РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2024 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Савенко А.И., при помощнике судьи ФИО6, с участием истца, представителей ответчиков, старшего помощника прокурора комплекса «Байконур» младшего советника юстиции ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело № по исковому заявлению ФИО3 к Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» и администрации <адрес> о признании незаконным решения Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур», связанного с отказом в принятии на учет в качестве гражданина, подлежащего переселению с комплекса «Байконур»,
установил:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» (далее по тексту – Комиссия по переселению) и администрации <адрес> о признании незаконным решения Комиссии по переселению, связанного с отказом в принятии на учет в качестве гражданина, подлежащего переселению с комплекса «Байконур» и просил суд признать незаконным решение Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ, в части снятия с учета и отказе в выдачи жилищного сертификата, и обязать Комиссию по переселению и администрацию
<адрес> повторно рассмотреть заявление истца о принятии его в качестве гражданина, подлежащего переселению с комплекса «Байконур», и выдачи жилищного сертификата.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям в полном объеме и просил их удовлетворить. Кроме того пояснил, что не располагает ни документальными не фактическими сведениями каким образом и за счет каких средств матерью была получена квартира на Украине.
Представители ответчиков - администрации <адрес>
ФИО8 и Комиссии по переселению ФИО4 ФИО12 в судебном заседании, каждый в отдельности требования искового заявления не признали, поддержали представленные ранее суду письменные возражения на исковое заявление.
Кроме того, представитель ответчика ФИО4 ФИО11 отметил, что Комиссия по переселению располагает архивными сведениями, переданными в электронном виде жилищной комиссией войсковой части № в части касающейся получения жилого помещения ФИО3 в составе семьи его матери ФИО10 Оспариваемое решение принято на основании представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №/№, которым выявлены нарушения требований нормативно правовых актов Российской Федерации по иному учетному делу.
Заслушав пояснения истца, представителей ответчиков и старшего помощника прокурора, который считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В целях обеспечения жилыми помещениями на территории Российской Федерации отдельных категорий граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур» (<адрес>), Указом Президента Российской Федерации № от 18 мая
2018 года «О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации» (далее по тексту – Указ №), утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации (далее по тексту – Положение о порядке предоставления социальных выплат), которым определен порядок, основания и условия предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации и членам их семей, перечень которых указан в п. 3 Положения о порядке предоставления социальных выплат.
В соответствии с пп. «б» п. 4 Положения о порядке предоставления социальных выплат, социальная выплата предоставляется гражданам Российской Федерации и членам их семей при условии, что они на день вступления в силу Указа № ранее не обеспечивались за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, в том числе за счет бюджета <адрес>, жилыми помещениями на территории Российской Федерации, не получали субсидий или иных выплат на приобретение или строительство жилого помещения на территории Российской Федерации в связи с переселением с территории комплекса «Байконур».
Аналогичная норма содержится в пп. 2.2.2 п. 2.2 Положения о порядке учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», имеющих право на получение социальной выплаты, и выдачи им государственных жилищных сертификатов, утвержденное постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Положение по переселению), согласно которой состоять на учете вправе граждане, ранее не обеспечивавшиеся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, в том числе бюджета <адрес>, жилыми помещениями на территории Российской Федерации, а также не получавшие субсидии или иные выплаты
на приобретение или строительство жилого помещения на территории Российской Федерации в связи с переселением с территории комплекса «Байконур».
Согласно п. 3.4 Положения по переселению, право на получение государственного жилищного сертификата, имеют граждане, относящиеся к категориям, указанным в п. 2.1 Положения по переселению,
в случае, если они и члены их семей соответствуют п. 2.2 названного Положения.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление №), установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Российской Федерации обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
При этом Постановлением № утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Правила №).
Согласно пп. «л» п. 5 Правил №, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в установленном порядке, имеют граждане, подлежащие переселению с территории комплекса «Байконур», имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Указом №.
При этом из п. 20.1 и 21 Правил № следует, что администрация <адрес> осуществляет проверку документов, представленных гражданами, а также полученных администрацией в соответствии с настоящими Правилами.
По результатам проверки администрацией <адрес> принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы.
В соответствии с пп. «г» п. 22 Правил №, основанием для отказа в признании гражданина участником процессных мероприятий является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Пунктами 1.1, 2.1 и 2.2 Положения о Комиссии по переселению, данная Комиссия создана в целях рассмотрения обращений граждан Российской Федерации по вопросам, касающимся переселения с территории комплекса «Байконур», и ее задачами является принятие решений по вопросам переселения граждан Российской Федерации и членов их семей, состоящих на учете в администрации <адрес> в качестве подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», имеющих право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации.
В силу п. 2.5 Положения по переселению, рассмотрение заявлений и документов в их обоснование от граждан и членов их семей, принятие решений о предоставлении им социальной выплаты, о снятии с учета, а также других связанных с учетом граждан решений осуществляется Комиссией по переселению.
Судом установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Комиссию по переселению с просьбой о принятии его на учет в администрации <адрес> в качестве подлежащего переселению с территории комплекса «Байконур», указав, что ранее жильем не обеспечивался, постоянно зарегистрирован по месту жительства в городе Байконур, трудовой стаж соответствует нормам Положения о порядке предоставления социальных выплат.
Рассмотрение данного заявления было отложено в связи с тем, что по представленной только в электронном виде архивной информации из № жилищной инспекции в/ч №, истец, согласно решения комиссии
в/ч № (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) отселялся в совершеннолетнем возрасте в составе семьи матери ФИО10 в <адрес>,
<адрес>.
После получения сведений из Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства Обороны Российской Федерации об отсутствии сведений об обеспечении жильем, ФИО3 решениями Комиссии по переселению принят на учет с составом семьи 1 человека, и включен в сводный список на получение государственного жилищного сертификата на 2024 год.
ДД.ММ.ГГГГ Решением комиссии по переселению (протокол
№) во исполнение требований прокурора комплекса «Байконур», указанных в Представлении от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений Федерального законодательства» ФИО3 было отказано в выдаче сертификата, и он был снят с учета.
Основаниями для этого послужили: имеющаяся архивная информация от № Жилищной инспекции в/ч №, имеющаяся в распоряжении Комиссии по переселению только в электронном виде, по которой истец обеспечен жилым помещением в составе семьи матери ФИО10, а так же во исполнение требований прокурора комплекса «Байконур» указанных в Представлении от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений Федерального законодательства» по иному учетному делу.
В тоже время данные сведения, полученные как в рамках прокурорского, так и судебного запроса, не подтверждаются, кроме того ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выразила мнение, что решение Комиссии по переселению об отказе ФИО3 в выдаче государственного жилищного сертификата и снятие его с соответствующего учета, – неправомерно.
Сведения, представленные по судебному запросу Комиссией по переселению о наличии архивной информации от № Жилищной инспекции в/ч № в электронном виде, по которой истец обеспечен жилым помещением в составе семьи матери ФИО10, судом в качестве доказательств отвергаются, в связи с тем, что данные сведения не удостоверены уполномоченным лицом от 240 Жилищной инспекции
в/ч №, и достоверность этих сведений опровергнута имеющимися документами в материалах дела, а также пояснениями представителя ответчика ФИО9, исходя из которых, достоверность данных сведений подвергается сомнению самой Комиссией по переселению, в связи с чем, при рассмотрении вопросов о постановке на учет направляются дополнительные уточняющие запросы.
Кроме этого, исследованное в судебном заседании учетное дело
№, не содержит каких-либо сведений о предоставлении истцу в составе семьи матери ФИО10 жилого помещения на территории Украины (<адрес>) по линии Министерства обороны в 1992 году на праве собственности, либо социального найма.
Более того, суд принимает во внимание противоречивые действия Комиссии по переселению, которая своим решением принимает на учет истца и включает его в список участников процессных мероприятий, после чего – исключает, при этом каких-либо документальных изменений в учетном деле истца не происходит.
В тоже время вопреки ст. 56 ГПК РФ, представителями ответчиков иных доказательств о правомерности снятия истца с учета, кроме вышеназванных доводов, суду не представлено.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ
№-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав положениями ст. 24 Закона о прокуратуре», само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает. В связи с чем, у Комиссии по переселению не имелось правовых оснований принимать Решение в отношении
ФИО3 в рамках исполнения представления прокурора вынесенного по иному учетному делу.
Таким образом, доводы представителей ответчиков суд отвергает как необоснованные и несостоятельные, поскольку, как следует из материалов дела и установлено в суде, истец, подпадает под категорию граждан, указанных в ч. 3 и 4 Положения о порядке предоставления социальных выплат, утвержденного Указом №, а также указанных в п. 2.1 и 2.2 Положения по переселению. При этом истец ранее не обеспечивался за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета жилыми помещениями, не получал субсидий или иных выплат на приобретение или строительство жилого помещения в связи с переселением с территории комплекса «Байконур». Более того, с учетом ст. 40 Конституции РФ, оспариваемым решением фактически нарушено право истца на жилище.
Суд принимает во внимание, что истец решением Комиссии по переселению уже был включен в сводный список граждан-получателей сертификатов в 2024 году (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), поэтому полагает возможным обязать ответчиков повторно рассмотреть вопрос о выдачи ФИО3 социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства Российской Федерации и положения нормативно-правовых актов, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд, разрешая данный спор по существу, приходит к убеждению, что оспариваемое решение – незаконно и обязывает Комиссию по переселению, повторно рассмотреть вопрос о выдаче истцу социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, если к этому нет иных, кроме установленных судом, препятствий.
Частью 1 статьи 98 ГПК РФ определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
Как усматривается из приложенной к иску квитанции, истец при обращении в суд за подачу искового заявления уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.
Соответственно судебные расходы подлежат взысканию с Администрации <адрес>, поскольку ответчики фактически являются представителями названного юридического лица, а именно органа власти, уполномоченного предоставлять гражданам Российской Федерации социальную выплату на переселение с территории комплекса «Байконур».
Из анализа приведенных выше положений ГПК РФ, а также пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в их системном единстве следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы, органы местного самоуправления в случае удовлетворения искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину.
В связи с вышеизложенным суд взыскивает с Администрации <адрес> в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в сумме 300 (триста) рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 –
199 ГПК РФ, военный суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ № № ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░», (░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░ №), ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░. <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░ №), ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░», – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ (░░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░: ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░3; ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ (░░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░3; ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ (░░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2024 ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░. «░» ░. 4 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░. «░» ░. 3.13 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░
2-░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 26 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.10.2024.