Адм. дело № 2а-213/2020.

УИД № 51RS0019-01-2020-000398-82.

Мотивированное решение составлено 21.08.2020, в 11 час. 00 мин.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 года                                                                                  г. Полярные Зори

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Фазлиевой О.Ф.,

при секретаре Михальченко М.И.,

представителя административного ответчика – Кузнецовой В.В.,

помощника прокурора г. Полярные Зори Ильницкой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Гончаренко С.П. к Полярнозоринской территориальной избирательной комиссии об оспаривании действий, отмене решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

Гончаренко С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Полярнозоринской территориальной избирательной комиссии (далее – Полярнозоринская ТИК) об оспаривании действий, отмене решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Полярные Зори с подведомственной территорией шестого созыва.

В обоснование административного иска указано, что в июле 2020 года он обратился в Полярнозоринскую ТИК для реализации своего конституционного права на участие в выборах депутатов Совета депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией в качестве кандидата в депутаты, выдвинутого от регионального отделения «Народно-патриотической партии России – Власть Народу». После предоставления в Полярнозоринскую ТИК документов для регистрации, после неоднократных исправлений в них по просьбе Полярнозоринской ТИК, в регистрации его в качестве депутата было отказано. Полагает, что Полярнозоринская ТИК относится к нему предвзято, поскольку умышленно, по сговору с заинтересованными лицами, незаконно создает препятствия в его регистрации в качестве депутата, совершая дискриминацию. При принятии решения его подготовленные возражения были проигнорированы и не включены в решение, поскольку он не был допущен на заседание Полярнозоринской ТИК. Считает, что своими действиями избирательная комиссии нарушает его право на участие в выборах в качестве кандидата в депутаты, препятствует ему баллотироваться в кандидаты в депутаты.

На основании изложенного, Гончаренко С.П. просил суд признать незаконными действия Полярнозоринской ТИК, отменить решение Полярнозоринской ТИК об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Полярные Зори с подведомственной территорией шестого созыва, восстановить возможность проводить мероприятия в соответствии с Законом по работе с избирателями и участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу №4, даже если для этого необходимо перенести выборы с 13.09.2020 на более поздний срок.

Поскольку административный истец, несмотря на предложение суда, изложенное в определении от 18.08.2020 о принятии административного искового заявления к производству суда и проведении подготовки административного дела к судебному разбирательству, не представил дополнение к иску и не указал, какие конкретно действия Полярнозоринской ТИК им оспариваются, исходя из содержания и смысла административного иска, суд приходит к выводу о том, что истцом заявлено требование о признании незаконными действий Полярнозоринской ТИК по вынесению решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Полярные Зори с подведомственной территорией шестого созыва.

Административный истец Гончаренко С.П. в судебное заседание не явился, был должным образом уведомлен о времени и месте его проведения (л.д. 19), дополнений к иску не представил.

Представитель заинтересованного лица - председатель регионального отделения политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть Народу» в Мурманской области Костенков Ю.Е., уведомленный о времени и месте судебного заседания (л.д. 19), в судебное заседание не явился.

Как следует из рапорта судебного пристава по ОУПДС ОСП г. Полярные Зори УФССП России по Мурманской области гр.П, административный истец Гончаренко С.П. и представитель заинтересованного лица Костенков Ю.Е. явились в здание Полярнозоринского районного суда Мурманской области 20.08.2020, в 11 час. 00 мин., однако не были допущены в зал судебного заседания в связи с невыполнением законных требований судебных приставов по ОУПДС о соблюдении требований, предусмотренных постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 №175-ПП и распоряжением Председателя суда от 12.05.2020 о мерах санитарно-эпидемиологической безопасности, введенных в условиях повышенной готовности, включая правила использования средств индивидуальной защиты органов дыхания. На неоднократные предложения судебных приставов по ОУПДС использовать медицинские маски, названные лица ответили категорическим отказом (л.д. 88).

