Решение по делу № 33а-7359/2021 от 17.09.2021

                  Дело

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 октября 2021 г. г.Оренбург

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Кучаева Р.Р., Трифоновой О.М.,

при секретаре Мустафиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 4 по Оренбургской области к Коваленко В.И. о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе Коваленко В.И. на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 5 июля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

МИФНС России № 4 по Оренбургской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что Коваленко В.И. являлся собственником земельных участков, транспортных средств и недвижимых имуществ, которые подлежат налогообложению, однако обязанность по оплате налогов не исполнил.

Административный истец просил суд взыскать с Коваленко В.И. задолженность: по транспортному налогу за 2019 г. в размере 29 146 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018г. и неуплату транспортного налога за 2019 г. в размере 1 679,36 рублей; по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 23 967 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 г. и неуплату налога на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 1 518,10 рублей; по земельному налогу за 2019г. в размере 40 539 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 г. и неуплату земельного налога за 2019 г. в размере 2 846,04 рублей.

Решением Сорочинского районного суда Оренбургской области от 5 июля 2021 г. заявленные требования удовлетворены.

С таким решением Коваленко В.И. не согласился. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что транспортными средствами не пользовался, так как с 2018 года отбывал наказание в местах лишения свободы. Автомобили были изъяты и помещены на штрафную стоянку в качестве вещественных доказательств. Кроме того, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 22 июня 2020 г. в отношении него завершена процедура реализации имущества должника, он был признан свободным от долгов и кредитных обязательств.

Представитель административного истца МИФНС России № 4 по Оренбургской области, административный ответчик Коваленко В.И. в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 322/66-111-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм - силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 0 рублей; свыше 100 до 150 л.с.-15 рублей, грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25,00 рублей, свыше 100л.с.до 150 - 40,00 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 50,0 рублей, свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 65,0 рублей, свыше 250 л.с.-85 рублей, автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно -50 рублей.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что за Коваленко В.И. зарегистрированы транспортные средства, подлежащие налогообложению:

автомобиль ***, государственный регистрационный знак (период владения с (дата) по (дата).);

грузовое транспортное средство *** государственный регистрационный знак (период владения с (дата) по (дата).).

В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно положениям статей 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Коваленко В.И. являлся собственником недвижимого имущества, подлежащего налогообложению:

иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: (адрес), кадастровый номер: ;

иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: (адрес), кадастровый номер: ;

иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: (адрес), кадастровый номер: ;

иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: (адрес), кадастровый номер: ;

иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: (адрес), кадастровый номер: ;

иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: (адрес), кадастровый номер: .

Период владения объектов недвижимости с кадастровыми номерами и установлен с (дата). по (дата)

Период владения других объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , установлен с (дата). по (дата)

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно статям 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом также установлено, что Коваленко В.И. в период с (дата) по (дата) на праве собственности принадлежали следующие земельные участки:земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес);

земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес)

Факт принадлежности на праве собственности указанных земельных участков и объектов недвижимости в заявленные периоды административным ответчиком не оспаривается.

В связи с наличием транспортных средств, земельных участков, а также объектов недвижимости, подлежащих налогообложению, в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления:

от (дата) согласно, которому Коваленко В.И. исчислен транспортный налог за 2018 г. в размере 39 146 рублей, земельный налог за 2018 г. в размере 124 279 рублей, налог на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 37 832 рубля. Срок уплаты установлен до 2 декабря 2019 г.;

от (дата) согласно, которому Коваленко В.И. исчислен транспортный налог за 2019 г. в размере 39 146 рублей, земельный налог за 2019 г. в размере 40 539 рублей, налог на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 23 967 рублей. Срок уплаты установлен до 1 декабря 2020 г.

Указанные налоговые уведомления направлены административному ответчику в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Факт получения налоговых уведомлений стороной административного ответчика не оспаривался.

Судебной коллегией расчёты исчисленных налогов проверены и признаются верными.

Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В связи с несвоевременным исполнением налогового уведомления от 22 августа 2019 г. в адрес налогоплательщика Коваленко В.И. направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 29 июня 2020 г., в соответствии с которым Коваленко В.И. необходимо уплатить:

пени по транспортному налогу за 2018 г. в размере 1 612,81 рублей;

пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 1 477,36 рублей;

пени по земельному налогу за 2018 г. в размере 2 777,12 рублей

Срок исполнения установлен до 24 ноября 2020 г.

В связи с неисполнением налогового уведомления от 1 сентября 2020 г. в адрес Коваленко В.И. направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 14 декабря 2020 г.

Согласно данному требованию Коваленко В.И. необходимо уплатить:

транспортный налог за 2019 г. в размере 39 146 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 г. в размере 66,55 рублей;

налог на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 23 967 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 40,74 рублей;

земельный налог за 2019 г. в размере 40 539 рублей, пени по земельному налогу за 2019 г. в размере 68,92 рублей.

Срок исполнения установлен до 15 января 2021 г.

Налоговые требования в установленные сроки Коваленко В.И. не исполнены.

Факт получения требований, подтверждается выпиской из личного кабинета налогоплательщика.

11 марта 2021 г. мировым судьей судебного участка г.Сорочинска и Сорочинского района Оренбургской области вынесен судебный приказ о взыскании с Коваленко В.И. задолженности налогам и пени.

24 марта 2021 г. определением мирового судьи судебного участка г.Сорочинска и Сорочинского района Оренбургской области, судебный приказ от 11 марта 2021 г. отменен в связи с возражениями Коваленко В.И.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Настоящее административное исковое заявление налоговым органом подано в суд 16 апреля 2021 г., то есть в срок, установленный законом.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу о том, что представленные административным истцом расчёты транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени по ним являются правильными, административным ответчиком доказательств уплаты в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Относительно довода о необоснованном начислении транспортного налога в связи с тем, что с 2018 года он отбывал наказание в местах лишения свободы, данные транспортные средства были изъяты и помещены на штрафную стоянку в качестве вещественных доказательств, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 23 июня 2009 г. № 835-О-О, от 29 сентября 2011 г. № 1267-О-О, от 24 декабря 2012 г. № 2391-О, от 24 апреля 2018 г. № 1069-О и др., федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362). При этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013г. № 605) предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4).

Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.

С регистрационного учета транспортные средства не сняты.

В соответствии с разъяснениями, данными в письме Федеральной налоговой службы России от 25 октября 2019 г. № БС-4-21/2186@, Коваленко В.И. вправе был обратиться в налоговый орган по вопросу прекращения исчисления налога в случае принудительного изъятия транспортного средства.

При таких обстоятельствах оснований для освобождения налогоплательщица от уплаты транспортного налога за указанные периоды не имелось.

Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы административного ответчика об открытии в отношении него процедуры банкротства, что в полной мере соответствует положениям статьи 2 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которым обязательные платежи-налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет.

Согласно пункту 1 статьи 5 указанного выше закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено законом.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 6 сентября 2018 г. Коваленко В.И. признан несостоятельным банкротом и в отношении него открыта процедура реализации имущества.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 18 июня 2020 г. завершена процедура реализации имущества Коваленко В.И.

Как установлено судом первой инстанции задолженность по налогам у Коваленко В.И. возникла после даты принятия судом заявления о банкротстве, в связи с чем являющиеся предметом спора обязательные платежи и начисленные за просрочку их уплаты пени являются текущими платежами, которые не могли быть предъявлены в рамках процедуры банкротства административного ответчика. Соответственно, завершение процедуры банкротства не влечет прекращение обязательства по их уплате.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену решения суда, не допущено, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 5 июля 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Коваленко В.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-7359/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 4 по Оренбургской области
Ответчики
КОВАЛЕНКО В.И.
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Селютина Ирина Федоровна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
21.09.2021Передача дела судье
21.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2021Передано в экспедицию
21.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее