Дело № 2-4766/2023 УИД 53RS0022-01-2023-004296-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2023 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Пчелкиной Т.Л.,
при секретаре Гришуниной В.В.,
с участием ответчиков Соболева Ю.В., Соболевой Л.С., их представителей Волковой Е.Н., Зайцевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Новгородского муниципального района к Соболеву ФИО11, Соболевой ФИО20 ФИО12 об обязании освободить территорию общего пользования, примыкающую к земельному участку, путём переноса забора,
установил:
Администрация Новгородского муниципального района обратилась в суд с иском к Соболеву Ю.В., Соболевой Л.С. об обязании освободить территорию общего пользования, примыкающую к земельному участку, путём переноса забора.
В обосновании исковых требований указано, что Соболеву Ю.В. и Соболевой Л.С. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на территории <адрес>. Земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На основании поступившего в Администрацию Новгородского муниципального района обращения от 19 августа 2019 года №М10- 518-0 издано распоряжение от 17 сентября 2019 года № 2143-РЗ «О проведении внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства». Сотрудниками Администрации в лице уполномоченных на проведение проверки соблюдения земельного законодательства сотрудников комитета по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации 16 октября 2019 года установлено, что земельный участок полностью огорожен забором из профнастила. В ходе проведения измерений фактически установленных на местности границ земельного участка установлено, что ограждение земельного участка размещено со смещением и выходит за пределы, установленные межеванием. Согласно сведениям из ЕГРН стороны должны иметь длины линий от точки 2 - 80,89 метра, а от точки 2 до точки 3 -14,08 метра, от точки 3 до точки 4-67, 51 метров. Фактически в точках 1-2, ограждение установлено со смещением от границ, установленных межеванием по направлению на северо-запад на 7 метров и размещено на землях общего пользования. В точках 2-3 ограждение выходит за пределы, установленные межеванием, на 2 метра. В точках 3-4 длина линии составляет 69, 5 м. Таким образом, площадь превышения составляет 50 кв.м. Следовательно, собственники земельного участка с кадастровым номером № самовольно заняли часть земельного участка общего пользования, площадью 50 кв.м., правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на дополнительно используемую площадь у ответчиков отсутствуют, земельные платежи за использование дополнительной площади не вносятся. По результатам проверки составлено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации к акту проверки №102 от 16 октября 2019 года предложено в срок до 16 октября 2020 года путем оформления правоустанавливающих документов на дополнительно используемою площадь, либо путем освобождения самовольно занятой территории общего пользования, а также приведением границ земельного участка в соответствие со сведениями, внесенными в ЕГРН. По настоящее время предписание не исполнено.
В дальнейшем представитель истца исковые требования уточнила и просила суд обязать ответчиков в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить территорию общего пользования, примыкающую к земельному участку с кадастровым номером №, путем переноса забора в границы земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимого имущества.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Ответчики Соболев Ю.В., Соболева Л.С., их представители Волкова Е.Н., Зайцева О.М. в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на то, что занятый ими участок земель не относится к землям общего пользования, не используется ля проезда к соседним земельным участкам, кроме того, ответчиками на протяжении нескольких лет принимаются меры к перераспределению занятого ими участка земли.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с нормоположениями Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного кодекса.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, согласно которому, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании статьи 72 указанного кодекса под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений (абзац 3 пункт 3).
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и именно собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения в порядке статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Требовать устранения нарушений права в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Исходя из пункта 36 названного выше постановления, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
По смыслу указанных выше норм права и акта их разъяснения, юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами по настоящему делу являлись наличие у истца права на имеющееся в натуре имущество, а также незаконность владения этим имуществом или его частью конкретным лицом (лицами).
Судом из письменных материалов дела и объяснений сторон установлено, что Соболев Ю.В. и Соболева Л.В. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № площадью 924 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано 20 марта 2018 года. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, площадь участка уточненная.
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № осуществлен 29 января 2018 года на основании заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и межевых планов от 12 декабря 2017 года и 28 декабря 2017 года, подготовленных в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На дату рассмотрения дела сведения в Едином государственном реестре недвижимого имущества о координатах земельного участка с кадастровым номером № внесены, актуальны и не оспорены сторонами.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимого имущества границы земельного участка с кадастровым номером № установлены в следующих координатах:
Номер точки | Координаты | |
X | Y | |
1 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Средняя квадратичная погрешность определения координат характерных точек земельного участка составляет 0,1 м.