Согласно служебной записке помощника судьи гр.Б, по прибытии Гончаренко С.П. и Костенкова Ю.Е. в суд, она разъяснила им необходимость использования в здании суда и в зале судебного заседания индивидуальных средств защиты органов дыхания, что предусмотрено, как постановлением Правительства Мурманской области, так и распоряжением Председателя Полярнозоринского районного суда, на что они ответили категорическим отказом, полагая такие требования незаконными. Также она разъяснила, что отказ от выполнения законных требований может быть оценен как их нежелание принимать участие в судебном заседании, и предложила воспользоваться медицинскими масками, имеющимися в суде, однако Гончаренко С.П. заявил, что на данные маски отсутствуют сертификаты. Она предложила ему проследовать в аптеку для приобретения другой маски, на что Гончаренко С.П. также ответил отказом. Несмотря на все разъяснения и предложения, указанные лица отказались воспользоваться медицинскими масками (л.д. 89-90).

Оценивая действия административного истца и представителя заинтересованного лица, суд учитывает, что согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Организационно-правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В силу пункта а.2 статьи 10 названного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417, граждане и организации обязаны выполнять решения должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу подпункта «м» и подпункта «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального и межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Мурманской области от 04.04.2020 N 175-ПП (в редакции Постановления Правительства Мурманской области от 17.07.2020 № 513-ПП) "О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", принятого на основании подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, подпункта "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9, на территории Мурманской области продлен и действует до настоящего времени режим повышенной готовности для органов управления и сил Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Приведенным постановлением Правительства Мурманской области утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – Правила), устанавливающие требования к поведению, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, ликвидацию новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в окружающей среде, основанные на подходах разобщения граждан, минимизации контактов, не обусловленных жизненной необходимостью.

Так, согласно подпункту 2.1.1 Правил граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты (маски или респираторы) (далее - СИЗ) при нахождении в общественном транспорте, при посещении объектов розничной торговли, аптек, помещений иных организаций, правилами посещения которых установлено обязательное использование СИЗ, а также в случае, если использование СИЗ является обязательным условием осуществления трудовой деятельности гражданином.

В целях обеспечения безопасных условий труда, сохранности жизни и здоровья посетителей суда, участников судопроизводства, судей и работников аппарата Полярнозоринского районного суда Мурманской области председателем суда издано распоряжение от 12.05.2020 №18, в соответствии с которым с 12.05.2020 устанавливается особый порядок допуска участников процессов, представителей сторон и иных посетителей в здание суда, а именно: пропуск в здание суда осуществляется после измерения температуры тела и санитарной обработки рук посетителя; лицам, участвующим в деле, необходимо иметь при себе в обязательном порядке средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинская маска, респиратор); соблюдать социальную дистанцию от других граждан не менее 1,5 м. Лица, не выполняющие указанные требования, в здание суда не допускаются.

Административному истцу Гончаренко С.П. и представителю заинтересованного лица Костенкову Ю.Е. судебным приставом по ОУПДС, а также помощником судьи была доведена информация о необходимости соблюдения указанных выше мер индивидуальной защиты, однако, указанные лица, прибыв в здание суда, отказались выполнить вышеизложенные требования, в том числе воспользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками), в связи с чем не были допущены в зал судебных заседаний.

Выполнение законных требований судебных приставов по ОУПДС, обусловленных соблюдением требований вышеуказанных Законов, постановления Правительства Мурманской области и распоряжения Председателя Полярнозоринского районного суда Мурманской области, и направленных на охрану жизни и здоровья посетителей суда, сотрудников суда и судей, не представляло для административного истца и представителя заинтересованного лица какой-либо сложности, поскольку средства индивидуальной защиты (медицинские маски) были предоставлены им на безвозмездной основе.

Какие-либо сведения о невозможности применения медицинских масок или респираторов в связи с наличием хронических заболеваний, суду не представлены.

