Решение по делу № 2-205/2024 от 16.04.2024

УИД: 66RS0040-01-2023-000124-46

Дело №2-205/2024

Мотивированное решение изготовлено 29.05.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижняя Тура 22 мая 2024 года

Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Башковой С.А.,

при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.М.,

с участием истца – Моряк Т.П., представителя ответчика - Синицына С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моряк ... к администрации Нижнетуринского городского округа, Комитету по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа, Комиссии по жилищным вопросам при администрации Нижнетуринского городского округа о признании решения, постановления незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Моряк Т.П. обратилась в Нижнетуринский городской суд с административным исковым заявлением к администрации Нижнетуринского городского округа о признании решения незаконным, указав, что 24.08.2022 она обратилась в администрацию Нижнетуринского городского округа, в комитет по жилищным отношениям с заявлением о признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещения по договорам социального найма. К заявлению были приложены документы согласно перечню, установленному Административным регламентом предоставления муниципальной услуги соответствующего вида. Ей пришлось оплатить 1500 руб. за справку БТИ, которую обязан запрашивать орган местного самоуправления. 24.09.2022 от Комитета по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа она получила уведомление № 706-ж с разъяснением, что административным истцом не представлены документы, подтверждающие получение доходов за период с 01.01.2019 по 21.12.2021, что не дает определить размер дохода в целях признания ее малоимущей, в связи с чем Комитет отказал в предоставлении муниципальной услуги на основании абз. 2 п. 12 Административного регламента. После получения указанного уведомления административным истцом дополнительно была представлена справка налогового органа от 10.10.2022.

17.10.2022 Моряк Т.А. приняла решение о личном участии в заседании жилищной комиссии, подав соответствующее заявление. 30.11.2022 состоялось заседание жилищной комиссии, которая пришла к выводу об отсутствии нуждаемости административного истца Моряк Т.П. в жилом помещении в связи с регистрацией по месту жительства в жилом помещении общей площадью 51,9 кв.м., собственником которого является мать истца ФИО2, поскольку у истца возникло право пользования жилым помещением с превышением учетной нормы по Нижнетуринскому городскому округу. Решением жилищной комиссии при администрации Нижнетуринского городского округа от 30.11.2022 ей также отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Данным решением, которое истцом не было получено, административному истцу созданы препятствия по осуществлению предусмотренных законом жилищных прав и прав на качественное получение муниципальной услуги.

Постановлением Нижнетуринского городского округа от 01.12.2022 № 1155 Моряк Т.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Нижнетуринского городского округа. Указанное постановление получено административным истцом 06.12.2022. Постановление от 01.12.2022 считает незаконным. Основанием отказа послужило превышение учетной нормы по Нижнетуринскому городскому округу, которая в оспариваемом постановлении не приведена. У Моряк Т.П. никогда не было жилья ни в собственности, ни по найму. Постановлением Правительства РФ от 03.03.1992 «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» разрешена регистрация беженцев и вынужденных переселенцев на жилой площади их родных и знакомых при их согласии, независимо от размеров жилой площади. Регистрация по месту жительства истца была произведена после вынужденного прибытия из Украины в Российскую Федерацию в пос. Ис г. Нижняя Тура, где проживают ее родители, право пользования жилым помещением с превышением учетной нормы у нее не возникло. Она зарегистрирована по месту жительства не как член семьи ФИО16, а временно, что отражено в домовой книге. Ее мама ФИО2 зарегистрировала истца на основании договора безвозмездного пользования в доме по <адрес> в доме общей площадью 51,5 кв.м., принадлежащем ей на праве собственности на основании договора купли-продажи от <дата>. Факт регистрации истца в указанном доме сам по себе не может свидетельствовать о наличии у нее права на жилое помещение, поскольку регистрация не является административным актом и не порождает жилищных прав, не влияет на уровень жилищной обеспеченности и площадь этого жилья учитываться не должна, а регистрация по месту жительства носит лишь уведомительный характер.

Оспариваемое постановление на 03.03.2023 не опубликовано на официальном портале Администрации Нижнетуринского городского округа и не может применяться согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а председатель Комитета по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа ФИО5 превысила свои должностные полномочия, действуя вопреки законным интересам граждан.

Просила признать незаконными и отменить постановление администрации Нижнетуринского городского округа от <дата>, и решение комиссии по жилищным вопросам от 30.11.2022; возложить на администрацию Нижнетуринского округа обязанность устранить в полном объеме нарушение прав административного истца путем восстановления ее со дня подачи заявления от 24.08.2022 на жилищном учете, признания ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Определением Нижнетуринского городского суда от 07.03.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Комитет по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа. Определением суда от 17.03.2023, вынесенном в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Комиссия по жилищным вопросам при администрации Нижнетуринского городского округа.

Решением Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 30.03.2023 в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением Свердловского областного суда от 08.08.2023 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2024 решение и апелляционное определение отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 18.04.2024 года дело принято к производству Нижнетуринского городского суда для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, тем же определением к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Кучин В.Д.