Судом также установлено, что Распоряжением Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области от 17 сентября 2019 года № 2143-рз поручено провести внеплановую выездную проверку соблюдения земельного законодательства в отношении Соболева Ю.В. по месту расположения объекта проверки: <адрес>, кадастровый номер №, с целью оценки информации, изложенной в поступившем в Администрацию Новгородского муниципального района обращении от 19 августа 2019 года.
16 октября 2019 года в соответствии с указанным распоряжением, специалистами Комитета по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района проведена внеплановая выездная проверка земельного участка с кадастровым номером №, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В ходе проведения проверки установлено, и подтверждается актом проверки от 16 октября 2019 года № 102, что земельный участок благоустроен, на земельном участке расположен жилой дом и баня. Земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования. Участок полностью огорожен забором из профнастила.
В ходе проведения измерений фактически установленных на местности границ земельного участка установлено, что ограждение размещено со смещением и выходом за пределы, установленные межеванием. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимого имущества стороны должны иметь длины линий от точки 1 до точки 2 – 80,89 м., от точки 2 до точки 3 – 14,08 м., от точки 3 до точки 4 -67,51 м. Фактически в точках 1-2 ограждение установлено с смещением от границ установленных межеванием по направлению северо-запад на 7 метров и размещено на землях общего пользования. В точках 2-3 ограждение выходит за пределы, установленные межеванием на 2 метра. В точках 3-4 длина линии составляет 69,5 м. Общая площадь превышения составляет 50 кв.м.
Таким образом, Соболев Ю.В. самовольно занял часть земельного участка общего пользования площадью 50 кв.м. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на дополнительно используемую площадь у Соболева Ю.В. отсутствуют, земельные платежи за использование дополнительной площади не вносятся.
16 октября 2019 года Администрацией Новгородского муниципального района вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, которым Соболеву Ю.В. предписано устранить указанные нарушения в срок до 16 октября 2020 года путем оформления правоустанавливающих документов на дополнительно используемую площадь, либо путем освобождения самовольно занятой территории общего пользования, а также приведением границ земельного участка в соответствии со сведениями, внесенными в Единый государственный реестр недвижимого имущества.
21 октября 2020 года на основании заявления Соболева Ю.В. срок устранения предписания продлен до 16 апреля 2021 года.
01 апреля 2021 года на основании заявления Соболева Ю.В. срок устранения предписания продлен до 30 сентября 2021 года.
Распоряжением Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области от 13 сентября 2021 года № 1793-рз поручено провести внеплановую выездную проверку соблюдения земельного законодательства в отношении Соболева Ю.В. по месту расположения объекта проверки: <адрес>, кадастровый номер №, с целью проверки исполнения предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
27 октября 2021 года в соответствии с указанным распоряжением, специалистами Комитета по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района проведена внеплановая выездная проверка земельного участка с кадастровым номером №, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В ходе проведения проверки установлено, и подтверждается актом проверки от 27 октября 2021 года № 108, что выявленные нарушения Соболевым Ю.В. не устранены, предписание от 16 октября 2019 года не исполнено
27 октября 2021 года Администрацией Новгородского муниципального района вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, которым Соболеву Ю.В. предписано устранить нарушения в срок до 29 апреля 2022 года путем оформления правоустанавливающих документов на дополнительно используемую площадь, либо путем освобождения самовольно занятой территории общего пользования, а также приведением границ земельного участка в соответствии со сведениями, внесенными в Единый государственный реестр недвижимого имущества.
Письмом Администрации Новгородского муниципального района от 20 апреля 2022 года № ИГ-2628 срок исполнения предписания от 27 октября 2021 года продлен на 90 календарных дней.
26 августа 2022 года Соболеву Ю.В. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 168, которым в срок до 01 декабря 2022 года предложено принять меры по соблюдению обязательных требований земельного законодательства путем освобождения земель общего пользования.
07 июня 2023 года в соответствии с заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 07 июня 2023 года № 15 Администрации Новгородского муниципального района, специалистами Комитета по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером №.
В ходе проведения обследования установлено, и подтверждается актом выездного обследования № 15 от 07 июня 2023 года, что выявленные нарушения земельного законодательства Соболевым Ю.В.не устранены.
На основании пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Действующее земельное законодательство предусматривает, что земельные участки могут принадлежать лицу на праве собственности либо могут быть предоставлены ему на праве аренды, на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования либо на праве ограниченного пользования (сервитут).
Как установлено пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно пункту 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Самовольное занятие земельного участка предполагает вступление в фактическое владение участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли. Собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратится в суд с требованием об освобождении самовольно занятого земельного участка и возврате земельного участка из чужого незаконного владения.
