Дело№2-388/2023 (2-6830/2022)
УИД 52RS0005-01-2022-006962-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего: судьи Байковой О.В., при секретаре Панкратовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Н. Новгорода в интересах Лебедевой М. В., несовершеннолетних Лебедевой Н. О., Лебедевой И. О. к Администрации г. Н. Новгорода об обязании предоставить жилое помещение, по встречному иску Администрации г. Н.Новгорода к Лебедевой М. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Лебедевой И. О., Лебедевой Н. О. об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
Установил:
Прокурор Ленинского района города Нижнего Новгорода, действуя в интересах Лебедевой М. В., несовершеннолетних Лебедевой Н. О., Лебедевой И. О., обратился в суд с иском к ответчику Администрации г. Н. Новгорода о предоставлении жилого помещения, в обосновании своих требований указал следующее.
Прокуратурой Ленинского района г. Н. Новгорода по обращению Л. М.В. проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в аварийном жилом фонде.
В ходе проверки установлено, что Лебедевой М. В. на праве собственности принадлежит 16/38 доли в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 51,3 кв. м., жилой 37,6 кв. м.
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного дома № № литера А по <адрес> аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, утратой несущих способностей основных конструкций дома и угрозой для проживания.
Согласно заключению эксперта ООО «Оргстрой-эксперт» следует, что величина физического износа дома № № по <адрес> в 1985 году составляла 69%. Большая часть основных несущих строительных конструкций находится в аварийном состоянии. Деформированные фундамент, стены, перекрытия восстановлению не подлежат.
Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № изъят земельный участок и жилые помещения многоквартирного <адрес>.
Решением Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района г. Н. Новгорода к администрации города о признании незаконными действий об установлении сроков сноса и расселения жителей указанного дома. Установлен срок отселения до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным Л. нуждаются в благоустроенном жилом помещении взамен жилого помещения, расположенного в аварийном доме. По мнению прокурора, администрация г. Н.Новгорода в соответствии с нормами жилищного законодательства обязана предоставить им благоустроенное жилое помещение взамен жилого помещения, проживание в котором создает угрозу жизни и здоровью, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем администрацией г. Н.Новгорода по настоящее время данная обязанность не исполнена.
Многоквартирный дом № № по <адрес> включен в государственную региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, прокурор просит обязать администрацию г. Н. Новгорода предоставить Л. М.Е. в собственность жилое помещение, находящееся в границах г. Н. Новгорода, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не менее 16 кв.м. В порядке ст.39ГПК РФ прокурор уточнил исковые требования, просит обязать Администрацию города Нижнего Новгорода предоставить Лебедевой М. В., действующей в своих интересах и в интересах Лебедевой Н. О., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Лебедевой И. О., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в собственность жилое помещение, находящееся в границах г.Н.Новгорода, отвечающее санитарным и технически требованиям, общей площадью не менее 21,6кв.м.
Ответчик Администрации города Нижнего Новгорода с исковыми требованиями не согласилась, обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к Лебедевой М. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Лебедевой И. О., Лебедевой Н. О. об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, в обосновании которых указала следующее.
Согласно постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № « О признании многоквартирного дома №№ литера А по <адрес> аварийным и подлежащим сносу (в редакции постановления Администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №) жилой дом №, литера А, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В целях исполнения постановления администрации города Нижнего Новгорода, собственникам помещений в <адрес> предъявлено требование о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Собственники помещений в предоставленный им срок не осуществили снос многоквартирного дома.
Согласно выписки и единого государственного реестра недвижимости собственниками жилого помещения (<адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 51,кв.м. являются: город Нижний Новгород 11/38долей, Лебедева И. О. 8/38 долей, Лебедева Н. О.- 4/38 доли. Лебедева М. В.-4/38 доли, Марков В.В.-11/38доли.
Данная квартира является единым объектом недвижимости, в квартире зарегистрированы и поживают Л. М.В., Л. И.О., Л. Н.О.
Администрацией города Нижнего Новгорода издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном доме №№ литера А по <адрес>».
На основании данного постановления Администрацией города Нижнего Новгорода проведены мероприятия, направленные на заключение с собственниками соглашений о выкупе для муниципальных нужд изымаемых объектов.
Согласно отчету ООО «ИВК «Время» от ДД.ММ.ГГГГ № рыночная стоимость квартиры № дома 5А по <адрес> составляет 4546000 рублей. Стоимость 4/38 доли составляет 480648рубля, 8/38доли- 920368 рублей, 11/38 доли-1332132 рубля.