Истец Моряк Т.П. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Комитета по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа и Комиссии по жилищным вопросам администрации Нижнетуринского городского округа Митяшова О.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в письменных возражениях на исковое заявление от 16.03.2023 иск не признала, указав, что статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, одним из которых является обеспеченность нанимателей, членов семьи нанимателей или членов семьи собственников жилого помещения площадью жилого помещения менее учетной нормы на одного члена семьи. 24.08.2022 Моряк Т.П. обратилась в администрацию Нижнетуринского городского округа с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, заявление зарегистрировано в Комитете по жилищным отношениям администрации НТГО в день его поступления за № 202. В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области», п. 9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Нижнетуринского городского округа», утвержденного постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 13.08.2019 № 833 (Административный регламент), граждане для размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда самостоятельно предоставляют справки, иные документы, подтверждающие получение доходов каждым членом семьи, за три предшествующих года, а также справки СОГУП «Центр недвижимости «Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» об отсутствии либо наличии собственности. Соответствующая справка предоставляется заявителем самостоятельно, включена в перечень документов для принятия на учет. Непредставление данной справки в соответствии с п. 12 Административного регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Справки предоставляются соответствующим органом за плату по утвержденному прейскуранту цен на работы и услуги по технической инвентаризации объектов капитального строительства. СОГУП «Областной центр недвижимости» не входит в структуру администрации. Моряк Т.П. не были представлены документы о доходах за период с 01.01.2019 по 31.12.2021, что не дало возможность определить размер дохода на каждого члена семьи, в целях признания ее малоимущей, в связи с чем 22.09.2023 в адрес Моряк Т.П. было направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с непредставлением документов в полном объеме. В связи с несогласием Моряк Т.П. с принятым решением, было назначено заседание жилищной комиссии 30.11.2022 с участием заявителя в составе пяти членов комиссии из семи.

Комиссия была ознакомлена с личным делом заявителя Моряк Т.П., которая получила гражданство РФ 15.07.2022. Согласно представленной копии домовой книги, гр. Моряк Т.П. зарегистрирована в частном доме по <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери заявителя ФИО2 на основании договора купли-продажи от 22.04.1991г., что было устно подтверждено заявителем. Моряк Т.П. вселена в жилое помещение в качестве члена семьи его собственника и не утратила право проживания в нем до настоящего времени ввиду сохранения постоянной регистрации. Других зарегистрированных в данном доме граждан нет. Данное жилое помещение не признано аварийным, непригодным для проживания или подлежащим сносу или реконструкции, соответствующих обращений в межведомственную постоянно действующую комиссию при администрации Нижнетуринского городского округа не поступало. Общая площадь дома согласно выписке из ЕГРН составляет 51,9 кв.м., в связи с чем площадь на одного человека превышает учетную норму по Нижнетуринскому городскому округу, которая постановлением главы администрации муниципального образования «Нижнетуринский район» от 25.10.2005 № 1386, в редакции постановления администрации от 12.03.2020, составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Комиссией принято решение об отказе Моряк Т.П. в признании малоимущей в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в связи с тем, что не доказана нуждаемость (превышение учетной нормы площади жилого помещения) и не доказана малоимущность (не представлены справки, иные документы, подтверждающие получение доходов за три года). 01.12.2022 администрацией НТГО принято постановление об отказе Моряк Т.А. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Указанное постановление на официальном бланке администрации НТГО с протокольной печатью направлено с уведомлением заявителю в установленный законом трехдневный срок. Дополнительно Комитетом по жилищным отношениям направлен запрос в МО МВД России «Качканарский», согласно полученной информации от 15.03.2023 № 5672 Моряк Т.П. после прибытия в Российскую Федерацию из Республики Украина не обращалась с ходатайством по предоставлению статуса вынужденного переселенца, а также с ходатайством о признании беженцем (л.д. 48-52).

Представитель администрации Нижнетуринского городского округа Синицын С.А. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв на исковое заявление, аналогичный по содержанию отзыву представителю Комитета по жилищным отношениям администрации НТГО, дополнив, что постановление от 01.12.2022 опубликованию на сайте администрации не подлежит на основании ст. 19, 21, 24 Федерального закона «О персональных данных».

Третье лицо Кучин В.Д. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Частью 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В частности, гражданин обязан представить документы, из которых возможно сделать вывод о том, что он является малоимущим (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также документы, которые подтверждают, что уровень обеспеченности жилым помещением у гражданина и у членов его семьи менее учетной нормы, то есть минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок признания органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе порядок определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого из совместно проживающих членов семьи (супругов, детей и родителей, других родственников и иных лиц, признаваемых в случаях, предусмотренных федеральными законами, членами семьи), и порядок определения стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина либо в собственности членов семьи установлен Законом Свердловской области от 22.07.2005 N 96-ОЗ "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области", которым также предусмотрен перечень необходимых для предоставления документов.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 25.11.2022 № 1136 утверждено Положение и состав комиссии по жилищным вопросам при администрации Нижнетуринского городского округа (далее – Комиссия по жилищным вопросам) в составе председателя, заместителя председателя, четырех членов комиссии и секретаря, в полномочия которой входит в том числе рассмотрение вопросов по признанию граждан малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа № 833 от 13.08.2019 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Нижнетуринского городского округа» (далее – Административный регламент) (л.д. 70-98).

