Дело №2а-57/2020
Категория: 3.026
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2020 года пос. Нижнегорский
Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - | судьи Солодовник Е.С., |
при помощнике судьи - | Курьяновой М.Ю., |
с участием представителя административного истца и заинтересованного лица Тарасовой В.В. - Саидова З.И.,
административного ответчика – Касаткина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тарасова Владимира Анатольевича к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Касаткину Владиславу Автандиловичу, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Нижнегорскому районному отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Тарасова Валентина Владимировна о признании незаконными действий государственного регистратора,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца по доверенности Саидов З.И. в интересах Тарасова В.А. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным действия государственного регистратора государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Касаткина Владислава Автандиловича по изменению вида права Тарасова Владимира Анатольевича на земельный участок с кадастровым номером №№ с «собственность» на «постоянное бессрочное пользование». Обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем внесения изменений в ЕГРН относительно указанного земельного участка, а именно вид права с «постоянное бессрочное пользование» на «собственность», то есть вернуть в прежнее состояние.
Свои требования мотивирует тем, что 16.09.2019 года административным истцом было получено Уведомление об исправлении технической ошибки от 16.09.2019 года №381 (далее - Уведомление) и Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – ЕГРН) от 30.08.2019 года на земельный участок с кадастровым номером №№ расположенный по адресу: <адрес>, на территории <адрес>, который принадлежит административному истцу – Тарасову Владимиру Анатольевичу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.06.2016 года. Согласно Уведомлению, государственный регистратор государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр) Касаткин В.А. указал, что сведения о виде права Тарасова В.А. на земельный участок с кадастровым номером 90:08:090401:18 изменены с «собственность» на «постоянное бессрочное пользование», что соответствует представленным для регистрации документам. Также Государственный регистратор Госкомрегистра Касаткин В.А. отметил в Уведомлении, что допущенная ошибка была исправлена в порядке ч.1 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - ФЗ №218). Однако, административный истец полагает, что государственный регистратор неправильно истолковал положения закона, а именно исправление сведений о виде права с «собственность» на «постоянное бессрочное пользование» не является опиской, опечаткой, грамматической или арифметической ошибкой либо подобной ошибкой, поэтому действия государственного регистратора являются незаконными и не обоснованными. Тарасов В.А. подал заявление на государственную регистрацию права собственности с соответствующим комплектом документов, в результате чего получил свидетельство о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок. Таким образом, государственный регистратор Касаткин В.А. в своем Уведомлении указал недостоверные сведения. Волеизъявления от истца как от субъекта права на регистрацию постоянного бессрочного пользования, не было. Кроме того, государственный регистратор в Уведомлении не указал дату обнаружения выявления «технической ошибки». Согласно ч.1 ст.61, ч.6 ст.61 (по аналогии) ФЗ №218, указание на дату обнаружения ошибки обязательно, также необходимо ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, чего отображено не было. Дата обнаружения ошибки необходима для того, чтобы выяснить уложился ли государственный регистратор в установленный законом трех дневной срок для исправления технической ошибки. Помимо вышеуказанных нарушений, государственным регистратором был нарушен срок уведомления об исправлении «технической ошибки», так как в соответствии с ч.5 ст.61 ФЗ №218 уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации права правообладателя в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРН в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования. При этом, Уведомление об исправлении технической ошибки от 16.09.2019 года, а приложенная Выписка из ЕГРН от 30.08.2019 года. Таким образом, государственный регистратор Госкомрегистра Касаткин В.А. направил уведомление с опозданием более чем на 9 рабочих дней, установить точную дату внесения изменений в ЕГРН не является возможным. Дата отображенная в полученной Выписке из ЕГРН (30.08.2019 года) является датой оформления Выписки из ЕГРН. Государственным регистратором был выбран неправомерный способ исправления «ошибок» (то есть применена норма права, не подлежащая применению), содержащихся в ЕГРН, так как истец считает, что указанный выше участок принадлежит ему на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 08.06.2016 года. При этом, в соответствии с ч.4 ст. 61 ФЗ №218 в случаях, если существует основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровый ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производиться только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. На основании вышеизложенного, административный истец считает, что действия государственного регистратора Госкомрегистра Касаткина В.А. по изменению вида права на земельный участок с кадастровым номером: №№ являются незаконными и подлежат отмене. На действия государственного регистратора административным истцом 30.09.2019 года председателю Госкомрегистра была направлена жалоба. Из ответа на жалобу следует, что оснований для наличия в ЕГРН сведений о таком виде права на указанный земельный участок, как право частной собственности, отсутствует. Ссылаясь на ч.1 ст.61 ФЗ №218 указано, что в соответствии с ч.1 ст.61 ФЗ №218 «техническая ошибка» была исправлена. Однако, все замечания относительно нарушения сроков, оснований порядка проведения процедуры были проигнорированы, хотя в жалобе в Госкомрегистр истцом они отображались.
25.12.2019 года административный ответчик - государственный регистратор Касаткин В.А. подал возражения на административное исковое заявление Тарасова В.А., где указал, что требования административного истца являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям. По сути заявленные требования сводятся к несогласию истца с действиями Государственного регистратора, по мнению Тарасова В.А. нарушившего его права, изменив сведения в ЕГРН с «собственность» на «постоянное бессрочное пользование». Однако Тарасов В.А. никогда не был собственником указанного земельного участка, а был пользователем земельного участка в Украине на основании Государственного акта на право постоянного пользования земельным участком от 23.07.1997 года серия III-КМ №№. Истец правом собственности на момент подачи документов на регистрацию в 2016 году не обладал. Поэтому наличие оснований по представленным документам и регистрация за Тарасовым В.А. права собственности на земельный участок с кадастровым номером: №№ по российскому законодательству не основано на законе. Согласно п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственниками земельных участков считаются - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования. Земельный участок, выделенный Тарасову В.А. на основании Государственного акта на право постоянного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ серия III-КМ №№ к участкам, указанным в ст. 8-2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года №38-ЗРК не относится. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: №№ – сельскохозяйственное использование. 16.08.2019 года состоялось заседание совета регистраторов Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, на котором было принято решение об устранении описки в сведениях ЕГРН. У государственного регистратора возможности самостоятельно внести изменения не было, ввиду отсутствия таких полномочий в АИС «Юстиция», о чем 29.08.2019 года в Госкомрегистр была направлена служебная записка. 30.08.2019 года в порядке установленном ч.1 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка, допущенная при регистрации 08.06.2016 года была исправлена. После устранения описки, истцу Тарасову В.А. было направлено уведомление с выпиской из ЕГРН.
Определением суда от 27.12.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Определением суда от 16.01.2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Нижнегорский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Определением суда 05.02.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Тарасова Валентина Владимировна.
В судебное заседание административный истец Тарасов В.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель истца по доверенности Саидов З.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Административный ответчик - Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Касаткин В.А. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержал доводы возражений на административное исковое заявление Тарасова В.А. Пояснил, что спорный земельный участок является собственностью Республики Крым.
Представитель административного ответчика - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель административного ответчика - Нижнегорского районного отела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил. Направил в адрес суда пояснения, согласно которым просил рассмотреть данное гражданское дело без участия их представителя с учетом предоставленных пояснений.
Заинтересованное лицо - Тарасова В.В. в судебном заседании просила административное исковое заявление удовлетворить.
В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что 26.05.2016 года Тарасов В.А. обратился в Госкомрегистр с заявлением №№, номер записи 9097 о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 342000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на территории <адрес> совета с кадастровым номером №№, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование. Одновременно с заявлением истцом были поданы следующие документы: кадастровая выписка о земельном участке от 02.02.2016 года №№, государственный акт на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серии III-КМ №№, выданный Нижнегорским районным советом народных депутатов (л.д.87-96).
08.06.2016 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №№ о праве собственности Тарасова В.А. на указанный земельный участок на основании поданных им документов (л.д.7).
16.09.2019 года государственным регистратором Касаткиным В.А. Тарасову В.А. направлено уведомление, о том, что при внесении в Единый государственный реестр прав сведений относительно земельного участка с кадастровым номером №№ допущена техническая ошибка, в связи с чем, право собственности изменено на право постоянного бессрочного пользования.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ регламентировано, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу статьи 14 Федерального закона 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В частности, основанием для осуществления государственной регистрации прав являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена возможность исправления технической ошибки (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенной органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшей к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Так, согласно части 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 № 2374-O указано, что часть 1 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ призвана обеспечить достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в случаях выявления технической ошибки, приведшей к несоответствию этих сведений сведениям в документах, на основании которых вносились записи в данный реестр.
Таким образом, институт исправления технической ошибки направлен на устранение неточностей и искажений, допущенных при внесении сведений о правах в Единый государственный реестр прав.
Как усматривается из материалов дела, согласно решению Нижнегорского районного Совета народных депутатов Нижнегорского района Автономной Республики Крым №378 от 21.07.1997 года Тарасову В.А. был предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 34,2 га на территории <адрес> Совета народных депутатов для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании указанного решения Тарасову А.В. был выдан государственный акт на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серии III-КМ №№ (л.д.95-96).
Согласно выписке из реестра от 30.08.2019 года земельный участок с кадастровым номером 90:08:090401:18 поставлен на государственный кадастровый учет со следующими характеристиками: кадастровый №№, адрес: <адрес>, на территории <адрес>, площадь: 342000+/-205 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, объект имеет статус ранее учтенного. Правообладатель: Тарасов Владимир Анатольевич, на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 23.07.1997 года серии III-КМ №№ (л.д.10-11).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Поскольку земельный участок был предоставлен административному истцу Тарасову В.А. на праве постоянного пользования, и в силу Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» соответствует праву постоянного (бессрочного) пользования, оснований для сохранения сведений в ЕГРН как право собственности не имелось, государственный регистратор пришел к правильному выводу об устранении технической ошибки.
При этом исправление технической ошибки в записях, не повлекло за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права истца на объект недвижимости.
Согласно Постановлению Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 года № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» одним из документов, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, является выданный в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года государственный акт на право постоянного пользования землей (земельным участком).
Как следует из статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», земельный участок с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» не подпадает под упрощенный порядок государственной регистрации собственности. Оснований для наличия в ЕГРН сведений о таком виде права на указанный земельный участок, как право частной собственности, отсутствует.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
При этом наличие нарушения прав, свобод и законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде определённых и вещественных неблагоприятных конкретно для истца последствий от такого нарушения закона.
Доказательств реального нарушения прав и законных интересов административного истца, а также прав и законных интересов заинтересованного лица Тарасовой В.В. в результате действий государственного регистратора по внесению исправлений в ЕГРН суду не представлено, в связи с чем, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца или заинтересованного лица в данном случае отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Тарасова Владимира Анатольевича к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Касаткину Владиславу Автандиловичу, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Нижнегорскому районному отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Тарасова Валентина Владимировна о признании незаконными действий государственного регистратора - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Нижнегорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 02.03.2020 года.
Судья Нижнегорского районного суда
Республики Крым Е.С. Солодовник