Дело № 2а-668/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
с участием прокурора Вертинской Г.В., административного ответчика Пропажина В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 28.05.2018 дело по административному иску прокурора города Инты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Пропажину В.Г. о прекращении права управления транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Инты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Пропажину В.Г. о лишении его права управления транспортным средством, в связи с ухудшением здоровья, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами, путем изъятия водительского удостоверения №__ категории «<....>» от __.__.__, указав в обоснование, что согласно справке врача психиатра-нарколога ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» Пропажин В.Г. имеет противопоказания к управлению транспортным средством, поскольку в соответствии с заключением психиатрической врачебной комиссии от 17.04.2017 №__ Пропажин В.Г. взят на «Д» наблюдение у врача нарколога в связи с наличием хронического психического расстройства «<....>». Таким образом, имеющееся у административного ответчика заболевание является основанием для прекращения действия права на управление транспортным средством.
Прокурор поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Административный ответчик в судебном заседании пояснил, что не возражает против удовлетворения исковых требований, если так положено по закону.
Заинтересованное лицо ОМВД России по г. Инте своего представителя в судебное заседание не направил, отзыв на административное исковое заявление суду не представил. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ОМВД России по г. Инте.
Выслушав прокурора, административного ответчика, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Установлено, что административный ответчик имеет водительское удостоверение категории «<....>» от __.__.__.
Из материалов дела следует, что ответчик состоит на диспансерном учете в связи с хроническим психическим расстройством (<....>) с февраля 2017 г. Ответчик находился на стационарном лечении в психиатрическом отделении ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» с диагнозом «<....>» с 04.04.2017 по 10.04.2017. При постановке на диспансерный учет ответчику под роспись были разъяснены последствия постановки на диспансерный учет, в том числе запрет на управление транспортными средствами, а также правила диспансерного учета.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Статьей 6 Федерального Закона от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание» определено, что гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видом профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний. Решение комиссии может быть обжаловано в суд.
Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видом профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством РФ и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, где общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В таблице проводимых работ, видов профессиональной деятельности, категорий должностей и дополнительных медицинских психиатрических противопоказаний указаны, в частности, водители автомобилей, полная масса которых не превышает 3500 кг, а число мест, помимо сиденья водителя – 8 (категория В), без права работы по найму. В качестве противопоказаний к данному виду деятельности указаны алкоголизм, наркомания, токсикомания (допускаются при стойкой ремиссии).
Для водителей автомобилей, полная масса которых не превышает 3500 кг, а число мест, помимо сиденья водителя – 8 (категория В), с правом работы по найму, тракторов и других самоходных машин противопоказанием являются алкоголизм, наркомания, токсикомания (допускаются при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств. Вопрос о допуске решается индивидуально при предоставлении положительной характеристики-ходатайства по месту работы и информации по месту жительства из органов внутренних дел).
Для водителей автомобилей, предназначенных для перевозки грузов, полная масса которых превышает 3500 кг (категория С) противопоказанием являются алкоголизм, наркомания, токсикомания (допускаются при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительной характеристики – ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.
В соответствии с требованиями вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 допуск больных алкоголизмом к управлению транспортными средствами возможен только при стойкой ремиссии после прохождения специального лечения при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств.
Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинским потреблении наркотических и других одурманивающих средств. В соответствии с разделом 1 указанной Инструкции лица, которым установлены диагнозы хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях. Разделом 2 указанной Инструкции предусмотрено, что в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями 5 лет. Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление); изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим отделением территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение другого наркологического учреждения, осуждение с лишением свободы на срок свыше года, направление в лечебно-трудовой профилакторий, в связи со смертью. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдается больной. В соответствии с разделом 3 указанной Инструкции осмотры наркологических больных необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения. Больные хроническим алкоголизмом, обратившиеся за медицинской помощью впервые (вновь взятые на диспансерный учет) (больные 1 группы) должны проходить осмотры один раз в месяц. При наличии у них ремиссии с момента выписки более 1 года больные переводятся во 2 группу (больные с ремиссией от 1 года до 2 лет), для них установлена частота осмотров один раз в два месяца. Для больных с ремиссией свыше 2 лет (3 группа) частота осмотров установлена 1 раз в 3 месяца.
На основании исследованных доказательств по делу суд приходит к выводу, что управление ответчиком транспортными средствами, являющимися по смыслу ст. 1079 ГК РФ источниками повышенной опасности, с учетом установленного диагноза «<....>», будет создавать реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и самого ответчика.
Ответчик состоит на диспансерном учете с заболеванием «<....>», срок диспансерного учета в отношении ответчика не истек.
Статьей 1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий. Статья 3 закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируется государством и обеспечивается путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования вышеуказанного закона «О безопасности дорожного движения» и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Из вышеизложенного следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
В связи с изложенным заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина в размере 300 руб., от которой прокурор при подаче административного иска освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора города Инты Республики Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц к Пропажину В.Г. о прекращении права управления транспортным средством удовлетворить.
Прекратить действие права управления транспортными средствами Пропажина В.Г., __.__.__ года рождения, имеющего водительское удостоверение, дающее право управлять транспортными средствами категории «<....>», серии №__, выданное __.__.__, путем изъятия водительского удостоверения.
Взыскать с Пропажина Валерия Григорьевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление прокурора в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.06.2018.
Судья Л.В. Махнева
<....>