Пунктом 9 вышеуказанного Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно: заявление о постановке на учет по установленной форме; документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие родственные и иные отношения на совместно проживающих членов семьи; справка с места жительства гражданина, подающего заявление, и составе его семьи; справка СОГУП «Центр недвижимости» отдела «Нижнетуринское БТИиРН» об отсутствии либо наличии собственности; документы, подтверждающие полномочия представителя; копия документа, подтверждающего основание пользования заявителем и членами его семьи жилым помещением для проживания, или копии правоустанавливающих или правоподтверждающих документов на жилые помещения, занимаемы на условиях социального найма или на праве собственности; копия технического паспорта жилого помещения; документы о непригодности жилья для проживания; медицинское заключение о наличии заболевания у заявителя. Для признания малоимущими граждане дополнительно представляют справки о доходах формы 2-НДФЛ за три года, предшествующих году подачи заявления о постановке на учет, копии налоговых деклараций, патентов (в установленных случаях); справку органа службы занятости при отсутствии трудоустройства за предшествующих три года, справку о размере стипендии, пенсии и иных доходов.

Документы, для которых установлена возможность получения в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, предоставляются по соответствующему запросу органа, предоставляющего муниципальную услугу.

В перечне оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги содержится предоставление не в полном объеме документов, предоставляемых заявителем самостоятельно (п. 12 Административного регламента).

Согласно п. 20 Административного регламента, процедура рассмотрения документов проводится в несколько этапов, на первом из которых проверяется соответствие представленного пакета документов установленному перечню; на втором этапе проверяется совершение заявителем и членами его семьи в течение пяти лет действий по ухудшению жилищных условий; на третьем этапе проверяется наличие оснований для признания граждан нуждающимися в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях; на четвертом этапе проверяется наличие оснований для признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма, осуществляются расчеты. Четвертый этап не проводится, если на предыдущих этапах выявлено наличие оснований для отказа в принятии граждан на учет либо имеются иные основания для принятия на учет определенных категорий граждан.

Если в ходе проверки представленных документов выявлено наличие оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, принимается решение об отказе в принятии граждан на учет путем издания постановления администрации Нижнетуринского городского округа об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. Соответствующее решение по итогам рассмотрения заявлений граждан принимается в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем подачи заявления. Копия постановления администрации Нижнетуринского городского округа направляется заявителю в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения.

Согласно положениям раздела 3 Положения о Комиссии по жилищным вопросам обсуждение вопросов осуществляется открыто, за исключением закрытых заседаний по вопросам, содержащим информацию ограниченного доступа. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. Заседание Комиссии является правомочным, если в нем принимали участие большое большинство от утвержденного состава комиссии. Решения принимаются путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании (л.д. 64-66).

Учетной нормой в силу ч. 4 ст. 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).

Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа № 263 от 12.03.2020 были внесены изменения в ранее принятое постановление главы администрации муниципального образования «Нижнетуринский район» от 25.10.2005 № 1386 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилой площади по договорам социального найма на территории муниципального образования Нижнетуринский район», которым установлена учетная норма жилой площади помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) – в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Часть 1 статьи 31 и часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющие круг лиц, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, направлены на соблюдение баланса интересов собственника (нанимателя) жилого помещения и членов его семьи; данные нормы, рассматриваемые в системной связи с иными законоположениями. Регламентирующими жилищные гарантии, призваны обеспечить предоставление этих гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям, закрепленным в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, 24.08.2022 Моряк Т.П. обратилась в администрацию Нижнетуринского городского округа с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма составом семьи один человек, указав, что является нуждающимся, малоимущим. Согласно расписке в принятии документов, принятых главным специалистом Комитета по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа ФИО7, к заявлению Моряк Т.П. были приложены копии паспорта заявителя, выписки из домовой книги, справки из БТИ, договора купли-продажи от 22.04.1991, справки органа службы занятости, уведомление УПФР, копия СНИЛС (л.д. 21).

15.07.2022 между ФИО17. и Моряк Т.П. заключен договор безвозмездного пользования и проживания с правом регистрации постоянного места жительства в доме, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 37-39).

Из пояснений истца, данных ею в судебном заседании, следует, что ФИО2 приходится истцу матерью.

Согласно копии домовой книги, информации отделения миграции ОП №31 МО МВД России «Качканарский», истец Моряк Т.П. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> <дата> (Л.д. 15-16, 31). Указанный жилой дом принадлежит ФИО2 на праве собственности с <дата> (л.д. 54).

Согласно справке МКУ «Благоустройство поселков» №594 от 13.03.2023г. по адресу: <адрес>, зарегистрированы наниматель ФИО2 с <дата> муж Кучин В.Д. с <дата>., внучка ФИО8 с <дата>., правнук ФИО9 с <дата>. (л.д. 63).

Согласно справке ОП № 31 МО МВД России «Качканарский» Моряк Т.П. с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца или о признании беженцем не обращалась, прибыла из республики Украина в июле 2019 года, зарегистрировалась по месту пребывания, получив разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, в декабре 2019 выехала в республику Украина. В июне 2021 года Моряк Т.П. вновь прибыла в Российскую Федерацию, в июне 2021 года получила вид на жительство и зарегистрировалась по месту жительства, в июле 2022 приняла гражданство Российской Федерации (л.д. 53).

В порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с п. 9 Административного регламента получено уведомление о регистрации заявителя в система индивидуального (персонифицированного) учета, выписка из ЕГРН о правах на жилое помещение по месту регистрации заявителя в <адрес>

22.09.2022 Моряк Т.П. было направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги на основании абз. второго п. 12 Административного регламента в связи с непредставлением в полном объеме документов, а именно в связи с отсутствием документов, подтверждающих получение доходов заявителя за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 и отсутствием возможности определения дохода на каждого члена семьи заявителя в целях признания ее малоимущей (л.д. 99-100). Соответствующее уведомление направлено Моряк Т.П. почтой и получено согласно почтовому уведомлению 24.09.2022.

Не согласившись с результатом рассмотрения ее заявления, Моряк Т.П. 03.10.2022 обратилась с письменным заявлением в адрес председателя Комитета по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа Митяшовой О.А.

В ответе от 12.10.2022 на данное обращение Моряк Т.П. председателем Комитета по жилищным отношениям даны разъяснения относительно ее полномочий, которые также направлялись заявителю почтой 14.10.2022.

17.10.2022 в Комитет по жилищным отношениям поступило заявление Моряк Т.П. об ознакомлении с материалами дела по ее заявлению с приложением информации Межрайонной ИФНС России по Свердловской области №27 от <дата> @ об отсутствии сведений по форме 2-НДФЛ за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 в отношении заявителя Моряк Т.П.

По информации межведомственной постояннодействующей комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Нижнетуринского городского округа от 17.10.2022, жилое помещение по <адрес> не признано аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции, соответствующих обращений в отношении данного дома не поступало (л.д. 62).

17.10.2022 Комитетом по жилищным отношениям в СОГУП «Областной центр недвижимости» направлен запрос о зарегистрированных правах на жилой дом по <адрес>, согласно ответу на который право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за ФИО2 с <дата> (номер в реестре 1196) на основании договора от <дата>.

11.11.2022 в адрес Моряк Т.П. направлено уведомление о проведении 30.11.2022 в 10:00 час. заседания жилищной комиссии по рассмотрению вопроса о ее постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

30.11.2022 проведено заседание комиссии по жилищным вопросам при администрации Нижнетуринского городского округа с участием Моряк Т.П., дополнительно представившей справку об инвалидности ОМСЭК №1 <адрес> от 21.06.2010 об установлении третьей группы инвалидности бессрочно, копию справки клиентской службы (на правах отдела) в г. Нижней Туре ГУПФР от 18.10.2022 о назначении пенсии.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии при администрации Нижнетуринского городского округа от 30.11.2022 комиссией в составе председателя ФИО10, ее заместителя Митяшовой О.А., членов комиссии ФИО11, ФИО12, ФИО13 принято решение об отказе Моряк Т.П. в признании малоимущей в целях постановки на учет и предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в связи с недоказанностью нуждаемости и превышением учетной нормы обеспеченности жилыми помещениями по Нижнетуринскому городскому округу, и недоказанностью малоимущности по причине непредставления справок о доходах за предшествующие обращению три года.

По итогам рассмотрения решения комиссии по жилищным вопросам от 30.11.2022 администрацией Нижнетуринского городского округа принято постановление № 1155 от 01.12.2022 об отказе Моряк Т.П. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с непредставлением документов, подтверждающих соответствующее право, а именно: отсутствие нуждаемости в жилом помещении в связи с регистрацией по месту жительства в жилом доме по <адрес>, общей площадью 51,9 кв.м., собственником которого является мать заявителя ФИО2, и возникновением права пользования жилым помещением с превышением учетной нормы по Нижнетуринскому городскому округу.

В судебном заседании истец пояснила, что она не вселялась совместно с собственником ФИО2 в жилой дом по <адрес> в качестве члена ее семьи. ФИО2 проживала отдельно своей семьей - с мужем, внуком и правнуком.

Факт отдельного проживания собственника жилого дома ФИО2 от истца Моряк Т.П. подтвержден также справкой МКУ «Благоустройство поселков» (т. 1 л.д. 63).

Таким образом, совокупностью исследованных доказательств подтверждено, что Моряк Т.П. не вселялась в жилое помещение по <адрес> совместно с его собственником ФИО2, не является членом семьи ФИО2, не имеет возможности без согласия собственника пользоваться принадлежавшим ФИО2 на праве собственности жилым помещением и встать на регистрационный учет. В связи с чем у администрации Нижнетуринского городского округа отсутствовали правовые основания для отказа в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по указанным в оспариваемом решении основаниям, а также требуют проверки и оценки представленные истцом сведения в целях признания ее малоимущей.

Учитывая изложенное, требования моряк Т.П. о признании оспариваемых решения и постановления незаконными подлежат удовлетворению, а в качестве меры по восстановлению нарушенного права истца Моряк Т.П. на ответчиков следует возложить обязанность повторного рассмотрения заявления Моряк Т.П. от 24.08.2022.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Моряк ... - удовлетворить.

Признать незаконными и отменить постановление администрации Нижнетуринского городского округа от <дата> об отказе Моряк ... в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и решение жилищной комиссии при администрации Нижнетуринского городского округа от 30 ноября 2022 года об отказе Моряк ... в признании малоимущей в целях постановки на учет и предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Возложить на ответчиков обязанность по устранению нарушений прав Моряк ... путем повторного рассмотрения ее заявления от 24.08.2022 о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.

Судья: Башкова С.А.

УИД: 66RS0040-01-2023-000124-46

Дело №2-205/2024

Мотивированное решение изготовлено 29.05.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижняя Тура 22 мая 2024 года

Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Башковой С.А.,

при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.М.,

с участием истца – Моряк Т.П., представителя ответчика - Синицына С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моряк ... к администрации Нижнетуринского городского округа, Комитету по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа, Комиссии по жилищным вопросам при администрации Нижнетуринского городского округа о признании решения, постановления незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Моряк Т.П. обратилась в Нижнетуринский городской суд с административным исковым заявлением к администрации Нижнетуринского городского округа о признании решения незаконным, указав, что 24.08.2022 она обратилась в администрацию Нижнетуринского городского округа, в комитет по жилищным отношениям с заявлением о признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещения по договорам социального найма. К заявлению были приложены документы согласно перечню, установленному Административным регламентом предоставления муниципальной услуги соответствующего вида. Ей пришлось оплатить 1500 руб. за справку БТИ, которую обязан запрашивать орган местного самоуправления. 24.09.2022 от Комитета по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа она получила уведомление № 706-ж с разъяснением, что административным истцом не представлены документы, подтверждающие получение доходов за период с 01.01.2019 по 21.12.2021, что не дает определить размер дохода в целях признания ее малоимущей, в связи с чем Комитет отказал в предоставлении муниципальной услуги на основании абз. 2 п. 12 Административного регламента. После получения указанного уведомления административным истцом дополнительно была представлена справка налогового органа от 10.10.2022.

17.10.2022 Моряк Т.А. приняла решение о личном участии в заседании жилищной комиссии, подав соответствующее заявление. 30.11.2022 состоялось заседание жилищной комиссии, которая пришла к выводу об отсутствии нуждаемости административного истца Моряк Т.П. в жилом помещении в связи с регистрацией по месту жительства в жилом помещении общей площадью 51,9 кв.м., собственником которого является мать истца ФИО2, поскольку у истца возникло право пользования жилым помещением с превышением учетной нормы по Нижнетуринскому городскому округу. Решением жилищной комиссии при администрации Нижнетуринского городского округа от 30.11.2022 ей также отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Данным решением, которое истцом не было получено, административному истцу созданы препятствия по осуществлению предусмотренных законом жилищных прав и прав на качественное получение муниципальной услуги.

Постановлением Нижнетуринского городского округа от 01.12.2022 № 1155 Моряк Т.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Нижнетуринского городского округа. Указанное постановление получено административным истцом 06.12.2022. Постановление от 01.12.2022 считает незаконным. Основанием отказа послужило превышение учетной нормы по Нижнетуринскому городскому округу, которая в оспариваемом постановлении не приведена. У Моряк Т.П. никогда не было жилья ни в собственности, ни по найму. Постановлением Правительства РФ от 03.03.1992 «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» разрешена регистрация беженцев и вынужденных переселенцев на жилой площади их родных и знакомых при их согласии, независимо от размеров жилой площади. Регистрация по месту жительства истца была произведена после вынужденного прибытия из Украины в Российскую Федерацию в пос. Ис г. Нижняя Тура, где проживают ее родители, право пользования жилым помещением с превышением учетной нормы у нее не возникло. Она зарегистрирована по месту жительства не как член семьи ФИО16, а временно, что отражено в домовой книге. Ее мама ФИО2 зарегистрировала истца на основании договора безвозмездного пользования в доме по <адрес> в доме общей площадью 51,5 кв.м., принадлежащем ей на праве собственности на основании договора купли-продажи от <дата>. Факт регистрации истца в указанном доме сам по себе не может свидетельствовать о наличии у нее права на жилое помещение, поскольку регистрация не является административным актом и не порождает жилищных прав, не влияет на уровень жилищной обеспеченности и площадь этого жилья учитываться не должна, а регистрация по месту жительства носит лишь уведомительный характер.

Оспариваемое постановление на 03.03.2023 не опубликовано на официальном портале Администрации Нижнетуринского городского округа и не может применяться согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а председатель Комитета по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа ФИО5 превысила свои должностные полномочия, действуя вопреки законным интересам граждан.

Просила признать незаконными и отменить постановление администрации Нижнетуринского городского округа от <дата>, и решение комиссии по жилищным вопросам от 30.11.2022; возложить на администрацию Нижнетуринского округа обязанность устранить в полном объеме нарушение прав административного истца путем восстановления ее со дня подачи заявления от 24.08.2022 на жилищном учете, признания ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Определением Нижнетуринского городского суда от 07.03.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Комитет по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа. Определением суда от 17.03.2023, вынесенном в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Комиссия по жилищным вопросам при администрации Нижнетуринского городского округа.

Решением Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 30.03.2023 в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением Свердловского областного суда от 08.08.2023 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2024 решение и апелляционное определение отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 18.04.2024 года дело принято к производству Нижнетуринского городского суда для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, тем же определением к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Кучин В.Д.