Как усматривалось выше, в рамках проведенного выездного обследования в отношении объекта контроля: земельного участка с кадастровым номером № площадью 924 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населённых пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, установлено, что ответчики самовольно заняли часть земель общего пользования.
В добровольном порядке предписание об устранении выявленных нарушений ответчиками исполнено не было. Земли общего пользования, не предоставленные и не оформленные в установленном законом порядке, до настоящего времени используются ответчиками.
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
То обстоятельство, что площадь используемого ответчиками земельного участка превышает площадь, поставленную на кадастровый учет, подтверждается также актом проверки Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 27 сентября 2019 года № 180, в котором в результате внеплановой выездной проверки установлено, что увеличение площади земельного участка, принадлежащего ответчикам произошло в результате самовольного занятия земель общего пользования.
По результатам указанной выездной проверки Соболевой Л.С. Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области вынесено предписание, которым предписано устранить допущенные нарушения земельного законодательства в срок до 29 ноября 2019 года.
В связи с неустранением в установленный срок выявленных нарушений, Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области 13 ноября 2019 года вынесены постановления о назначении административного наказания по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Соболевой Л.С. и Соболеву Ю.В.
Кроме того, обстоятельства самовольного занятия земель общего пользования ответчиками подтверждается заключением эксперта № 297/27 от 04 августа 2020 года, проведенного в рамках рассмотрения гражданского дела № 2-3230/2020 по исковому заявлению Администрации Новгородского муниципального района к Гусевой ФИО13 об обязании освободить проезд между земельными участками, в котором Соболевы выступали в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Так, из заключения № 297/27 ООО «Лаборатория независимой экспертизы и оценки «Гудвил» от 23 сентября 2020 года следует, что земельный участок с кадастровым номером № имеет наложение на территорию общего пользования, площадь наложения составляет 88 кв.м. Также, в приложении № 1 представлен план расположения фактических границ земельного участка, из которого следует, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером № не соответствует площади по сведениям ЕГРН, фактическая площадь на 124 кв.м. больше площади по сведениям ЕГРН. В приложении № 6 отображен план наложения участка на земли общего пользования на проезд от пунктов ОМЗ, из которого видно, что земельный участок Соболевых захватывает земли общего пользования.
Довод стороны ответчика о том, что фактически занятая ими часть земли не используется, при рассмотрении указанного спора значения не имеет, так как самовольное занятия части земель общего пользования установлена судом.
Ссылка на отказы Администрации Новгородского муниципального района в перераспределении спорной части земельного участка, также в данном случае не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Каких-либо землеотводных документов, договора, заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления, либо иных доказательств, подтверждающих возникновение у ответчиков права использования части спорного земельного участка в материалах дела не имеется и стороной ответчика суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сторона ответчика не оспаривала факт пользования землями общего пользования, расположенными радом с земельным участком с кадастровым номером №, у ответчиков отсутствуют права на занятый участок, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Администрации Новгородского муниципального района и обязать ответчиков освободить территорию общего пользования, примыкающую к земельному участку с кадастровым номером №, путем демонтажа возведенного ограждения, либо его переноса по указанным в Едином государственном реестре недвижимого имущества координатам.
Разрешая требования Администрации Новгородского муниципального района в части срока, в течение которого необходимо исполнить решение суда, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивать соблюдение баланса сторон и исполнительность судебного постановления.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, в том числе сезонные условия, объем строительных работ, суд находит разумным и справедливым, обеспечивающим возможность исполнения решения суда, установить срок для освобождения самовольно занятого земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Поскольку исковые требования Администрации Новгородского муниципального района удовлетворены, в соответствии с частью 1 статьи 98, статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков Соболевой Л.С. и Соболева Ю.В. в доход местного бюджета надлежит солидарно взыскать государственную пошлину, от уплаты которой истец при обращении в суд освобожден, в размере 6000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Администрации Новгородского муниципального района к Соболеву ФИО14, Соболевой ФИО15 об обязании освободить территорию общего пользования, примыкающую к земельному участку, путём переноса забора – удовлетворить частично.
Обязать Соболева ФИО16 (СНИЛС №), Соболеву ФИО17 (СНИЛС №) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить территорию общего пользования, примыкающую к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, путем демонтажа возведенного ограждения, либо его переноса по указанным в Едином государственном реестре недвижимого имущества координатам.
Взыскать солидарно с Соболева ФИО18 (СНИЛС №), Соболевой ФИО19 (СНИЛС №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий Т.Л. Пчелкина
Мотивированное решение составлено 09 января 2024 года.