Дело №
УИД: 05RS0№-19
Решение
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 года <адрес>
Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Шамхаловой А.К., при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ПАО «Россети Северный Кавказ» о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества,
установил:
ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилось в суд с заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество, принято на учет в качестве бесхозяйных линейных объектов, находящихся в <адрес> Республики Дагестан.
В обоснование заявленных требований указано, что ПАО «Россети Северный Кавказ» является сетевой организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности - передачу электрической энергии потребителям на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе Республики Дагестан.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-26, выданных по итогам пресс-конференции, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, в целях организации мероприятий по ликвидации бесхозяйных электросетевых объектов на территории Республики Дагестан, с республиканскими органами власти реализуются мероприятия по консолидации и оформлению бесхозяйного имущества на территории Республики Дагестан на базе крупнейшей сетевой организации, которой является ПАО «Россети Северный Кавказ», в судебном порядке.
По результатам проводимых мероприятий выявлены случаи отсутствия собственников электросетевого оборудования в лице физических лиц и (или) юридических лиц, в том числе случаи строительства энергообъектов без оформления правоустанавливающих документов.
В этой связи, ряд линейных объектов недвижимого электросетевого имущества, расположенного на территории Республики Дагестан (трансформаторные подстанции, линии электропередачи и пр.), имеющих непосредственное присоединение к объектам электросетевого хозяйства ПАО «Россети Северный Кавказ», обладают признаками бесхозяйной вещи.
На территории Республики Дагестан находятся линейные бесхозяйные электросетевые объекты, предназначенные для электроснабжения объектов, находящихся в <адрес> Республики Дагестан, а именно: комплекс сооружений, состоящий из:
- ВЛ 0,4 кВ Линия 1 от КТП 1-20/160 Фидер 1 ПС Хунзах 110/10, протяженностью 956 м;
- ВЛ 0,4 кВ Линия 2 от КТП 1-20/160 Фидер 1 ПС Хунзах 110/10, протяженностью 743 м;
-ВЛ 0,4 кВ Линия 3 от КТП 1-20/160 Фидер 1 ПС Хунзах 110/10, протяженностью 223 м., расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью линии 1 922 м, с кадастровым номером 05:36:000019:572.
ПАО «Россети Северный Кавказ» является сетевой организацией, имеет персонал, который неоднократно выезжает на объекты для обслуживания в силу рода деятельности данного общества и имеет соответствующее оборудование, необходимое для организации надлежащей работы вышеуказанных объектов, что, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что общество владеет указанными объектами как своими собственными.
На основании изложенного, заявитель просит суд признать право собственности за ПАО «Россети Северный Кавказ» на вышеуказанное недвижимое имущество, принятое на учет в качестве бесхозяйственных линейных объектов.
Заявитель ПАО «Россети Северный Кавказ», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Заинтересованные лица – Управление Росреестра по <адрес>, Администрация МР «<адрес>» и Министерство по земельным и имущественным и земельным отношениям Республики Дагестан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Согласно поступившему в суд письменному отзыву на заявление, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан не возражает против заявленных требований и просит принять по делу законное и обоснованное решение.
С учетом представленных в дело сведений о надлежащем извещении участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся участников процесса.
Изучив доводы заявления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу норм ч. 2, 3 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Положениями ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, при этом условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве.
В соответствии с п.1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую ГК РФ», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, п. п. 3, 4 ст. 225 Гражданского кодекса РФ дополнены положениями, предусматривающими возможность обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности, права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки его на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Кроме того, в силу п. 5 ст. 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в п. п. 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Согласно ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электрического хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
ПАО «Россети Северный Кавказ» является сетевой организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности - передачу электрической энергии потребителям на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе Республики Дагестан.
Таким образом, заявитель с учетом специфики деятельности, связанной с содержанием и эксплуатацией электросетевого имущества, в силу п. 5 ст. 225 ГК РФ является лицом имеющим право обращаться в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйные линейные объекты наряду с органами, указанными в п. п. 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. п. 5, 6 ч. 4 ст. 5.2 ГрК РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 52.1 ГрК РФ, п. 1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, к линейным объектам, в том числе относятся подстанции, трансформаторные пункты, распределительные устройства линии электропередачи и т.д. работа которых в совокупности обеспечивает передачу электроэнергии потребителям.
В силу положений пп. 1 и 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вышеуказанные линейные объекты по своим техническим характеристикам являются объектами недвижимого имущества.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно которому принятие на учет недвижимых бесхозяйных объектов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - Росреестр и его территориальные управления.
Согласно п. 9 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 30 Постановления Правительства РФ от 31 декабря. 2015 года № «Об утверждении правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости» для постановки бесхозяйного имущества на учет в органы Росреестра к заявлению прилагаются: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ.
Судом установлено, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи об отсутствии прав собственности и о принятии на учет как бесхозяйных линейных объектов указанных в заявлении объектов недвижимого имущества.
Судом также установлено, что указанные выше объекты недвижимого имущества не учтены в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества. Со дня постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи никто своих прав на данные объекты не заявил, спор о праве отсутствует.
Кроме того, судом установлено и не оспорено сторонами, что вышеуказанные объекты фактически присоединены к объектам ПАО «Россети Северный Кавказ», находятся в его владении и используются в целях оказания ПАО «Россети Северный Кавказ» услуг по передаче электрической энергии, посредством комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей ПАО «Россети Северный Кавказ».
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель владеет указанными объектами как своими собственными.
При разрешении дела суд также учитывает, что отсутствие собственников вышеперечисленных линейных объектов недвижимого имущества может привести к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а также не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, в связи с чем, находит обоснованным довод заявителя о том, что от рабочего состояния данных объектов зависит безопасность и бесперебойность электроснабжения потребителей <адрес> Республики Дагестан, в число которых входят и объекты социальной инфраструктуры, непринятие мер по обращению данного имущества в собственность ПАО «Россети Северный Кавказ» может привести к ухудшению его рабочего состояния, и, как следствие, поставит под угрозу надежность, бесперебойность и качество передаваемой электроэнергии, что является недопустимым.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд находит установленным факт, что указанные объекты недвижимого имущества не имеют собственника, приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества в установленном порядке, спор о праве отсутствует.
С учетом изложенного, заявитель ПАО «Россети Северный Кавказ», как организация, эксплуатирующая данные объекты, на основании закона имеет право па признание прав собственности на них, в связи с чем, суд полагает необходимым заявление ПАО «Россети Северный Кавказ» удовлетворить и признать за ним право собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» удовлетворить.
Признать право собственности Публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве бесхозяйных линейных объектов, а именно: комплекс сооружений, состоящий из: ВЛ 0,4 кВ Линия 1 от КТП 1-20/160 Фидер 1 ПС Хунзах 110/10, протяженностью 956 м; ВЛ 0,4 кВ Линия 2 от КТП 1-20/160 Фидер 1 ПС Хунзах 110/10, протяженностью 743 м; ВЛ 0,4 кВ Линия 3 от КТП 1-20/160 Фидер 1 ПС Хунзах 110/10, протяженностью 223 м., расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью линии 1 922 м, с кадастровым номером 05:36:000019:572.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для Управления Росреестра по <адрес> для регистрации права собственности Публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» на указанные объекты недвижимого имущества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Шамхалова А.К.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.