Истец Моряк Т.П. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Комитета по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа и Комиссии по жилищным вопросам администрации Нижнетуринского городского округа Митяшова О.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в письменных возражениях на исковое заявление от 16.03.2023 иск не признала, указав, что статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, одним из которых является обеспеченность нанимателей, членов семьи нанимателей или членов семьи собственников жилого помещения площадью жилого помещения менее учетной нормы на одного члена семьи. 24.08.2022 Моряк Т.П. обратилась в администрацию Нижнетуринского городского округа с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, заявление зарегистрировано в Комитете по жилищным отношениям администрации НТГО в день его поступления за № 202. В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области», п. 9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Нижнетуринского городского округа», утвержденного постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 13.08.2019 № 833 (Административный регламент), граждане для размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда самостоятельно предоставляют справки, иные документы, подтверждающие получение доходов каждым членом семьи, за три предшествующих года, а также справки СОГУП «Центр недвижимости «Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» об отсутствии либо наличии собственности. Соответствующая справка предоставляется заявителем самостоятельно, включена в перечень документов для принятия на учет. Непредставление данной справки в соответствии с п. 12 Административного регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Справки предоставляются соответствующим органом за плату по утвержденному прейскуранту цен на работы и услуги по технической инвентаризации объектов капитального строительства. СОГУП «Областной центр недвижимости» не входит в структуру администрации. Моряк Т.П. не были представлены документы о доходах за период с 01.01.2019 по 31.12.2021, что не дало возможность определить размер дохода на каждого члена семьи, в целях признания ее малоимущей, в связи с чем 22.09.2023 в адрес Моряк Т.П. было направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с непредставлением документов в полном объеме. В связи с несогласием Моряк Т.П. с принятым решением, было назначено заседание жилищной комиссии 30.11.2022 с участием заявителя в составе пяти членов комиссии из семи.

Комиссия была ознакомлена с личным делом заявителя Моряк Т.П., которая получила гражданство РФ 15.07.2022. Согласно представленной копии домовой книги, гр. Моряк Т.П. зарегистрирована в частном доме по <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери заявителя ФИО2 на основании договора купли-продажи от 22.04.1991г., что было устно подтверждено заявителем. Моряк Т.П. вселена в жилое помещение в качестве члена семьи его собственника и не утратила право проживания в нем до настоящего времени ввиду сохранения постоянной регистрации. Других зарегистрированных в данном доме граждан нет. Данное жилое помещение не признано аварийным, непригодным для проживания или подлежащим сносу или реконструкции, соответствующих обращений в межведомственную постоянно действующую комиссию при администрации Нижнетуринского городского округа не поступало. Общая площадь дома согласно выписке из ЕГРН составляет 51,9 кв.м., в связи с чем площадь на одного человека превышает учетную норму по Нижнетуринскому городскому округу, которая постановлением главы администрации муниципального образования «Нижнетуринский район» от 25.10.2005 № 1386, в редакции постановления администрации от 12.03.2020, составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Комиссией принято решение об отказе Моряк Т.П. в признании малоимущей в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в связи с тем, что не доказана нуждаемость (превышение учетной нормы площади жилого помещения) и не доказана малоимущность (не представлены справки, иные документы, подтверждающие получение доходов за три года). 01.12.2022 администрацией НТГО принято постановление об отказе Моряк Т.А. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Указанное постановление на официальном бланке администрации НТГО с протокольной печатью направлено с уведомлением заявителю в установленный законом трехдневный срок. Дополнительно Комитетом по жилищным отношениям направлен запрос в МО МВД России «Качканарский», согласно полученной информации от 15.03.2023 № 5672 Моряк Т.П. после прибытия в Российскую Федерацию из Республики Украина не обращалась с ходатайством по предоставлению статуса вынужденного переселенца, а также с ходатайством о признании беженцем (л.д. 48-52).

Представитель администрации Нижнетуринского городского округа Синицын С.А. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв на исковое заявление, аналогичный по содержанию отзыву представителю Комитета по жилищным отношениям администрации НТГО, дополнив, что постановление от 01.12.2022 опубликованию на сайте администрации не подлежит на основании ст. 19, 21, 24 Федерального закона «О персональных данных».

Третье лицо Кучин В.Д. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Частью 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В частности, гражданин обязан представить документы, из которых возможно сделать вывод о том, что он является малоимущим (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также документы, которые подтверждают, что уровень обеспеченности жилым помещением у гражданина и у членов его семьи менее учетной нормы, то есть минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок признания органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе порядок определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого из совместно проживающих членов семьи (супругов, детей и родителей, других родственников и иных лиц, признаваемых в случаях, предусмотренных федеральными законами, членами семьи), и порядок определения стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина либо в собственности членов семьи установлен Законом Свердловской области от 22.07.2005 N 96-ОЗ "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области", которым также предусмотрен перечень необходимых для предоставления документов.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 25.11.2022 № 1136 утверждено Положение и состав комиссии по жилищным вопросам при администрации Нижнетуринского городского округа (далее – Комиссия по жилищным вопросам) в составе председателя, заместителя председателя, четырех членов комиссии и секретаря, в полномочия которой входит в том числе рассмотрение вопросов по признанию граждан малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа № 833 от 13.08.2019 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Нижнетуринского городского округа» (далее – Административный регламент) (л.д. 70-98).

Пунктом 9 вышеуказанного Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно: заявление о постановке на учет по установленной форме; документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие родственные и иные отношения на совместно проживающих членов семьи; справка с места жительства гражданина, подающего заявление, и составе его семьи; справка СОГУП «Центр недвижимости» отдела «Нижнетуринское БТИиРН» об отсутствии либо наличии собственности; документы, подтверждающие полномочия представителя; копия документа, подтверждающего основание пользования заявителем и членами его семьи жилым помещением для проживания, или копии правоустанавливающих или правоподтверждающих документов на жилые помещения, занимаемы на условиях социального найма или на праве собственности; копия технического паспорта жилого помещения; документы о непригодности жилья для проживания; медицинское заключение о наличии заболевания у заявителя. Для признания малоимущими граждане дополнительно представляют справки о доходах формы 2-НДФЛ за три года, предшествующих году подачи заявления о постановке на учет, копии налоговых деклараций, патентов (в установленных случаях); справку органа службы занятости при отсутствии трудоустройства за предшествующих три года, справку о размере стипендии, пенсии и иных доходов.

Документы, для которых установлена возможность получения в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, предоставляются по соответствующему запросу органа, предоставляющего муниципальную услугу.

В перечне оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги содержится предоставление не в полном объеме документов, предоставляемых заявителем самостоятельно (п. 12 Административного регламента).

Согласно п. 20 Административного регламента, процедура рассмотрения документов проводится в несколько этапов, на первом из которых проверяется соответствие представленного пакета документов установленному перечню; на втором этапе проверяется совершение заявителем и членами его семьи в течение пяти лет действий по ухудшению жилищных условий; на третьем этапе проверяется наличие оснований для признания граждан нуждающимися в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях; на четвертом этапе проверяется наличие оснований для признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма, осуществляются расчеты. Четвертый этап не проводится, если на предыдущих этапах выявлено наличие оснований для отказа в принятии граждан на учет либо имеются иные основания для принятия на учет определенных категорий граждан.

Если в ходе проверки представленных документов выявлено наличие оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, принимается решение об отказе в принятии граждан на учет путем издания постановления администрации Нижнетуринского городского округа об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. Соответствующее решение по итогам рассмотрения заявлений граждан принимается в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем подачи заявления. Копия постановления администрации Нижнетуринского городского округа направляется заявителю в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения.

Согласно положениям раздела 3 Положения о Комиссии по жилищным вопросам обсуждение вопросов осуществляется открыто, за исключением закрытых заседаний по вопросам, содержащим информацию ограниченного доступа. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. Заседание Комиссии является правомочным, если в нем принимали участие большое большинство от утвержденного состава комиссии. Решения принимаются путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании (л.д. 64-66).

Учетной нормой в силу ч. 4 ст. 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).

Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа № 263 от 12.03.2020 были внесены изменения в ранее принятое постановление главы администрации муниципального образования «Нижнетуринский район» от 25.10.2005 № 1386 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилой площади по договорам социального найма на территории муниципального образования Нижнетуринский район», которым установлена учетная норма жилой площади помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) – в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Часть 1 статьи 31 и часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющие круг лиц, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, направлены на соблюдение баланса интересов собственника (нанимателя) жилого помещения и членов его семьи; данные нормы, рассматриваемые в системной связи с иными законоположениями. Регламентирующими жилищные гарантии, призваны обеспечить предоставление этих гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям, закрепленным в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, 24.08.2022 Моряк Т.П. обратилась в администрацию Нижнетуринского городского округа с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма составом семьи один человек, указав, что является нуждающимся, малоимущим. Согласно расписке в принятии документов, принятых главным специалистом Комитета по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа ФИО7, к заявлению Моряк Т.П. были приложены копии паспорта заявителя, выписки из домовой книги, справки из БТИ, договора купли-продажи от 22.04.1991, справки органа службы занятости, уведомление УПФР, копия СНИЛС (л.д. 21).

15.07.2022 между ФИО17. и Моряк Т.П. заключен договор безвозмездного пользования и проживания с правом регистрации постоянного места жительства в доме, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 37-39).

Из пояснений истца, данных ею в судебном заседании, следует, что ФИО2 приходится истцу матерью.

Согласно копии домовой книги, информации отделения миграции ОП №31 МО МВД России «Качканарский», истец Моряк Т.П. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> <дата> (Л.д. 15-16, 31). Указанный жилой дом принадлежит ФИО2 на праве собственности с <дата> (л.д. 54).

Согласно справке МКУ «Благоустройство поселков» №594 от 13.03.2023г. по адресу: <адрес>, зарегистрированы наниматель ФИО2 с <дата> муж Кучин В.Д. с <дата>., внучка ФИО8 с <дата>., правнук ФИО9 с <дата>. (л.д. 63).

Согласно справке ОП № 31 МО МВД России «Качканарский» Моряк Т.П. с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца или о признании беженцем не обращалась, прибыла из республики Украина в июле 2019 года, зарегистрировалась по месту пребывания, получив разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, в декабре 2019 выехала в республику Украина. В июне 2021 года Моряк Т.П. вновь прибыла в Российскую Федерацию, в июне 2021 года получила вид на жительство и зарегистрировалась по месту жительства, в июле 2022 приняла гражданство Российской Федерации (л.д. 53).

В порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с п. 9 Административного регламента получено уведомление о регистрации заявителя в система индивидуального (персонифицированного) учета, выписка из ЕГРН о правах на жилое помещение по месту регистрации заявителя в <адрес>

22.09.2022 Моряк Т.П. было направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги на основании абз. второго п. 12 Административного регламента в связи с непредставлением в полном объеме документов, а именно в связи с отсутствием документов, подтверждающих получение доходов заявителя за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 и отсутствием возможности определения дохода на каждого члена семьи заявителя в целях признания ее малоимущей (л.д. 99-100). Соответствующее уведомление направлено Моряк Т.П. почтой и получено согласно почтовому уведомлению 24.09.2022.

