Дело № 3а-34/2021 | 05 февраля 2021 года |
Решение
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Роговой И. В.
при секретаре Паламар А. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
ИП ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Министерству имущественных отношений Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что является арендатором следующих объектов недвижимости: земельный участок с кадастровым номером № (далее – земельный участок 1), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования определен для размещения промышленных объектов, площадью 5 250 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером № (далее – земельный участок 2), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования определен для размещения промышленных объектов, площадью 3 462 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости установлена по состоянию на 01.01.2019 в размере 2 220 015 руб. и 1 740 589 руб. 74 коп. соответственно. Однако, согласно отчету ООО «Респект» рыночная стоимость земельного участка 1 составляет 1 099 000 руб., земельного участка 2 – 725 000 руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права, просит установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости.
Представитель административного истца Скорнякова И. А. в судебном заседании требования уточнила, представила уточненный отчет о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, просит установить кадастровую стоимость земельного участка 1 в размере 1 561 000 руб., земельного участка 2 в размере 1 030 000 руб.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Архангельской области Фокин С. С. оставил разрешение спора на усмотрение суда, уточненный отчет не оспаривал, ходатайства о проведении судебной экспертизы не заявлял.
Иные лица, участвующие в деле, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного производства.
Изучив материалы административного дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке»), подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Областного закона от 21.01.2009 № 655-33-ОЗ «О регулировании отдельных земельных отношений», на основании постановления Министерства имущественных отношений Архангельской области от 16.04.2018 №1-п на территории Архангельской области в 2019 году проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения.
Судом установлено, что ИП ФИО1 на праве аренды предоставлены следующие земельные участи: с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования определен для размещения промышленных объектов, площадью 5 250 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: <адрес>; с кадастровым номером 29:22:080905:34, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования определен для размещения промышленных объектов, площадью 3 462 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Как следует из п. 2 соглашения от 08.11.2013 о внесении изменений в договор аренды от 15.09.2006 № 1/306(и) арендная плата за пользование данными земельными участками рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка 1 установлена кадастровая стоимость в размере 2 220 015 руб., земельного участка 2 в размере 1 740 589 руб. 74 коп. Кадастровая стоимость утверждена постановлением Министерства имущественных отношений Архангельской области № 16-п от 21.11.2019 по состоянию на 01.01.2019.
В силу части 1, 7 статьи 22 названного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Поскольку государственная кадастровая оценка земель Архангельской области проведена в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке», ее результаты могут быть оспорены в порядке, установленном данным федеральным законом.
Установление кадастровой стоимости затрагивает права административного истца, являющегося арендатором объектов недвижимости, арендная плата в отношении которых, рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно уточненному отчету № 3250/20 от 21.11.2020, выполненному ООО «Респект» по состоянию на 01.01.2019 рыночная стоимость земельного участка 1 составляет 1 561 000 руб., земельного участка 2 – 1 030 000 руб.
Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.
Административные ответчики, заинтересованные лица не оспорили отчет о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объектов недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом отчета у суда не имеется. Также отсутствуют основания для назначения экспертизы по инициативе суда.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении объектов недвижимого имущества, арендатором которых является административный истец, установлена рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права ИП ФИО1, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи настоящего иска является 07.12.2020.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 250 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 561 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 462 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 030 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Датой подачи административного иска считать 07 декабря 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий И. В. Рогова
Решение в окончательной форме вынесено судом 08.02.2021.
Судья: И. В. Рогова