Л. М.В. ознакомлена с вышеуказанными постановлениями Администрации города Нижнего Новгорода, ДД.ММ.ГГГГ Л. М.В. получены на руки проекты соглашений об изъятии недвижимости.
Однако, до настоящего времени соглашения не подписаны, то свидетельствует об отказе собственников заключить соглашение об изъятии объектов недвижимости.
Многоквартирный дом № по <адрес> входит в 3 этап государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанной программой предусмотрено финансовое обеспечение обязательств только в части осуществления выплаты собственникам жилых помещений возмещения за изымаемое жилое помещение.
На основании изложенного, ответчик (истец по встречному иску) просит изъять 8/38 долей жилого помещения - квартиры № дома № литера А по <адрес>, а также соответствующие ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного дома, принадлежащие на праве собственности Лебедевой И. О. для муниципальных нужд города Нижнего Н. с возложением обязанности на Администрацию города Нижнего Новгорода по выплате собственнику изымаемого жилого помещения Лебедевой И. О. выкупной цены в размере 920 368рублей путем перечисления их на банковский счет.
Изъять 4/38 долей жилого помещения - <адрес>, а также соответствующие ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного дома, принадлежащие на праве собственности Лебедевой Н. О. для муниципальных нужд города Нижнего Новгорода с возложением обязанности на Администрацию города Нижнего Новгорода по выплате собственнику изымаемого жилого помещения Лебедевой Н. О. выкупной цены в размере 480684рубля путем перечисления их на банковский счет.
Изъять 4/38 долей жилого помещения - <адрес>, а также соответствующие ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного дома, принадлежащие на праве собственности Лебедевой М. В. для муниципальных нужд города Нижнего Новгорода с возложением обязанности на Администрацию города Нижнего Новгорода по выплате собственнику изымаемого жилого помещения Лебедевой М. В. выкупной цены в размере 480684рубля путем перечисления их на банковский счет.
Прекратить право собственности Лебедевой И. О. на 8/38 доли жилого помещения- <адрес>, на соответствующую ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного <адрес>.
Прекратить право собственности Лебедевой Н. О. на 4/38 доли жилого помещения- <адрес>, на соответствующую ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного <адрес>.
Прекратить право собственности Лебедевой М. В. на 4/38 доли жилого помещения- <адрес>, на соответствующую ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного <адрес>.
Признать право собственности на 8/38 доли, на 4/38,на 4/38 доли жилого помещения –<адрес>, на соответствующую долю земельного участка и общего имущества многоквартирного <адрес> за муниципальным образованием «город Нижний Новгород».
Признать Лебедеву М. В., Лебедеву Н. О., Лебедеву И. О. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Снять Лебедеву М. В., Лебедеву Н. О., Лебедеву И. О. с регистрационного учета по адресу: <адрес>
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района города Нижнего Новгорода Шемарова Т.С., истец Л. М.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Л. Н.О., Л. И.О., представитель истца по устному ходатайству Абрамов Л.А. исковые требования поддержали, встречные исковые требования не признали, дали пояснения по существу иска.
Представитель ответчика по доверенности Сухова О.В. исковые требования не признала, встречные исковые требования поддержала. Третье лицо Марков В.В. в судебном заседании поддержал позицию истца Л. М.В.
Истец Л. Н.О., третьи лица Органы опеки и попечительства Управления образования Администрации Ленинского района г. Н.Новгорода, Артюхин Д. В., Министерство строительства Нижегородской области, прокурор в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст.45, 167ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явивишихся лиц.
Выслушав стороны, трете лицо, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судом установлено, что Л. М.В. является собственником 4\38 доли в праве собственности на <адрес>, Л. Н.О. является собственником 4\38 доли в праве собственности на <адрес>, Л. И.О. является собственником 8\38 доли в праве собственности на <адрес>
Истцы проживают и зарегистрированы в данном жилом помещении.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В силу части 1 статьи 16 названного закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы» утверждена Государственная региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы».
Согласно Паспорту программы, ответственный за реализацию Программы, а также главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства Нижегородской области.
Цель указанной программы - финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Пунктом 4.2 Программы определены критерии отбора аварийных домов на территории муниципальных образований Нижегородской области.
Предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации Программы осуществляется в отношении многоквартирных домов, признанных в установленном порядке по причине физического износа в процессе эксплуатации аварийными до ДД.ММ.ГГГГ и сведения о которых содержаться в Реестре аварийных домов Нижегородской области.
Очередность расселения многоквартирных домов в рамках Программы определяется исходя из даты признания таких домов аварийными. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, дата признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов. Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов адресного перечня Программы осуществляется в 6 этапов.
Судом установлено, что Постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу (в редакции постановления Администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №) жилой дом №, литера А, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района г. Н. Новгорода к администрации города о признании незаконными действий об установлении сроков сноса и расселения жителей указанного дома. Установлен срок отселения до ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией города Нижнего Новгорода издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном <адрес>».
Многоквартирный <адрес> входит в 3 этап государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Дата окончания переселения -ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 10 Программы для органов местного самоуправления муниципальных образований установлены различные способы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в рамках реализации Программы осуществляют:
- приобретение жилых помещений у застройщиков или иных лиц, не являющихся застройщиками, в многоквартирных домах/а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- по согласованию с государственным заказчиком (координатором) Программы приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;
- строительство многоквартирных домов, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании муниципальных контрактов, содержащих положения о передаче земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования для строительства таких домов в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации непосредственно подрядчикам, с которыми заключены такие контракты. При размещении аукционной документации на право заключения данного вида контрактов органы местного самоуправления вправе объединять в предмете одного лота на выполнение работ по разработке проектной документации и последующему строительству;
- выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приобретение (строительство) благоустроенных жилых помещений (многоквартирных домов) на средства местного бюджета, в том числе за счет субсидий, предусмотренных Программой, осуществляется органами местного самоуправления по муниципальным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-03 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Способы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, приведены в приложении 2 к настоящей Программе.
Согласно приложению 2 - План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, по способам переселения, по муниципальному образованию город Нижний Новгород в Программу включена общая расселяемая площадь жилых помещений по 4 этапу - 67084,10 кв.м., из которой 365,90 кв.м. - жилые помещения, находящиеся в частной собственности и 66718,20 кв.м. - жилые помещения находящиеся в муниципальной собственности.
В рамках Программы для расселения жилых помещений, находящихся в частной собственности, предусмотрено расселение не связанное с приобретением жилых помещений и связанное с приобретением жилых помещений без использования бюджетных средств по 4 этапу путем выкупа жилых помещений у собственников (365,90 кв.м.), заключение договора о развитии застроенной территории (0,00 кв. м), и переселение в свободный жилищный фонд (0,00 кв.м).
Ответчик считает, что для расселения жилых помещений, находящихся в собственности граждан, Программой предусмотрен способ расселения только путем выкупа у собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Расселение собственников жилых помещений в рамках Программы, связанное с приобретением жилых помещений за счет бюджетных средств, Программой не предусмотрено. Однако данный довод ответчика неверный в силу следующего.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию путем выкупа каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Применительно к настоящему спору, истец выбрал способ обеспечения жилищных прав именно в виде предоставления другого жилого помещения на праве собственности.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой Нижегородской области не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Данные выводы так же подтверждаются определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 1-КГ19-3.
Поскольку жилой дом, в котором расположено жилое помещение истцов, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, включен в программу переселения из аварийного жилищного фонда, т.е. уполномоченные органы признавали невозможность проживания истцов в спорном жилом помещении после указанной даты, однако сроки расселения были продлены, в связи с чем, собственники жилых помещений имеют возможность выбирать способ реализации жилищных прав, в том числе и путем предоставления другого жилого равнозначного помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником, поскольку федеральным законодательством не предусмотрена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, что необходимых действий со стороны администрации г. Нижнего Новгорода по переселению истцов не предпринято, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для предоставления Л. М.В., Л. Н.О., Л. И.О. в долевую собственность жилого помещения пригодного для постоянного проживания граждан, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, общей площадью не менее 21.6кв.м. (пропорционально доли истцов в праве собственности на жилое помещение квартиру № дома № по <адрес>). Соответственно, в новом жилом помещении доли истцов будут следующие: Л. И.О.-1/2 доли, Л. Н.О.-1/4 доли, Л. М.В.-1/4доли.
Суд учитывает, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Исходя из того, что истцы воспользовались своим правом выбора способа обеспечения их жилищных прав, а именно, путем предоставления им жилого помещения, оснований для изъятия жилого помещения путем выкупа, определения выкупной стоимости жилого помещения в данном случае не имеется, в связи с чем, встречные исковые требования Администрации города Нижнего Новгорода об изъятии жилого помещения путем выкупа удовлетворению не подлежат. Вместе с тем, подлежат удовлетворению встречные исковые требования Администрации города Нижнего Новгорода о прекращении права собственности истцов на принадлежащее им жилое помещение, признании права собственности на данное помещение за муниципальным образование «город Нижний Новгород».
Доводы ответчика о том, что квартира № дома № по <адрес> не является коммунальной, находится в долевой собственности. Один из собственников жилого помещения заключил соглашение с Администрацией города Нижнего Новгорода на денежную компенсацию взамен изымаемого жилого помещения, в связи с чем, истцы не вправе претендовать не жилое помещение, не могут быть приняты судом во внимание.
Квартира № дома № по <адрес> находится в долевой собственности муниципального образования «город Нижний Новгород» (предыдущий собственник Артюхин Д.В.), Л. М.В., Л. И.О., Л. Н.О., Маркова В.В. Между сособственниками определен порядок оплаты за жилое помещение, открыты отдельные лицевые счета. Сособственники жилого помещения членами одной семьи не являются. Тот факт, что собственник Артюхин Д.В. воспользовался своим правом на получение денежной компенсации за изымаемое жилое помещение, не влияет на права иных собственников. Соглашение об изъятии жилого помещения заключалось между Артюхиным Д.В. и администрацией города Нижнего Новгорода. Мнения истцов при заключении данного соглашения не учитывалось.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ - собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ст. 35 ЖК РФ - в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Поскольку требования истцов о предоставлении им жилого помещения удовлетворены, имеются основания для удовлетворения встречных требований ответчика о признании истцов утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> после предоставления Лебедевой М. В., Лебедевой И. О., Лебедевой Н. О. жилого помещения взамен изымаемого.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей, опекунов.
Таким образом, законодательством закреплен принцип свободного выбора места жительства, этот принцип защищается гражданским законодательством как принадлежащее гражданину нематериальное благо (статья 150 ГК РФ).
Из изложенного следует, что государство предоставляет гражданину свободу в решении вопроса о выборе места жительства.
А кроме этого, в соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Эти конституционные права в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Регистрация граждан по месту жительства предусмотрена Законом РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"
Согласно ст. 3 указанного выше ФЗ - "В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации."
Таким образом, регистрация по месту пребывания обеспечивает необходимые условия для реализации прав гражданина, и не является мерой ограничения или приобретения конституционных прав граждан РФ.
Согласно ст. 6 данного ФЗ закона - "Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Следовательно, из текста данных норм закона следует, что наличие регистрации у гражданина по месту пребывания не может служить основанием приобретения гражданином права пользования жилым помещением. Таким образом, наличие регистрации у ответчика в спорной квартире не является условием реализации его права на проживание и пользование спорной квартире
В соответствии со ст.7 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" «Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: изменение места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства; выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда».
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г.) «Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: а) изменение места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;…е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда».
На основании вышеизложенного настоящее решение является основаниям для снятия истцов с регистрационного учета по адресу <адрес> в связи с чем, оснований для удовлетворения самостоятельных требований исковых требований в данной части не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию города Нижнего Н. (ИНН 5253001036) предоставить Лебедевой М. В. (СНИЛС №), Лебедевой И. О. (СНИЛ №), Лебедевой Н. О. (паспорт №, выдан ГУ МВД России по нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ) в долевую собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, состоящее из одной комнаты, общей площадью на менее 21.6 кв.м. в черте города Нижнего Новгорода в следующих долях: Лебедевой М. В. - 4/38 доли, Лебедевой Н. О.-4/38 доли, Лебедевой И. О. - 8/38 доли.
Прекратить право собственности Лебедевой И. О.(СНИЛ №) на 8/38 доли жилого помещения- <адрес>, на соответствующую ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного <адрес> после предоставления жилого помещения взамен изымаемого.
Прекратить право собственности Лебедевой Н. О. на 4/38 доли жилого помещения- <адрес>, на соответствующую ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного <адрес> после предоставления жилого помещения взамен изымаемого.
Прекратить право собственности Лебедевой М. В.(СНИЛС №) на 4/38 доли жилого помещения- <адрес>, на соответствующую ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного <адрес> после предоставления жилого помещения взамен изымаемого.
Признать право собственности на 8/38 доли, на 4/38 доли, на 4/38 доли жилого помещения –<адрес>, на соответствующую долю земельного участка и общего имущества многоквартирного <адрес> за муниципальным образованием «город Нижний Новгород» после предоставления Лебедевой М. В., Лебедевой И. О., Лебедевой Н. О. жилого помещения взамен изымаемого.
Признать Лебедеву М. В.(СНИЛС №), Лебедеву Н. О., Лебедеву И. О. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> после предоставления Лебедевой М. В., Лебедевой И. О., Лебедевой Н. О. жилого помещения взамен изымаемого.
В остальной части иска Администрации города Нижнего Новгорода отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода.
Судья: Байкова О.В.