Не согласившись с результатом рассмотрения ее заявления, Моряк Т.П. 03.10.2022 обратилась с письменным заявлением в адрес председателя Комитета по жилищным отношениям администрации Нижнетуринского городского округа Митяшовой О.А.

В ответе от 12.10.2022 на данное обращение Моряк Т.П. председателем Комитета по жилищным отношениям даны разъяснения относительно ее полномочий, которые также направлялись заявителю почтой 14.10.2022.

17.10.2022 в Комитет по жилищным отношениям поступило заявление Моряк Т.П. об ознакомлении с материалами дела по ее заявлению с приложением информации Межрайонной ИФНС России по Свердловской области №27 от <дата> @ об отсутствии сведений по форме 2-НДФЛ за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 в отношении заявителя Моряк Т.П.

По информации межведомственной постояннодействующей комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Нижнетуринского городского округа от 17.10.2022, жилое помещение по <адрес> не признано аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции, соответствующих обращений в отношении данного дома не поступало (л.д. 62).

17.10.2022 Комитетом по жилищным отношениям в СОГУП «Областной центр недвижимости» направлен запрос о зарегистрированных правах на жилой дом по <адрес>, согласно ответу на который право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за ФИО2 с <дата> (номер в реестре 1196) на основании договора от <дата>.

11.11.2022 в адрес Моряк Т.П. направлено уведомление о проведении 30.11.2022 в 10:00 час. заседания жилищной комиссии по рассмотрению вопроса о ее постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

30.11.2022 проведено заседание комиссии по жилищным вопросам при администрации Нижнетуринского городского округа с участием Моряк Т.П., дополнительно представившей справку об инвалидности ОМСЭК №1 <адрес> от 21.06.2010 об установлении третьей группы инвалидности бессрочно, копию справки клиентской службы (на правах отдела) в г. Нижней Туре ГУПФР от 18.10.2022 о назначении пенсии.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии при администрации Нижнетуринского городского округа от 30.11.2022 комиссией в составе председателя ФИО10, ее заместителя Митяшовой О.А., членов комиссии ФИО11, ФИО12, ФИО13 принято решение об отказе Моряк Т.П. в признании малоимущей в целях постановки на учет и предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в связи с недоказанностью нуждаемости и превышением учетной нормы обеспеченности жилыми помещениями по Нижнетуринскому городскому округу, и недоказанностью малоимущности по причине непредставления справок о доходах за предшествующие обращению три года.

По итогам рассмотрения решения комиссии по жилищным вопросам от 30.11.2022 администрацией Нижнетуринского городского округа принято постановление № 1155 от 01.12.2022 об отказе Моряк Т.П. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с непредставлением документов, подтверждающих соответствующее право, а именно: отсутствие нуждаемости в жилом помещении в связи с регистрацией по месту жительства в жилом доме по <адрес>, общей площадью 51,9 кв.м., собственником которого является мать заявителя ФИО2, и возникновением права пользования жилым помещением с превышением учетной нормы по Нижнетуринскому городскому округу.

В судебном заседании истец пояснила, что она не вселялась совместно с собственником ФИО2 в жилой дом по <адрес> в качестве члена ее семьи. ФИО2 проживала отдельно своей семьей - с мужем, внуком и правнуком.

Факт отдельного проживания собственника жилого дома ФИО2 от истца Моряк Т.П. подтвержден также справкой МКУ «Благоустройство поселков» (т. 1 л.д. 63).

Таким образом, совокупностью исследованных доказательств подтверждено, что Моряк Т.П. не вселялась в жилое помещение по <адрес> совместно с его собственником ФИО2, не является членом семьи ФИО2, не имеет возможности без согласия собственника пользоваться принадлежавшим ФИО2 на праве собственности жилым помещением и встать на регистрационный учет. В связи с чем у администрации Нижнетуринского городского округа отсутствовали правовые основания для отказа в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по указанным в оспариваемом решении основаниям, а также требуют проверки и оценки представленные истцом сведения в целях признания ее малоимущей.

Учитывая изложенное, требования моряк Т.П. о признании оспариваемых решения и постановления незаконными подлежат удовлетворению, а в качестве меры по восстановлению нарушенного права истца Моряк Т.П. на ответчиков следует возложить обязанность повторного рассмотрения заявления Моряк Т.П. от 24.08.2022.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Моряк ... - удовлетворить.

Признать незаконными и отменить постановление администрации Нижнетуринского городского округа от <дата> об отказе Моряк ... в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и решение жилищной комиссии при администрации Нижнетуринского городского округа от 30 ноября 2022 года об отказе Моряк ... в признании малоимущей в целях постановки на учет и предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Возложить на ответчиков обязанность по устранению нарушений прав Моряк ... путем повторного рассмотрения ее заявления от 24.08.2022 о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.

Судья: Башкова С.А.

2-205/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Моряк Татьяна Павловна
Ответчики
Администрация НТГО
Комитет по жилищным отношениям администрации НТГО
Комиссия по жилищным вопросам при администрации НТГО
Другие
Кучин Владимир Дмитриевич
Суд
Нижнетуринский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
nizhneturinsky.svd.sudrf.ru
16.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2024Дело оформлено
22.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее