Дело № 2-942/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2019 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Анненковой Т.С.,
при секретаре судебного заседания Чижове Н.В.,
с участием представителя истца Беляевой Н.В., действующей на основании доверенности 64 АА 2669977 от 29.05.2019 года), представителя ответчика Мещеряковой А.А., действующей на основании доверенности №09-04 от 09.01.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеевой О.Г. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Алексеева О.Г. (далее по тексту истец), обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее по тексту УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова, ответчик), в котором просила признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР Кировского, Октябрьского и Фрунзенского пенсионного фонда г. Саратова от 16.11.2018 г. № об отказе Алексеевой О.Г. в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности в части не включения периодов: нахождения на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 г. по 26.05.1999 г., с 07.06.1999 г. по 07.07.1999 г., 26.01.2009 г. по 27.02.2009 г., с 27.01.2014 г. по 27.02.2014 г.; периодов нахождения в дополнительном отпуске 22.12.2008 г. по 31.12.2008 г., с 10.09.2009 г. по 24.09.2009 г., с 15.04.2010 г. по 29.04.2010 г., с 31.03.2011 г. по 14.04.2011 г., 10.09.2012 г., с 18.09.2012 г. по 01.10.2012 г., с 16.09.2013 г. по 30.09.2013 г., с 22.09.2014 г. по 06.10.2014 г., с 20.05.2016 г. по 03.06.2016 г., с 03.08.2016 г. по 12.08.2016 г.; периодов работы с 22.05.1989 г. по 29.02.1992 г. в должности медицинской сестры, с 01.03.1992 г. по 16.02.1995 г. (в том числе отпуска по беременности и родам с 19.09.1991 г. по 08.03.1992 г., с 12.09.1994 г. по 16.02.1995 г., отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 09.03.1992 г. по 24.06.1993 г., дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 25.06.1993 г. по 11.09.1994 г.), с 04.11.1997 г. по 25.04.1999 г., с 27.05.1999 г. по 06.06.1999 г., с 08.07.1999 г. по 31.10.1999 г. в должности участковой медсестры в больнице с поликлиникой в ГУЗ «Медицинский отдел Тыла» (до 30.04.1991 г. – Медицинский отдел УВД Саратовского облисполкома, до 31.05.1996 г. – Медицинский подотдел УВД Саратовского облисполкома, до 25.10.1996 г. – Медицинское отделение Тыла УВД администрации Саратовской области, 04.03.1997 г. – ГУЗ «Медицинское отделение тыла УВД Правительства Саратовской области); периодов работы с 01.11.1999 г. по 22.10.2000 г., с 28.10.2000 г. по 31.12.2000 г. в должности участковой медсестры в больнице с поликлиникой в ГУЗ «Медицинский отдел Тыла»; периодов работы с 06.07.2015 г. по 02.08.2015 г. в должности старшей медицинской сестры участковой терапевтического отделения поликлиники в ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Саратовской области». Обязать УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить ей досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 03.07.2018 г. с учетом включения в стаж лечебной деятельности указанные периоды. Взыскать расходы на оплату госпошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что 03.07.2018 года она обратилась в УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии с указанной даты. В назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ей было отказано, о чем ответчиком 16.11.2018 года было вынесено решение №. Свой отказ ответчик мотивировал отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В стаж истца, осуществляемый в связи с лечебной деятельностью не были включены нахождения на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 г. по 26.05.1999 г., с 07.06.1999 г. по 07.07.1999 г., 26.01.2009 г. по 27.02.2009 г., с 27.01.2014 г. по 27.02.2014 г.; периодов нахождения в дополнительном отпуске 22.12.2008 г. по 31.12.2008 г., с 10.09.2009 г. по 24.09.2009 г., с 15.04.2010 г. по 29.04.2010 г., с 31.03.2011 г. по 14.04.2011 г., с 10.09.2012 г. по 01.10.2012 г., с 16.09.2013 г. по 30.09.2013 г., с 22.09.2014 г. по 06.10.2014 г., с 20.05.2016 г. по 03.06.2016 г., с 03.08.2016 г. по 12.08.2016 г.; периодов работы с 22.05.1989 г. по 29.02.1992 г. в должности медицинской сестры, с 01.03.1992 г. по 16.02.1995 г. (в том числе отпуска по беременности и родам с 19.09.1991 г. по 08.03.1992 г., с 12.09.1994 г. по 16.02.1995 г., отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 09.03.1992 г. по 24.06.1993 г., дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 25.06.1993 г. по 11.09.1994 г.), с 04.11.1997 г. по 25.04.1999 г., с 27.05.1999 г. по 06.06.1999 г., с 08.07.1999 г. по 31.10.1999 г. в должности участковой медсестры в больнице с поликлиникой в ГУЗ «Медицинский отдел Тыла» (до 30.04.1991 г. – Медицинский отдел УВД Саратовского облисполкома, до 31.05.1996 г. – Медицинский подотдел УВД Саратовского облисполкома, до 25.10.1996 г. – Медицинское отделение Тыла УВД администрации Саратовской области, 04.03.1997 г. – ГУЗ «Медицинское отделение тыла УВД Правительства Саратовской области); периодов работы с 01.11.1999 г. по 22.10.2000 г., с 28.10.2000 г. по 31.12.2000 г. в должности участковой медсестры в больнице с поликлиникой в ГУЗ «Медицинский отдала Тыла»; периодов работы с 06.07.2015 г. по 02.08.2015 г. в должности старшей медицинской сестры участковой терапевтического отделения поликлиники в ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Саратовской области». Считает вынесенное решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части невключения указанных периодов в льготный стаж незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, поскольку оснований для отказа в назначении ей пенсии у ответчика не имелось.
От ответчика поступили возражения на исковое заявление, в котором УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме в связи с тем, что на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости продолжительность стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья истца являлась недостаточной для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и составила менее 30 лет. Требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках, в дополнительном отпуске являются необоснованными. Доводы истца о том, что на время вышеуказанных периодов за ней сохранялось рабочее место, средняя заработная плата предусмотренные трудовым законодательством и производилась уплата страховых взносов в ПФР, являются не существенными, так как указанные условия необходимы только для включения в общий трудовой и страховой стаж на общих условиях, что ответчиком не оспаривается, и в то же время не являются единственными условиями для включения в специальный стаж. Данные периоды являются не лечебной деятельностью, а условием для ее осуществления. Спорные периоды работы истца не подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии, поскольку указанные учреждения не обладали статусом юридического лица, а их наименование не предусмотрено списками профессий и должностей, дающих право на льготное исчисление стажа работы.
Истец Алексеева О.Г., извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем суд, учитывая мнение представителей сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Беляева Н.В. поддержала исковые требования Алексеевой О.Г. в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика Мещерякова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала все изложенное в возражениях на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы пенсионного дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7; ст. 37, ч. 3; ст. 39, ч. 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ устанавливаются законом.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (положения указанного закона приводятся в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением и возникновения спорных правоотношений) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступил в силу с 01 января 2015 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года № 320-О признано, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в указанный стаж включаются все периоды, которые засчитывались в общий и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы.
Кроме того, пенсионные права граждан могут оцениваться с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство РФ приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в положениях п. «н» ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусмотренное в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Судом установлено, что 03.07.2018 года Алексеева О.Г. обратилась в УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с выработкой 30 лет лечебной деятельности.
Решением ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 16.11.2018 г. № № Алексеевой О.Г. отказано в назначении досрочной пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого стажа, поскольку отсутствует требуемая продолжительность стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Стаж осуществления лечебной деятельности с учетом норм п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 составил 20 лет 6 месяцев 21 день, с учетом постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 – 20 лет 6 месяцев 21 день, исчисленного с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П.
Судом на основании представленных по делу доказательств установлено, что Алексеева О.Г. работала с 22.05.1989 г. по 29.02.1992 г. в должности медицинской сестры, с 01.03.1992 г. по 16.02.1995 г., с 04.11.1997 г. по 25.04.1999 г., с 27.05.1999 г. по 06.06.1999 г., с 08.07.1999 г. по 31.10.1999 г. в должности участковой медсестры в больнице с поликлиникой в ГУЗ «Медицинский отдел Тыла» (до 30.04.1991 г. – Медицинский отдел УВД Саратовского облисполкома, до 31.05.1996 г. – Медицинский подотдел УВД Саратовского облисполкома, до 25.10.1996 г. – Медицинское отделение Тыла УВД администрации Саратовской области, 04.03.1997 г. – ГУЗ «Медицинское отделение тыла УВД Правительства Саратовской области), в период с 01.11.1999 г. по 22.10.2000 г., с 28.10.2000 г. по 31.12.2000 г. в должности участковой медсестры в больнице с поликлиникой в ГУЗ «Медицинский отдала Тыла», в период с 06.07.2015 г. по 02.08.2015 г. в должности старшей медицинской сестры участковой терапевтического отделения поликлиники в ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Саратовской области».
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в период с 19.09.1991 г. по 08.03.1992 г., с 12.09.1994 г. по 16.02.1995 г. истец находилась в отпуске по беременности и родам, с 09.03.1992 г. по 24.06.1993 г. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, с 25.06.1993 г. по 11.09.1994 г. - в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
Согласно архивной справке № 3/175299470820 от 20.02.2017 года, выданной ИЦ ГУ МВД России по Саратовской области имели место следующие переименования медицинского подразделения ГУВД Саратовкой области, а именно: до 31.05.1996 г. – Медицинский подотдел УВД Саратовского облисполкома, до 25.10.1996 г. – Медицинское отделение тыла УВД Администрации Саратовской области, до 04.03.1997 г. – Государственное учреждение здравоохранения Медицинское отделение тыла УВД Правительства Саратовской области («ГУЗ МОТ УВД Саратовской области»), до 18.06.2002 г. – Государственное учреждение здравоохранения медицинский отдел Тыла УВД Саратовской области («ГУЗ МОТ УВД Саратовской области»), до 23.01.2004 г. – Государственное учреждение здравоохранения «Медицинский отдел Тыла государственного учреждения «Главное управление внутренних дел Саратовской области» («ГУЗ «МОТ ГУ ГУВД»), до 01.02.2006 года - Государственное учреждение здравоохранения «Медицинский отдел Тыла» ГУВД Саратовской области». В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.07.2005 года №1018-р и согласно приказу ГУВД Саратовской области от 01.02.2006 года № 136 Государственное учреждение здравоохранения «Медицинский отдел Тыла» ГУВД Саратовской области» реорганизовано в Федеральное Государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть ГУВД Саратовской области». С 08.07.2011 года Федеральное Государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть ГУВД Саратовской области» переименована в Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть ГУ МВД РФ по Саратовской области», о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
При этом как следует из копии трудовой книжки истца с момента принятия на работу 22.05.1989 года Алексеева О.Г. место работы не меняла, все изменения наименования должности и места работы производились работодателем, в то время как функциональные обязанности оставались неизменными. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Согласно Положению о государственном учреждении здравоохранения отделе Тыла УВД Саратовской области, мед. отдел тыла имеет в своем составе больницу с поликлиникой и целью создание мед. отдела являлось удовлетворение потребностей в лечебно-профилактической помощи личного состава органов внутренних дел. Аналогичные условия создания государственного учреждения здравоохранения мед. отдела тыла приписаны в Уставе.
В Уставе государственного учреждения здравоохранения медицинского отделения тыла Управления внутренних дел Правительства Саратовской области (в редакции 1996 года), Уставе государственного учреждения здравоохранения медицинского отдела тыла Управления внутренних дел Саратовской области (в редакции 1999 года), Уставе государственного учреждения здравоохранения «Медицинский отдел тыла государственного учреждения «Главное управления внутренних дел Саратовской области» (в редакции 2002 года) указано, что учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств федерального бюджета, в своем составе имеет в том числе больницу с поликлиникой. При этом предметом деятельности учреждения является: медицинское обслуживание личного состава органов внутренних дел, доврачебная неотложная помощь, врачебная стационарная общая помощь и специализированная помощь, врачебная амбулаторно-поликлиническая помощь и т.д.
На основании постановления Совета Министров РСФСО от 06.09.1991 года № 464 период времени, действие которого распространяется до 01.11.1999 г. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения..., согласно которому назначение пенсии за выслугу лет производилось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.
Министерство здравоохранения РФ приказом от 03.11.1999 г. № 395 (действие которой распространяется так же на периоды до 1 ноября 1999 г., информационное письмо Минтруда РФ от 27.09.2000 года № 3948/1-17, ПФ РФ от 29.09.2000 года № 06-25/8625 «Об исчислении специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», была утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, где п. 6 указано, что учреждения, предусмотренные подразделом «Больничные учреждения», могут иметь в своем составе поликлинику (амбулаторию).
В соответствии с архивной справкой ГУ МВД России по Саратовской области от 20 февраля 2017 года № 3/175200470820 медицинское подразделение ГУВД Саратовской области имело неоднократные переименования, создано в 1954 году как Медицинская служба Управления МВД Саратовской области, в нем осуществлялась амбулаторная и стационарная помощь, иная лечебная деятельность, оказываемые сотрудникам органов внутренних дел.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включаются периоды работы независимо от наименования должности во всех лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.
В Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, закреплено, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включаются периоды работы, имевшие место с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно, в должности врачей-специалистов в больницах, специализированных больницах и поликлиниках федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ независимо от наименований.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование учреждений» предусматривает больницы всех наименований и поликлиники всех наименований.
Таким образом, созданные вследствие реорганизации больница с поликлиникой и госпиталь с поликлиникой в ГУЗ «Медицинский отдел тыла Главного управления внутренних дел Саратовской области» являлись специализированными учреждениями здравоохранения, оказывающими стационарную и амбулаторную медицинскую помощь, лечебно-профилактические услуги сотрудникам органов внутренних дел, поэтому периоды работы в них, подлежат включению в стаж лечебной деятельности.
Отказ во включении в стаж истца спорных периодов работы вследствие отсутствия у больницы с поликлиникой в ГУЗ «Медицинский отдел тыла Главного управления внутренних дел Саратовской области» и госпиталя с поликлиникой в ГУЗ «Медицинский отдел тыла Главного управления внутренних дел Саратовской области» статуса юридического лица является незаконным по следующим основаниям.
До вступления в силу Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и принятия указанных выше Списка и Правил, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости регулировались Законом РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РФ», принятыми в соответствии с ним Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066.
Согласно указанному Списку, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 года, правом на досрочное назначение пенсии пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, и независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Данный список не содержит положений о том, чтобы учреждение, организация обладали статусом юридического лица.
В соответствии с п.п. 3, 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе поликлиниках, медицинской службе, стационарах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Таким образом, исключение из стажа Алексеевой О.Г. спорных периодов ее работы в больнице с поликлиникой в ГУЗ «Медицинский отдел тыла Главного управления внутренних дел Саратовской области», поликлиники ФКУЗ «Медико –санитарная часть МВД РФ по Саратовской области», являющихся структурными подразделениями организации, имеющей статус юридического лица, является незаконным.
Кроме того до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Из п. 7 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» следует, что время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом ст. 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что период с 19.09.1991 г. по 08.03.1992 г., с 12.09.1994 г. по 16.02.1995 г. нахождения Алексеевой О.Г. в отпуске по беременности и родам, с 09.03.1992 г. по 24.06.1993 г. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, с 25.06.1993 г. по 11.09.1994 г. - в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Суд полагает, что спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в льготный стаж по следующим основаниям.
Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Из положений ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
При этом в силу ст. 79 указанного Федерального закона медицинские организации обязаны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников за свой счет в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Приказом Минздрава России от 03 августа 2012 года № 66 утвержден порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных научных организациях, которым определено, что необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем. Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
Из представленных в материалы дела копий приказов следует, что Алексеева О.Г. в периоды с 26.04.1999 г. по 26.05.1999 г., с 07.06.1999 г. по 07.07.1999 г., 26.01.2009 г. по 27.02.2009 г., с 27.01.2014 г. по 27.02.2014 г. находилась на курсах повышения квалификации.
На период прохождения Алексеевой О.Г. курсов повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата по основному месту работы. Однако указанные периоды не были включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Понятие служебной командировки раскрывается в ст. 166 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, систематическое прохождение курсов повышения квалификации является необходимым условием работы по специальности, связанной с лечебной деятельностью.
Как видно из материалов дела, в указанные выше спорные периоды работы Алексеева О.Г. по направлению работодателя находилась на курсах повышения квалификации, являющихся обязательным условием осуществления лечебной деятельности. В течение всего этого времени за ней сохранялись рабочее место и должность. Поэтому, учитывая приведенные выше положения законодательства, суд приходит к выводу о необходимости включения данных периодов в стаж работы истца, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
При таких обстоятельствах нахождение истца в дополнительных отпусках в периоды 22.12.2008 г. по 31.12.2008 г., с 10.09.2009 г. по 24.09.2009 г., с 15.04.2010 г. по 29.04.2010 г., с 31.03.2011 г. по 14.04.2011 г., 10.09.2012 г., с 18.09.2012 г. по 01.10.2012 г., с 16.09.2013 г. по 30.09.2013 г., с 22.09.2014 г. по 06.10.2014 г., с 20.05.2016 г. по 03.06.2016 г., с 03.08.2016 г. по 12.08.2016 г., предоставленных основании приказов работодателя, имеющихся в копиях в материалах дела, подлежат включению в специальный стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
С учетом вышеизложенных положений законодательства, обстоятельств дела суд полагает, что у ответчика не было оснований для исключения из специального стажа истца спорных периодов. При включении в стаж времени нахождения на курсах повышения квалификации и дополнительных выходных дней у истца имеется достаточный стаж (более 30 лет) для назначения пенсии досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.
При доказанности права Алексеевой О.Г. на досрочное назначение пенсии в соответствии с нормами указанного федерального закона, правовых оснований для назначения пенсии с иной даты не имеется.
Все необходимые для назначения досрочной пенсии документы истец представил при обращении 03.07.2018 года, на указанную дату имел необходимый стаж работы, в связи с чем пенсия должна быть назначена именно с данной даты.
Ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению истцу досрочной пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Алексеевой О.Г. к УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова подлежат удовлетворению в полном объёме.
В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом при подаче искового заявления была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком от 23.03.2019 года.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины, исчисленной в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, исходя из размера удовлетворенных требований в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 16.11.2018 ░. № № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 26.04.1999 ░. ░░ 26.05.1999 ░., ░ 07.06.1999 ░. ░░ 07.07.1999 ░., 26.01.2009 ░. ░░ 27.02.2009 ░., ░ 27.01.2014 ░. ░░ 27.02.2014 ░.; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 22.12.2008 ░. ░░ 31.12.2008 ░., ░ 10.09.2009 ░. ░░ 24.09.2009 ░., ░ 15.04.2010 ░. ░░ 29.04.2010 ░., ░ 31.03.2011 ░. ░░ 14.04.2011 ░., 10.09.2012 ░., ░ 18.09.2012 ░. ░░ 01.10.2012 ░., ░ 16.09.2013 ░. ░░ 30.09.2013 ░., ░ 22.09.2014 ░. ░░ 06.10.2014 ░., ░ 20.05.2016 ░. ░░ 03.06.2016 ░., ░ 03.08.2016 ░. ░░ 12.08.2016 ░.; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 22.05.1989 ░. ░░ 29.02.1992 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ 01.03.1992 ░. ░░ 16.02.1995 ░. (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ 19.09.1991 ░. ░░ 08.03.1992 ░., ░ 12.09.1994 ░. ░░ 16.02.1995 ░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 1,5 ░░░ ░ 09.03.1992 ░. ░░ 24.06.1993 ░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 3-░ ░░░ ░ 25.06.1993 ░.. ░░ 11.09.1994 ░.), ░ 04.11.1997 ░. ░░ 25.04.1999 ░., ░ 27.05.1999 ░. ░░ 06.06.1999 ░., ░ 08.07.1999 ░. ░░ 31.10.1999 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░» (░░ 30.04.1991 ░. – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ 31.05.1996 ░. – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ 25.10.1996 ░. – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 04.03.1997 ░. – ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░); ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.11.1999 ░. ░░ 22.10.2000 ░., ░ 28.10.2000 ░. ░░ 31.12.2000 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░»; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 06.07.2015 ░. ░░ 02.08.2015 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░»
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░. № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 26.04.1999 ░. ░░ 26.05.1999 ░., ░ 07.06.1999 ░. ░░ 07.07.1999 ░., 26.01.2009 ░. ░░ 27.02.2009 ░., ░ 27.01.2014 ░. ░░ 27.02.2014 ░.; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 22.12.2008 ░. ░░ 31.12.2008 ░., ░ 10.09.2009 ░. ░░ 24.09.2009 ░., ░ 15.04.2010 ░. ░░ 29.04.2010 ░., ░ 31.03.2011 ░. ░░ 14.04.2011 ░., 10.09.2012 ░., ░ 18.09.2012 ░. ░░ 01.10.2012 ░., ░ 16.09.2013 ░. ░░ 30.09.2013 ░., ░ 22.09.2014 ░. ░░ 06.10.2014 ░., ░ 20.05.2016 ░. ░░ 03.06.2016 ░., ░ 03.08.2016 ░. ░░ 12.08.2016 ░.; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 22.05.1989 ░. ░░ 29.02.1992 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ 01.03.1992 ░. ░░ 16.02.1995 ░. (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ 19.09.1991 ░. ░░ 08.03.1992 ░., ░ 12.09.1994 ░. ░░ 16.02.1995 ░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 1,5 ░░░ ░ 09.03.1992 ░. ░░ 24.06.1993 ░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 3-░ ░░░ ░ 25.06.1993 ░.. ░░ 11.09.1994 ░.), ░ 04.11.1997 ░. ░░ 25.04.1999 ░., ░ 27.05.1999 ░. ░░ 06.06.1999 ░., ░ 08.07.1999 ░. ░░ 31.10.1999 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░» (░░ 30.04.1991 ░. – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ 31.05.1996 ░. – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ 25.10.1996 ░. – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 04.03.1997 ░. – ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░); ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.11.1999 ░. ░░ 22.10.2000 ░., ░ 28.10.2000 ░. ░░ 31.12.2000 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░»; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 06.07.2015 ░. ░░ 02.08.2015 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 03 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 11.06.2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░