Суд отмечает, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, что закреплено в части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В данном случае, реализация права административного истца и представителя заинтересованного лица на участие в судебном заседании не может быть осуществлена за счет нарушения прав и законных интересов других лиц, участвующих в судебном заседании, в том числе на охрану здоровья, что предусмотрено частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации.

При этом суд отмечает, что конституционное право гражданина на судебную защиту судом не нарушается, поскольку административное исковое заявление Гончаренко С.П. принято к производству суда и рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них и всех иных присутствующих в зале судебного заседания лиц определенных обязанностей, в том числе обязанности соблюдать надлежащий порядок поведения. Обязанность суда по созданию условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела не предусматривает возможности лиц, участвующих в деле, по своему усмотрению определять процедуры рассмотрения дела, в том числе и правила поведения в суде.

При таких обстоятельствах, суд считает, что административный истец, а также представитель заинтересованного лица самостоятельно распорядились предоставленными им правами, добровольно отказавшись от участия в судебном заседании.

В соответствии с частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца Гончаренко С.П. и представителя заинтересованного лица Костенкова Ю.Е., поскольку они надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания и их присутствие не признано судом обязательным.

Представитель административного ответчика – председатель Полярнозоринской территориальной избирательной комиссии Кузнецова В.В. в судебном заседании административные исковые требования Гончаренко С.П. не признала, полагала решение Полярнозоринской ТИК от 12.08.2020 №** об отказе Гончаренко С.П. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 законным и обоснованным, поддержала доводы, приведенные в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что решением Совета депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией от 17.06.2020 №** «О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией шестого созыва» на 13.09.2020 назначены выборы депутатов Совета депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией шестого созыва.

В соответствии с требованиями действующего законодательства период предоставления кандидатами документов в Полярнозоринскую ТИК о выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты составил с 04.07.2020 и до 18 час. 00 мин. 03.08.2020.

03.08.2020, в 17 час. 50 мин., Гончаренко С.П. уведомил избирательную комиссию о выдвижении его в качестве кандидата в депутаты от регионального отделения политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть народу» в Мурманской области по одномандатному избирательному округу № 4, представив документы, предусмотренные статьями 33, 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 19, 19.1 Закона Мурманской области от 09.03.2007 N 841-01-ЗМО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований".

Поскольку региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть народу» не входит в список политических партий, выдвижение которыми кандидатов не требует сбора подписей избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, утвержденный постановлением Избирательной комиссии Мурманской области от 20.09.2018 № 40/268, административному истцу Гончаренко С.П. в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Мурманской области от 09.03.2007 N 841-01-ЗМО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований" необходимо было представить в срок до 18 час. 00 мин. 03.08.2020 в избирательную комиссию для регистрации в качестве депутата документы, предусмотренные статьей 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 21 Закона Мурманской области от 09.03.2007 N 841-01-ЗМО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований", а именно: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей. Однако подписные листы и протокол Гончаренко С.П. представлены не были.

08.08.2020 Гончаренко С.П. был уведомлен об отсутствии необходимых документов и был приглашен на заседание Полярнозоринской ТИК, назначенное на 12.08.2020, в 18 час. 30 мин.

Поскольку административный истец вышеуказанные документы в Полярнозоринскую ТИК не предоставил, ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией шестого созыва.

Еще одним самостоятельным основанием для отказа Гончаренко С.П. в регистрации в качестве кандидата в депутаты послужило несоблюдение требований к выдвижению региональным отделением политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть народу» в Мурманской области требований, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно: региональное отделение данной партии не уведомило Полярнозоринскую ТИК о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты Совета депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией.

В судебном заседании представитель административного ответчика отметила, что обязанность по сбору и предоставлению документов в ТИК, в том числе подписных листов, законом возложена на кандидата в депутаты, однако ею и членами Полярнозоринской ТИК кандидатам, в том числе и Гончаренко С.П., оказывалась всесторонняя помощь по предоставлению необходимой информации и образцов документов. Гончаренко С.П. не обращался в ТИК с вопросами о сборе подписей избирателей и не сообщал о каких-либо сложностях. В установленном законом порядке Гончаренко С.П. был проинформирован об отсутствии документов, требуемых для его регистрации в качестве кандидата, о чем лично получил соответствующее уведомление за 3 дня до заседания Полярнозоринской ТИК, однако требуемые законом документы не представил.

Обратила внимание суда на то обстоятельство, что каждое из приведенных в оспариваемом решении Полярнозоринской ТИК решении оснований для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты является самостоятельным и исключает возможность вынесения положительного решения о регистрации кандидата в депутаты.

Вопреки доводам, приведенным Гончаренко С.П. в административном исковом заявлении, разрешение ТИК на сбор подписей избирателей в поддержку кандидата не требуется.

Со стороны сотрудников Полярнозоринской ТИК не было допущено некорректного или неэтичного отношения к кандидату, все действия были совершены в соответствии с требованиями закона, в связи с чем считает доводы административного истца о дискриминации или унижении достоинства кандидата не соответствующими действительности.

Помощник прокурора г. Полярные Зори Ильницкая А.С. полагала иск Гончаренко С.П. не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемые действия Полярнозоринской ТИК и принятое решение об отказе Гончаренко С.П. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Полярные Зори с подведомственной территорией шестого созыва являются законными, обоснованными и принятыми на основании имеющихся фактических обстоятельств, в связи с непредоставлением документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты, а также по причине нарушения порядка выдвижения кандидата партией.

Выслушав представителя административного ответчика, помощника прокурора г. Полярные Зори, изучив материалы административного дела, а также обозрев подлинные экземпляры документов, представленных Полярнозоринской ТИК, суд находит административное исковое заявление Гончаренко С.П. к Полярнозоринской территориальной избирательной комиссии об оспаривании действий, отмене решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Вопросы, связанные с проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления на территории Мурманской области, регулируются также нормами Закона Мурманской области от 09.03.2007 N 841-01-ЗМО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований" (далее – ЗМО «О выборах депутатов»).

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 19 ЗМО «О выборах депутатов».

Согласно пунктам 2, 4, 6 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» решение о выдвижении региональным отделением политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на выборные должности в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии, тайным голосованием, не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного отделения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Пунктом 1 статьи 35.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, пунктами 12 и 13 статьи 20 ЗМО «О выборах депутатов» предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Согласно пункту 6 статьи 35.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ на выборах депутатов представительного органа муниципального образования выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 и 4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на соответствующих выборах в случае, если в этот представительный орган муниципального образования по результатам последних выборов был избран хотя бы один депутат, выдвинутый данной политической партией (в том числе в составе списка кандидатов).

Аналогичные положения содержатся в подпункте 3 пункта 1 статьи 19.3 ЗМО «О выборах депутатов».

Согласно пункту 1 статьи 16 ЗМО «О выборах депутатов» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом.

Выдвижение кандидата (списка кандидатов) начинается со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов, но не ранее чем за 70 дней до дня голосования.

Пунктом 11 статьи 16 ЗМО «О выборах депутатов» предусмотрено, что период, включающий в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов), а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, начинается не ранее чем за 70 дней до дня голосования и заканчивается не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19.1 ЗМО «О выборах депутатов» соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Пункт 1 статьи 20 ЗМО «О выборах депутатов» предусматривает, что сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов начинается со дня, следующего за днем получения уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов в соответствии со статьями 19.1 и 19.2 настоящего Закона.

Как следует из пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

Из пункта 4 статьи 21 ЗМО «О выборах депутатов» следует, что избирательная комиссия, регистрирующая кандидата, список кандидатов, в течение десяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Пункт 23 статьи 21 ЗМО «О выборах депутатов» предусматривает, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено Федеральным законом и настоящим Законом, или несоблюдения требований Федерального закона и настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 19.1, подпунктами 1 и 3 пункта 3 статьи 19.2 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Федерального закона и настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.1 статьи 19.1 и подпунктом 2 пункта 3 статьи 19.2 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Основания отказа в регистрации кандидата в депутаты перечислены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, в пункте 25 статьи 21 ЗМО «О выборах депутатов», перечень оснований отказа в регистрации кандидатов по решению избирательной комиссии является исчерпывающим.

