Решение от 03.03.2022 по делу № 3а-22/2022 (3а-392/2021;) от 15.11.2021

Дело № 3а-22/2022

                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 марта 2022 года                              город Челябинск

Челябинский областной суд в составе

председательствующего Жукова А.А.,

при секретаре Лаворко К.А.,

с участием представителя административного истца Вдовина Е.А. – Михалевской О.В., представителя административного ответчика Министерства имущества Челябинской области – Дутченко Я.С., представителя административного ответчика ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» - Нескоблевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вдовина Евгения Александровича к Министерству имущества Челябинской области, ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,

у с т а н о в и л:

Вдовин Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущества Челябинской области, в котором просит:

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 187 148 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 9 545 000 рублей, по состоянию на 15 июля 2020 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 407 931 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, район Орджоникидзевский, в размере рыночной стоимости 20 804 000 рублей, по состоянию на 20 августа 2020 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 380 667 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, район Орджоникидзевский, в размере рыночной стоимости 19 795 000 рублей, по состоянию на 19 января 2021 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 62 252 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 9 338 000 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 19 579 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 3 857 000 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 20 330 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 4 005 000 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года.

В обоснование заявленных требований Вдовин Е.А. указал, что является собственником указанных выше земельных участков, кадастровая стоимость которых, отраженная в выписках из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости, не соответствует рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, что является основанием для пересмотра кадастровой стоимости, так как нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств, в том числе по уплате земельного налога.

Определением Челябинского областного суда от 16 ноября 2021 года из числа заинтересованных лиц исключено и привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области».

Представитель административного истца Вдовина Е.А. – Михалевская О.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель административного ответчика Министерства имущества Челябинской области – Дутченко Я.С. возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель административного ответчика ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» - Нескоблева Е.В. также возражала против удовлетворения исковых требований.

Административный истец Вдовин Е.А., представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Челябинской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, администрации города Магнитогорска Челябинской области в суд не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.

Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 245 КАС РФ, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Как следует из материалов дела, Вдовин Е.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами (том 1 л.д. 40-41, 42-44, 46-47, том 2 л.д. 5-8, 91-92, 106-107).

На основании статьи 388 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком земельного налога. При этом в соответствии со статьей 390-391 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

Действующий результат государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами утвержден приказом Министерства имущества Челябинской области от 09 ноября 2020 года № 180-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов Челябинской области» (вместе с «Результатами определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов Челябинской области»).

Действующий результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером утвержден актом ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» от 04 февраля 2021 года.

Действующий результат государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами утвержден актом ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» от 17 марта 2021 года.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 15 июля 2020 года определена в размере 24 310 525 рублей 20 копеек (том 1 л.д. 14); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 52 990 236 рублей 90 копеек (том 1 л.д. 15); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 19 января 2020 года определена в размере 49 448 643 рубля 30 копеек (том 1 л.д. 13); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 42 517 493 рубля 48 копеек (том 1 л.д. 10); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 9 873 102 рубля 33 копейки (том 1 л.д. 11); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 10 732 207 рублей (том 1 л.д. 12).

Части 1, 2 статьи 245 КАС РФ, часть 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке), части 1, 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) позволяют гражданам, юридическим лицам, а также органам государственной власти, органам местного самоуправления (в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности), оспорить в суде результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права или обязанности этих лиц.

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.

Поскольку сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости в 2021 году, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена указанными выше актами, не пропущен.

Как указывается в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Часть 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» содержит аналогичные требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Таким образом, заявленные требования могут быть удовлетворены в отношении земельных участков с кадастровыми номерами по состоянию на 01 января 2020 года; в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 19 января 2021; в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 15 июля 2020 года; в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 20 августа 2020 года.

Из предоставленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области сведений от 23 ноября 2021 года следует, что земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на государственный кадастровый учет в 2020 году, сведения о них включены в перечень земельных участков, в отношении которых произошел государственный кадастровый учет в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, и направлены в адрес ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами в размере 24310525,20 руб., 52990236,90 руб., 49448643,30 руб. соответственно, определенной ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» в рамках части 7 статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237 «О государственной кадастровой оценке» (т.3 л.д.154-155).

В отзыве ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области от 01 декабря 2021 года указало, что в 2020 году на территории Челябинской области проведена очередная кадастровая оценка земельных участков земель населенных пунктов по состоянию на 01 января 2020 года в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон о ГКО), результаты которой утверждены приказом Министерства имущества Челябинской области от 09 ноября 2020 года №180-П (далее — Приказ №180-П). Земельные участки с кадастровыми номерами включены в перечень объектов недвижимости, сформированный по состоянию на 01 января 2020 года для целей государственной кадастровой оценки, их кадастровая стоимость утверждена Приказом №180-П: для земельного участка с кадастровым номером в размере 42517493, 48 руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 17 января 2021 года; для земельного участка с кадастровым номером в размере 9873102,33 руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 16 января 2021 года; для земельного участка с кадастровым номером в размере 10732207 руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 17 января 2021 года. В связи с тем, что земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на государственный кадастровый учет в 2020 году, их кадастровая стоимость определена ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» (далее - Бюджетное учреждение) в рамках части 7 статьи 15 Закона о «О государственной кадастровой оценке» заново: для земельного участка с кадастровым номером в размере 52990236,9 руб., для земельного участка с кадастровым номером в размере 24310525,2 руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 23 марта 2021 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 49448643,3 руб. определена Бюджетным учреждением в рамках статьи 16 Закона «О государственной кадастровой оценке», сведения внесены в ЕГРН 10 февраля 2021 года (т.3 л.д.212-215).

В то же время согласно представленным административным истцом отчетам об оценке рыночной стоимости земельных участков № 234/2021, № 389/2021, № 390/2021, изготовленным ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», составленными оценщиком К.Ю.Н.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков № 234/2021, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2020 года составила 9 338 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2020 года составила 3 857 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2020 года составила 4 005 000 рублей (том 1 л.д. 60-243).

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка № 389/2021, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 19 января 2021 года составила 19 795 000 рублей (том 2 л.д. 122-228).

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков № 390/2021, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 15 июля 2020 года составила 9 545 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 20 августа 2020 года (том 3 л.д. 1-120).

В силу части 1 статьи 248 КАС РФ, части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. На основании части 7 статьи 22 Закона о кадастровой оценке, части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности оспоренная кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит установлению как его рыночная стоимость, определенная на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» также разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Исходя из пункта 4 части 2 статьи 246 КАС РФ, пункта 20 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 при разрешении административного дела об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.

Как указывалось выше, в обоснование заявленного требования административным истцом представлены об оценке рыночной стоимости земельных участков № 234/2021, № 389/2021, № 390/2021, изготовленным ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки». Отчеты подготовлены оценщиком К.Ю.Н., которая является членом Ассоциация «Русское общество оценщиков», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, ответственность застрахована договором обязательного страхования ответственности оценщика от 04 декабря 2020 года, полис ООО «Зета Страхование»

В силу части 4 статьи 9, части 1 статьи 13 Закона об оценочной деятельности в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, который самостоятелен в выборе оценщика.

На основании части 1 статьи 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» также разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 77, 78 КАС РФ).

В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя Министерства имущества Челябинской области определением суда от 13 декабря 2021 года была назначена судебная экспертиза для разрешения вопросов о достоверности отчетов об оценке и размере рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручалось эксперту ФБУ Уральский РЦСЭ Минюста России.

Исходя из части 1 статьи 82 КАС РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу. Несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда.

При этом в соответствии с частями 1, 2 статьи 83 КАС РФ, если заключение эксперта (комиссии экспертов) будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (той же или другой комиссии экспертов). В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).

По смыслу приведенных положений процессуального закона заключение судебной экспертизы является одним из самых важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. Полученное в суде заключение эксперта может быть поставлено под сомнение или опровергнуто только в случаях и в порядке, предусмотренных в статьей 83 КАС РФ.

Заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает заключение эксперта с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Согласно заключению эксперта № 5161/04-4 от 25 января 2022 года эксперт ФБУ Уральский РЦСЭ Минюста России Т.А.Ю. пришел к выводу о том, что отчеты об оценке земельных участков №234/2021, №389/2021, №390/2021, составленных ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки» оценщиком К.Ю.Н. 28 октября 2021 года, соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.

Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ имеющиеся в деле доказательства, суд находит заключение эксперта № 5161/04-4 от 25 января 2022 года допустимым доказательством, которое возможно наряду с другими доказательствами по делу положить в основу решения, поскольку оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, основано на результатах подробного анализа стандартов оценки и требований законодательства, предъявляемых к отчетам об оценке

Экспертом произведен подробный анализ отчетов №234/2021, №389/2021, №390/2021 об оценке земельных участков, составленных ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки» 28 октября 2021 года, на предмет его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Проверяя отчеты об оценке №234/2021, №389/2021, №390/2021 от 28 октября 2021 года, эксперт выявил 2 формальных нарушения, а именно к отчетам не приложены выкопировки из справочников, которыми пользовался оценщик (п.11 ФСО №3); оценщиком не приведено суждение о возможных границах интервала, в котором может находиться стоимость (п.30 ФСО 7). Данное нарушение отнесено экспертом к формальному, исправление которого не оказывает никакого влияния на итоговую величину стоимости объекта оценки.

Таким образом, эксперт признал, что отчеты об оценке №234/2021, №389/2021, №390/2021 от 28 октября 2021 года достоверны, соответствуют требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.

Суд приходит к выводу, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, наряду с отчетами №234/2021, №389/2021, №390/2021 от 28 октября 2021 года об оценке земельных участков, составленными оценщиком ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки» К.Ю.Н., являются надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельных участков, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков превышает его рыночную стоимость на ту же дату, требование административного истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и, представившего в обоснование своего требования полученные в предусмотренном законом порядке относимые, допустимые и достаточные доказательства, не доверять которым оснований не имеется, подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков следует установить в размере их рыночной стоимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 15 ноября 2021 года – дату обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым в силу статьи 106 настоящего Кодекса отнесены суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

В ходатайстве ФБУ Уральский РЦСЭ Минюста России об оплате экспертизы заявлена просьба возместить стоимость проведенной судебной экспертизы в сумме 193800 (сто девяносто три тысячи восемьсот) рублей.

В силу части 3 статьи 108 названного Кодекса эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.

Частью 1 статьи 103 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений КАС РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, а также, допущенное при установлении кадастровой стоимости земельных участков ее расхождение с рыночной стоимостью на ту же дату выходит за рамки приемлемого диапазона отклонений, является существенным, свидетельствует о повлекшей нарушение имущественных прав административного истца, как плательщика земельного налога, ошибке, допущенной государственным органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости в результате массовой кадастровой оценки объектов недвижимости, принимая во внимания то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами на основании Приказа №180-П утверждена Министерством имущества Челябинской области, суд считает возможным возложить расходы по оплате судебной экспертизы на административного ответчика Министерство имущества Челябинской области в размере 96900 рублей.

Учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами утверждена на основании актов определения кадастровой стоимости ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» №74/2021/000026 от 04 февраля 2021 года, №74/2021/000068 от 17 марта 2021 года, поскольку подпунктами 5.5.3 и 5.5.4 пункта 5.5 устава ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области», утвержденного распоряжением Министерства имущества Челябинской области №2471-р от 11 августа 2017 года, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются доходы, полученные от осуществления приносящей доходы деятельности, в случаях предусмотренных настоящим Уставом и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации, суд считает возможным возложить расходы по оплате судебной экспертизы на административного ответчика ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» в размере 96900 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 187 148 ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 9 545 000 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2020 ░░░░;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 407 931 ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 20 804 000 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░░░░;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 380 667 ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 19 795 000 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2021 ░░░░;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 62 252 ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 9 338 000 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 19 579 ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 3 857 000 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 20 330 ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 4 005 000 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 96 900 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 96 900 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                         ░.░.░░░░░

3а-22/2022 (3а-392/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Вдовин Евгений Александрович
Ответчики
Министерство имущества Челябинской области
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Челябинской области
Управление Росреестра по Челябинской области
ОГБУ "Государственная кадастровая оценка по Челябинской области"
Администрация города Магнитогорска Челябинской области
Михалевская О.В.
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Феофилова Людмила Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
15.11.2021Регистрация административного искового заявления
15.11.2021Передача материалов судье
15.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2021Рассмотрение дела начато с начала
15.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
02.02.2022Производство по делу возобновлено
24.02.2022Судебное заседание
03.03.2022Судебное заседание
05.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее