РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2024 года рп Арсеньево Тульской области
Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Деркача В.В.,
при секретаре Миляевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-105/2024 по иску Андреева <данные изъяты> к администрации муниципального образования Арсеньевский район, Пронину <данные изъяты> о признании права собственности на блок жилого дома блокированной застройки в порядке приватизации,
установил:
Андреев А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Арсеньевский район, Пронину С.В. о признании права собственности на блок жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что на основании решения главы Центральной сельской администрации Арсеньевского района от 31 декабря 1997 года его бывшей теще ФИО3, как работнику сельскохозяйственного производственного кооператива «Манаенки» (далее – СПК «Манаенки»), было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. С 20 января 2003 года он зарегистрирован по указанному адресу. 16 июня 2011 года СПК «Манаенки» ликвидирован. 7 апреля 2018 года ФИО5 умерла. В настоящее время по указанному адресу зарегистрирован и проживает он один, оплачивает все коммунальные платежи, поддерживает жилое помещение в надлежащем состоянии. Данное жилое помещение не значится в реестре муниципального имущества в связи с чем в его приватизации ему было отказано письмом администрации муниципального образования Арсеньевский район от 1 декабря 2023 года. Признать это жилье бесхозяйным, поставить его на государственный учет и заключить с ним договор социального найма, администрация также отказалась. Он зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении более 20 лет, ранее в приватизации не участвовал, иного жилья у него нет, поэтому полагает, что у него есть право на его приватизацию. 10 августа 2021 года данное жилое помещение снято с государственного кадастрового учета. Фактически оно представляет собой блок жилого дома блокированной постройки, поскольку расположено в частном секторе, в двухквартирном жилом доме, имеет отдельный выход, автономные от соседей коммуникации, отделено от соседей капитальной стеной и предназначено для проживания одной семьи. Вторая половина дома принадлежит Пронину С.В. и зарегистрировано за ним как часть жилого дома.
Просит признать за ним право собственности на на блок жилого дома блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В судебное заседание истец Андреев А.В. и его представитель по доверенности Лукьянов С.Б. не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, при этом Лукьянов С.Б. представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и в отсутствии его доверителя, в котором указал на полную поддержку заявленных требований, которые просил удовлетворить.
Ответчики: представитель администрации муниципального образования Арсеньевскийм район и Пронин С.В., а также представитель третье лица – Управления Росреестра по Тульской области, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили, своей позиции по иску не выразили.
Судом, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся сторон и третьего лица.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона о приватизации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым №, как объект недвижимости снят с регистрационного учета 10 августа 2021 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 31 января 2024 года № №. До этого момента и в настоящее время прав собственности на данный объект не зарегистрировано, в реестре муниципального имущества оно не значилось и не значится.
Согласно похозяйственной книге № и архивной справке № от 7 февраля 2024 года, представленным муниципальным архивом администрации муниципального образования Арсеньевский район, на основании распоряжения главы Центральной сельской администрации <адрес> от 31 декабря 1997 года №-р, в соответствии с выпиской из решения заседания Совета директоров ЗАО «Манаенки» № от 19 ноября 1997 года, ФИО3 был выдан ордер на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м на состав семьи из четырех человек: самой ФИО3, как члену хозяйства, ее дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зятю Андрееву <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и внуку ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом спорное жилое помещение на момент его предоставления семье ФИО3 фактически принадлежало ЗАО «Манаенки» правопреемником которого являлся СПК «Манаенки» который, согласно выписки из ЕГРЮЛ от 15 января 2024 года, прекратил свою деятельность 16 июня 2011 года.
Сведений о передаче принадлежащего СПК «Манаенки» жилого фонда третьим лицам, а также сведений о принятии его на баланс администрацией муниципального образования, где оно расположено, в том числе в качестве бесхозяйного, материалы дела не содержат и судом не установлено. При этом, права проживающих в данном жилом фонде лиц, в том числе и на его приватизацию гарантированную государствам, установленные обстоятельства ограничить не могут.
Согласно выписки из домовой книги № от 11 марта 2024 года, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы следующие лица:
- Андреев <данные изъяты> с 20 января 2003 года по настоящее время;
- ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом истец Андреев А.В. был зарегистрирован по указанному адресу на законных основаниях, все это время, постоянно и непрерывно, владел указанным жилим помещением, предпринимал меры к его сохранению, регулярно оплачивал коммунальные услуги.
Согласно уведомлению Росреестра от 30 января 2024 года № КУВИ-001/2024-30177915, в период с 1 января 1991 года по 30 января 2024 года регистрации за Андреевым А.В. прав собственности на недвижимое имущество не было.
Согласно справки администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от 11 декабря 2023 года №, Андреев А.В. был зарегистрирован в <адрес> в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, как указывалось выше, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Таким образом Андреев А.В. право на приватизацию жилого помещения на территории РФ ранее не использовал и имеет такое право на приватизацию занимаемого им жилого помещения.
1 декабря 2023 года письмом администрации муниципального образования Арсеньевский район № Андрееву А.В. было отказано в приватизации занимаемого им жилого помещения по тем основаниям, что оно в реестре муниципального имущества муниципального образования Арсеньевский район не значится.
Как установлено решением Одоевского районного суда Тульской области от 14 августа 2008 года, вступившим в законную силу 26 августа 2008 года и имеющим преюдициальное значение, весь двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включая обе на тот момент квартиры, принадлежали ликвидированному СПК «Манаенки», которое этот дом никому не передало, а действующая на тот момент администрация муниципального образования на свой баланс его не поставила, что не может быть препятствием к приватизации находящихся в нем жилых помещений.
Таким образом приватизация занимаемого истцом жилого помещения возможна.
Этим же решением суда за Прониным С.В. признано право собственности в порядке приватизации на <адрес>, расположенного по <адрес> <адрес>, которая признана частью жилого дома и на нее признано право собственности Пронина С.В.
Определяя вид жилого помещения подлежащего приватизации суд исходит из следующего.
Исходя из положений ч.ч.1, 2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Перечень видов жилых помещений и их признаки определены ст. 16 ЖК РФ
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком доме (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).
Понятие индивидуального жилого дома содержится в ч. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Под жилыми домами блокированной застройки, согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
На основании изложенного, из системного толкования приведенного законодательства следует, что основными критериями для признания части дома блоком жилого дома блокированной застройки является наличие отдельных, изолированных друг от друга жилых помещений, отдельных выходов и раздельных коммуникаций, а также отсутствие общих жилых и/или вспомогательных помещений и единых коммуникаций, делающих невозможным такое выделение.
На основании ст. 36 ЖК РФ общим имуществом, в частности, признаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физии ческой культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с ч. 7 ст. 41 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) не допускаются.
Кроме того, помещение, как составляющая (структурная) часть здания, самостоятельным объектом регистрируемых вещных прав (объектом недвижимого имущества) наряду (одновременно) с объектом, в котором оно расположено (зданием), право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, не является.
При этом, учитывая положения ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, п. 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2019 года № 14-КГ18-54, если жилой дом можно отнести к дому блокированной застройки, а каждая часть жилого дома (блок) соответствует признакам автономного блока (индивидуального жилого дома), и каждой такой части соответствует земельный участок, такие части жилого дома могут быть поставлены на государственный кадастровый учет как здания - блоки жилого дома блокированной застройки.
Согласно данным технического учета и техническому плану строение, расположенное по адресу: <адрес>, введено в эксплуатацию в 1982 году как двухквартирный жилой дом, в котором отсутствуют помещения общего пользования, а обе его части изолированы друг от друга, имеют отдельные выходы, и каждая фактически является блоком жилого дома блокированной застройки право собственности на одну из которых уже признано.
Спора о порядке пользования как каждым блоком жилого дома блокированной застройки отдельно, так и земельными участками на которых они расположены, между сторонами, соседями и третьими лицами нет. Доказательств обратного суду не представлено.
При данных обстоятельствах и учитывая, что занимаемые Андреевым А.В. помещения представляют собой изолированную часть жилого дома с отдельным входом и коммуникациями, имеют характеристики, позволяющие определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуальной вещи, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение о приватизации которого просит истец является блоком жилого дома блокированной застройки, которое и подлежит приватизации.
Таким образом исковые требования истца обоснованы и подлежат полному удовлетворению.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на указанное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Андреева <данные изъяты> к администрации муниципального образования Арсеньевский район, Пронину <данные изъяты> о признании права собственности на блок жилого дома блокированной застройки в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Андреевым <данные изъяты> право собственности на блок жилого дома блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес> (согласно техническому паспорту – помещение/<адрес>) площадью, согласно техническому плану равной <данные изъяты> кв.м, состоящей из: <данные изъяты>, в порядке приватизации.
Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности в органах Росреестра.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционных жалобы, представления через Одоевский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2024 года.
Председательствующий В.В.Деркач