В частности основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты являются:

для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002, № 67-ФЗ подпункт 2 пункта 25 статьи 21 ЗМО «О выборах депутатов»);

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления и (или) регистрации кандидата (подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, подпункт 3 пункта 25 статьи 21 ЗМО «О выборах депутатов»).

Судом установлено, что 17.06.2020 Советом депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией принято решение №** о назначении на 13.09.2020 выборов депутатов в Совет депутатов муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией шестого созыва (л.д. 56).

Решением Полярнозоринской территориальной избирательной комиссии от 22.06.2020 №** полномочия окружных избирательных комиссий по проведению депутатов Совета депутатов г. Полярные зори с подведомственной территорией шестого созыва на Полярнозоринскую ТИК (л.д. 9).

Решением Совета депутатов г. Полярные Зори от 04.02.2015 №** утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией в 2015-2024 годы, согласно которому к одномандатному избирательному округу № 4 относятся дома 24, 26, 26А, 28, 28А по ул. Ломоносова, дом 7 по ул. Партизан Заполярья, дома 8/1, 8/2, 10 по ул. Строителей г. Полярные Зори (л.д. 49-55).

Решением Полярнозоринской ТИК от 22.06.2020 №** создана рабочая группа Полярнозоринской ТИК по проверке документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты в Совет депутатов г. Полярные Зори *** и утверждено Положение о рабочей группе (л.д.57, 58-60, 61)

Также решением Полярнозоринской ТИК от 22.06.2020 №** определено, что для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией шестого созыва на выборах 13.09.2020 необходимо представить не менее 10 и не более 11 подписей избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа (л.д. 62).

Указанные решения Совета депутатов г. Полярные Зори и Полярнозоринской ТИК были опубликованы на официальном сайте администрации г. Полярные Зори (www.pz-citi.ru), а также в газете «Городское время».

03.08.2020 Гончаренко С.П. уведомил Полярнозоринскую ТИК о намерении баллотироваться в депутаты Совета депутатов г. Полярные Зори по одномандатному избирательному округу № 4 в составе списка кандидатов, выдвинутого региональным отделением политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть народу» по Мурманской области с обязательством прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования (л.д. 63). Вместе с заявлением Гончаренко С.П. в территориальную избирательную комиссию были представлены следующие документы: копия паспорта гражданина Российской Федерации, копия диплома об образовании, справка с места работы, сведения о размерах и источниках доходов кандидата, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), выписка из протокола регионального отделения политической партии «Народно-патриотическая партия – Власть народу» в Мурманской области от 25.07.2020, справка о членстве в указанной политической партии, справка о доходах за 2019 год, копия выписок с банковских счетов, что подтверждается копией соответствующей расписки о получении избирательной комиссией документов, заверенных подписью представителя избирательной комиссии и административного истца (л.д. 83), копией журнала регистрации документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями при выдвижении и регистрации на выборах депутатов Совета депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией (л.д. 111-117).

Постановлением избирательной комиссии Мурманской области от 20.09.2018 №** утвержден список политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Мурманской областной думы и представительных органов муниципальных образований Мурманской области считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей. Региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия – Власть народу» в Мурманской области в данный список не включено (л.д. 86, 87).

Поскольку региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия – Власть народу» в Мурманской области не включено в список политических партий, выдвижение которыми кандидатов не требует сбора подписей, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 21 ЗМО «О выборах депутатов» для регистрации Гончаренко С.П. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов г. Полярные Зори, последнему в поддержку выдвижения по одномандатному избирательному округу № 4 необходимо было собрать не менее 10 и не более 11 подписей избирателей, проживающих в соответствующем округе.

Среди представленных в территориальную избирательную комиссию Гончаренко С.П. документов подписные листы, подтверждающие наличие указанного количества подписей, а также протокола об итогах сбора подписей избирателей не имелось, в связи с чем, на основании рекомендаций рабочей группы по приему и проверке документов, предоставляемых при выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты, изложенной в протоколе заседания от 05.08.2020 (л.д. 104-110), решением Полярнозоринской ТИК от 07.08.2020 №** постановлено известить кандидата в депутаты Гончаренко С.П. об отсутствии документов, необходимых для его регистрации, уведомить его о рассмотрении вопроса о его регистрации на заседании Полярнозоринской ТИК 12.08.2020, в 18 часов 30 минут (л.д. 84, 100-102).

08.08.2020 административный истец Гончаренко С.П. лично получил извещение об отсутствии документов, необходимых для регистрации, что подтверждается его подписью на сопроводительном письме от 08.08.2020 №**. Одновременно Гончаренко был уведомлен о том, что вопрос о его регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов г. Полярные Зори шестого созыва состоится на заседании Полярнозоринской ТИК 12.08.2020, в 18 час. 30 мин. (л.д. 84).

Таким образом, кандидат в депутаты Гончаренко С.П. был надлежащим образом и в установленной законом форме проинформирован о необходимости предоставления в Полярнозоринскую ТИК подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, а также протокола об итогах сбора подписей избирателей.

Однако, указанные документы не были предоставлены Гончаренко С.П., в связи с чем решением Полярнозоринской ТИК от 12.08.2020 №** административному истцу Гончаренко С.П. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования г. Полярные Зори по одномандатному избирательному округу № 4 на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, подпункта 3 пункта 25 статьи 21 ЗМО «О выборах депутатов» и подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, подпункта 1 пункта 25.1 статьи 21 ЗМО «О выборах депутатов» (л.д. 44-48).

Данное решение направлено Гончаренко С.П. 13.08.2020 исходящий №** заказным письмом с уведомлением, что подтверждается сопроводительным письмом от 13.08.2020 и почтовой квитанцией (л.д. 103, 65)

Согласно указанному решению избирательной комиссии и протоколу заседания Полярнозоринской ТИК от 12.08.2020 (л.д. 33-43) поводом для отказа Гончаренко С.П. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов г. Полярные Зори послужило то, что по состоянию на 18 час. 00 мин., 03.08.2020 административным истцом не представлены в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата и протокол об итогах сбора подписей.

Еще одним основанием для отказа в регистрации Гончаренко С.П. в качестве кандидата в депутаты послужило несоблюдение региональным отделением политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть Народу» требований об уведомлении Полярнозоринской ТИК о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов в депутаты Совета депутатов г. Полярные Зори шестого созыва, т.е. требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика, в Полярнозоринскую ТИК не поступало нарочным или по почте извещение в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» от регионального отделения политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть Народу» о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта (в г. Кандалакше).

При таком положении, суд считает, что региональным отделением указанной партии были созданы условия, при которых представители избирательной комиссии были лишены возможности присутствовать на указанном мероприятии, чем грубо нарушено законодательство, регламентирующее деятельность политических партий и законодательные акты о выборах.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что административным истцом Гончаренко С.П. не были представлены в Полярнозоринскую ТИК подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку кандидата в депутаты Гончаренко С.П. и протокол об итогах сбора подписей, необходимые для регистрации его в качестве кандидата в депутаты, принимая во внимание, что региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть Народу» не известило Полярнозоринскую ТИК о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов в депутаты в установленные сроки, суд приходит к выводу о том, что у Полярнозоринской ТИК имелись предусмотренные подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 и подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпунктом 3 пункта 25 статьи 21 и подпунктом 1 пункта 25.1 статьи 21 ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» основания для отказа в регистрации Гончаренко С.П. в качестве кандидата в депутаты.

Нарушения процедуры принятия документов о выдвижении кандидата, уведомления кандидата об отсутствии необходимых для регистрации в качества кандидата в депутаты документов, уведомления о заседании ТИК, а также принятия решения об отказе в регистрации в качестве кандидата и направления его кандидату в депутаты, влекущие признание таких действий и решения незаконными, Полярнозоринской ТИК не допущено.

Довод Гончаренко С.П. о том, что в нарушение действующего закона ему не был разрешен сбор подписей избирателей, является результатом ошибочного толкования норм права, регламентирующих проведение выборов.

Так, пунктом 1 статьи 20 закона Мурманской области от 09.03.2007 N 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» предусмотрено, что сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов начинается со дня, следующего за днем получения уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.

Ни федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни закон Мурманской области от 09.03.2007 №841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» не содержат обязанности ТИК выдавать специальные разрешения на сбор подписей избирателей. Предоставление таких подписных листов в ТИК обусловлено статусом лица, претендующего на регистрацию в качестве кандидата, и обязанность по их предоставлению возложена законом на кандидата.

Доводы Гончаренко С.П., приведенные в жалобе, относительно предвзятого отношения со стороны сотрудников Полярнозоринской ТИК, унижения его человеческого достоинства и дискриминации не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, напротив, судом установлено, что действия сотрудников Полярнозоринской ТИК полностью соответствовали требованиям законов и нормативных актов, регламентирующих их деятельность, были направлены на создание условий для соблюдения избирательных прав Гончаренко С.П. и его информирования о необходимости предоставления подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, с предоставлением форм соответствующих документов. Таким образом, лицу, претендующему на регистрацию в качестве кандидата в депутаты, была оказана необходимая и достаточная информационная поддержка. В принятии документов и удовлетворении каких-либо ходатайств Гончаренко С.П. не отказывали, незаконные требования о предоставлении дополнительных документов не предъявляли, в связи с чем нет оснований полагать, что отношение сотрудников Полярнозоринской ТИК и лично ее председателя к Гончаренко С.П. является необъективным, тенденциозным или предвзятым.

Более того, административным истцом не приведены конкретные факты и обстоятельства, которые возможно рассматривать на предмет дискриминации, а указанные в административном исковом заявлении доводы таковыми не являются, поскольку носят общий характер.

Часть доводов административного истца, в частности о том, что ТИК не были рассмотрены и включены в оспариваемое решение его подготовленные возражения, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Как следует из объяснений представителя административного ответчика, перед началом заседания ТИК 12.08.2020 Гончаренко С.П. ни в устной, ни в письменной форме не представил каких-либо возражений относительно рассматриваемого вопроса. Не содержит таких возражений и административное исковое заявление.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также учитывая достаточность представленных доказательств для разрешения спора по существу и их взаимную связь в совокупности, нормы права, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд считает, что оспариваемое административным истцом решение Полярнозоринской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Полярные Зори с подведомственной территорией шестого созыва от 12.08.2020 №** является законным и обоснованным, принято территориальной избирательной комиссией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий, с соблюдением порядка принятия, установленного приведенными в настоящем решении нормативными актами, в целях соблюдения избирательных прав граждан и обеспечения равного доступа граждан к реализации конституционного права быть избранным. Содержание оспариваемого решения соответствует нормативно правовым актам, регламентирующим спорные отношения.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска Гончаренко С.П. к Полярнозоринской территориальной избирательной комиссии об оспаривании действий, отмене решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты, следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                     ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-213/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор г. Полярные Зори
Гончаренко Сергей Павлович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия г. Полярные Зори
Другие
Региональное отделение политической партии "Народно-патриотическая партия России-Власть народу" в Мурманской области
Суд
Полярнозоринский районный суд Мурманской области
Судья
Фазлиева Ольга Фагимовна
Дело на сайте суда
polzori.mrm.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
18.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее