министерства юстиции РФ от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»).
Таким образом, постоянное наличие горячей водопроводной воды непосредственно в общежитии отряда действующим законодательством не предусмотрено. Право истца на обеспечение горячей водой в гигиенических целях и для стрики белья в установленное время с учетом потребностей ответчиком в полной мере соблюдается (соблюдалось).
Обеспечение осужденных вещевым имуществом и постельным бельем осуществлялось централизованно в соответствии с требованиями приказа Минюста России от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». Данным приказом установлены нормы выдачи, как вещевого имущества, так и постельного белья и мягкого инвентаря, который имеет свой срок носки.
Ранее срока носки выдавать ни постельное белье, ни вещевое имущество закон не предусматривает, так же на основании Постановления Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТА N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" (с изменениями и дополнениями), поэтому доводы истца о том, что ему приходилось пользоваться изношенным бельем несостоятельны.
Доводы истца о том, что мусорная свалка для бытовых отходов и пищевых отходов расположена на территории колонии на расстоянии 200 м. от жилых корпусов, которая впоследствии сжигалась истцом в ночное время, также не находят своего подтверждения. В учреждении ежегодно заключались и заключаются государственные контракты на вывоз твердых бытовых отходов.
Прогулочный дворик носит наименование «локальный участок», площадь которого нормативными актами УФСИН России по Волгоградской области не утверждена. Однако площадь локального участка достаточна для осуществления прогулок осужденными. Локальные участки отрядов оборудованы лавочками, оборудованы места для курения с урнами.
В силу всего выше сказанного, в период отбытия наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области истец имел индивидуальное спальное место и необходимые постельные принадлежности и степень уединения, личного пространства доступная ему была достаточной и составляла не менее 2 кв.м., что не могло вызвать у него дефицит личного пространства.
Кроме того, за весь период отбывания наказания в адрес администрации учреждения жалоб от ФИО3 на неудовлетворительные условия содержания в исправительном учреждении не поступало.
ДАТА ИЗЪЯТА плановым караулом по железнодорожному маршруту ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Волгоград – Воронеж» (далее – ПЖДК ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ), назначенным в соответствии с графиком движения плановых караулов по железнодорожным маршрутам от ФКУ УК УФСИН России по Волгоградской области в транзитно - пересыльном пункте при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области был принят спецконтингент, в числе, которого находился осужденный ФИО3, следующий в распоряжение ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области. В соответствии с требованиями пункта 192 совместного приказа Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫдсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно – исполнительной системы по конвоированию», прием осужденных и лиц, содержащихся под стражей начался с опроса принимаемых лиц на предмет наличия жалоб и заявлений. Жалоб и заявлений с их стороны, в том числе от осужденного ФИО3 не поступало ни в устной, ни в письменной форме. Весь принимаемый спецконтингент, в том числе и осужденный ФИО3, был одет по сезону (с учетом климатических условий по маршруту конвоирования).
Спецконтингент был размещен в подготовленном к рейсу, специальном вагоне ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, доставленному на контрольно – диспетчерский пункт станции Волгоград (далее – КДП) согласно технологическому процессу обработки специальных вагонов типа «СТ», подачи их под посадку (высадку) осужденных и подачи в составы поездов по станции Волгоград – 1 Приволжской железной дороги на 2019 год.
ФИО3 был размещен в большой камере специального вагона, в которой следовал до станции Алексиково. В камере рассчитанной на 10 человек, содержалось включая его, 10 осужденных на всем пути следования до станции Алексиково, что не противоречило требованиям руководящих документов. Большая камера специального вагона оборудована 6 полками. В камере специального вагона заявитель имел возможность разместить личные вещи в нишах под нижними полками слева и справа. В большом коридоре спецвагона расположено 6 оконных проемов с матовым остеклением, через которые, в дополнение к стандартному освещению, проникало естественное освещение. Напротив камер расположено 10 светильников, каждый из которых оснащен лампой накаливания Ж-54 мощностью 40 Вт. Конструктивными особенностями специальных вагонов наличие окон непосредственно в камерах не предусмотрено. Специальный вагон оборудован стандартной системой отопления, что обеспечивает комфортную температуру в холодное время года и стандартной системой вентиляции. Дополнительное проветривание специального вагона осуществлялось через оконные проемы, конструкция которых позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы окна вниз. Оборудование туалета специального вагона полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной. В период конвоирования система водоснабжения специального вагона была в исправном состоянии и каждый из конвоируемых, в том числе осужденный ФИО3 имел возможность осуществлять гигиенические процедуры. Исправность системы освещения, водоснабжения и вентиляции спецвагона подтверждается актом приема специального вагона в начальном пункте. Конструкция спецвагона, внутреннее оборудование и освещение помещений, а также система жизнеобеспечения соответствовали требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, СП ДАТА ИЗЪЯТА-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Выдача постельных принадлежностей конвоируемым лицам в специальных вагонах нормативными правовыми актами не предусмотрена. Все конвоируемые лица, в том числе ФИО3 были обеспечены органом - отправителем на путь следования индивидуальным рационом питания по установленным нормам. Горячая вода для гидратации индивидуальных рационов питания конвоируемым лицам, выдавалась в пути следования в соответствии с требованиями Инструкции, согласно утвержденного графика 3 раза в сутки, а питьевая вода в соответствии с требованиями пункта 175 Инструкции по потребности. Вывод конвоируемых лиц в туалет на протяжении всего пути следования осуществлялся согласно пункта 229 Инструкции - по первому требованию и фиксировался в листах учета вывода в туалет осужденных и лиц, заключенных под стражу.
В соответствии с требованиями Федерального Закона от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», курение в специальном транспорте для перевозки осужденных запрещено, следовательно, в спецвагоне никто не курил, что подтверждается отсутствием актов о нарушении режима содержания составленных в отношении конвоируемых лиц.
С железнодорожной станции Волгоград ПЖДК ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ отправился в 17 часов 13 минут ДАТА ИЗЪЯТА по московскому времени. ДАТА ИЗЪЯТА в 23 часа 03 минуты по московскому времени, плановый караул прибыл на станцию Алексиково, в числе прочего спецконтингента, ФИО3 был сдан встречному караулу, назначенному от ФКУ «ЛИУ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ УФСИН ФИО4 по АДРЕС ИЗЪЯТ». При приеме спецконтингента, начальник встречного караула произвел опрос принимаемого спецконтингента на предмет наличия жалоб на условия конвоирования, заявлений и претензий к личному составу планового караула. Жалоб и заявлений от спецконтингента, в том числе от ФИО3, не поступило.
Время следования от станции Волгоград до станции Алексиково составило 05 часов 50 минут.
В период конвоирования отношения личного состава караула с конвоируемыми лицами строились в соответствии с требованиями руководящих документов, основываясь на строгом соблюдении законности и уважении их человеческого достоинства, грубости в отношении конвоируемых лиц, в том числе ФИО3 не допускалось.
Служба планового караула по железнодорожному маршруту проверялась представителями ФКУ УК УФСИН России по Волгоградской области. Проверяющие лица производили опрос конвоируемых лиц на предмет поступления жалоб и заявлений. Жалоб и заявлений с их стороны, в том числе от ФИО3 на условия содержания и курение в специальном вагоне не поступало.
Обстоятельства, изложенные в объяснениях представителя административного ответчика ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области подтверждаются письменными объяснениями представителя ФКУ ИК -9 УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ УК УФСИН России по Волгоградской области, а также письменными материалами дела, а именно: справками о численности осужденных; справками о конвоировании, справкой о предоставлении сведений в отношении ФИО3 УФСИН России по Волгоградской области, справкой по личному делу осужденного начальника ОСУ ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области; справкой по личному делу осужденного, справкой по переписке осужденного начальника ОСУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области; справкой о содержании начальника ОВРО ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области; справкой о технических характеристиках помещений начальника ОКБИиХО ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области; справками об обеспеченности и соблюдения требований санитарии и гигиены осужденных, заключения контрактов заместителя начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области; справками о трудоустройстве ФИО3 в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, справками об уничтожении дел и журналов за 2007 год,
Оснований не доверять изложенным представителями ответчиков обстоятельствам у суда не имеется.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ « О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» предусмотрено, что в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Однако, ФИО3 за период его содержания в указанных выше исправительных учреждениях, и при осуществлении его этапирования с жалобами на условия этапирвоания и содержания в исправительных учреждениях в администрацию указанных учреждений, прокуратуру, иные органы государственной власти не обращался, в суд исковые требования об оспаривании решений, действий ( бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ УК УФСИН России по Волгоградской области, не заявлял, в связи с чем проверки по его обращениям в спорный период не проводились, что подтверждается объяснениями представителей ответчиков и заинтересованных лиц, и что не оспаривалось ФИО3 в ходе рассмотрения дела.
Вместе с тем, судом установлено, что ДАТА ИЗЪЯТА в адрес начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области выносилось представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства. Было установлено, что в помещении отряда ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ крыша здания требовала капитального ремонта, кровля протекала, в связи с чем на стенах и потолке внутри помещения образовывался грибок и плесень. В отряде ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ при норме 13 умывальников, имелось 10, количество унитазов менее нормы.
ДАТА ИЗЪЯТА прокурор обращался в Тракторозаводский районный суд г. Волгограда с иском к ФКУ ИК -9 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить осужденных надлежащими материально-бытовыми условиями при отбывании наказания, в частности довести в комнатах гигиены общежития осужденных отряда ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области количество унитазов и умывальников до минимальной нормы. В данной части требования прокурора были удовлетворены.
Иных нарушений законодательства, в том числе на надлежащее медицинское и материально-бытовое обеспечение осужденных в спорный период в ФКУ ИК -9 УФСИН России по Волгоградской области в ходе проверок, которые проводятся не реже 1 раза в месяц, не выявлено.
Помывка осужденных в ФКУ ИК -9 УФСИН России по Волгоградской области осуществляется дважды в неделю согласно распорядка банно-прачечного комбината и парикмахерской. Помывка осужденных в помещениях отрядов горячей водой уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрена. Факты наличия в отрядах грызунов и насекомых не установлены. В зданиях отрядов установлена естественная вентиляция, предусмотренная конструкцией здания. Принудительная вентиляция отсутствует, её обязательный монтаж законодательством не предусмотрен. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений курить осужденным в неустановленных местах запрещено. В случае курения в неустановленном месте к осужденным применяются меры взыскания. Одеждой осужденные обеспечиваются в соответствии с требованиями ч.2 ст. 99 УИК РФ и Норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, утвержденных приказом Минюста России от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в силу ч.2 ст. 99 УИК РФ. Факты отсутствия отопления на производственном участке по ремонту автотранспорта промышленной зоны учреждения не выявлялись. Складирование коммунальных и бытовых отходов в учреждении производится в промышленной зоне учреждения на значительном удалении от расположения отрядов осужденных. Лицензия на сжигание отходов у учреждения отсутствует. Фактов нарушения прав осужденных на ведение прогулки в ходе проведенных проверок не выявлено.
В спорный период представления, содержащие сведения о выявленных нарушениях при этапировании осужденных, специализированной прокуратурой не выносились.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица прокуратуры Волгоградской области пояснил, что выявленные в вышеуказанных представлениях нарушения были исправительными учреждения устранены.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что фактических обстоятельств нарушения прав ФИО3, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий этапирования и содержания ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области в спорный период, нарушения его личных неимущественных прав, нарушения части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления, установлено не было и стороной истца не представлено.
Судом не добыто доказательств тому обстоятельству, что выявленные прокурором нарушения, указанные в приведенных выше представлениях прокурора об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, повлекли негативные последствия для ФИО3 и привели к нарушению его личных неимущественных прав, умалению его человеческого достоинства. ФИО3 таких доказательств суду также не представлено. Решения Европейского Суда по Правам Человека, на которые ссылается ФИО3 в обоснование заявленных требований, преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора не имеют, в связи с чем не могут быть приняты судом в качестве основания для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Указом Президента Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 данного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
С учетом требований подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 227.1. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данной категории дел является Российская Федерация в лице ФСИН России. Остальные административные ответчики надлежащими не являются.
Статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Также Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2019 года №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 17 указанного Федерального закона дополнена частью 4, которой установлено право подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 12.1 пункт 1 которой, предусматривает, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2019 года №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит одновременно и превентивный, и компенсаторный механизм присуждения компенсации.
Порядок присуждения компенсации за ненадлежащие условия содержания предусматривает подачу заявления о компенсации одновременно с требованием об оспаривании действий, уполномоченных лиц, связанных с ненадлежащими условиями содержания (статья 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вместе с тем, ФИО3 в соответствии со справкой ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА освобожден из мест лишения свободы, следовательно, субъектом указанных правоотношений не является. Кроме того, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 пропущен трёхмесячный срок для обращения в суд за защитой нарушенных прав, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Уважительность причины пропуска процессуального срока в материалах дела отсутствуют и стороной истца не указано.
Поэтому суд считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных требований ко всем административным ответчикам в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227.1, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО3 в удовлетворении административного искового заявления к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ «Управление по конвоированию Упарвления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании условий этапирования и отбывания наказания нарушающими принципы справедливости, гуманизма и человеческое достоинство, взыскании компенсации в размере 1 400 000 рублей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен ДАТА ИЗЪЯТА.
Судья А.Е. Коцубняк