Решение по делу № 2-625/2023 (2-5778/2022;) от 15.12.2022

57RS0023-01-2022-007376-61

Дело № 2-625/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2023 года      город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гребеньковой А.Е.,

помощнике судьи Конкиной Н.Н.,

с участием помощника прокурора Заводского района г.Орла Верижниковой Е.В.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Заводского района г.Орла в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским препаратом,

установил:

прокурор Заводского района г.Орла обратился в суд в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения <...> об обязании обеспечить медицинским препаратом.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, является инвалидом №*** группы, состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Поликлиника №3» в связи с постановкой диагноза: «<данные изъяты>», включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.

По рекомендации врача, истец нуждается в применении медицинских изделий <данные изъяты>, а также лекарственного препарата «<данные изъяты>», которыми в полном объеме не обеспечивается.

В связи с этим прокурор просит суд обязать ответчика обеспечить бесплатное предоставление ФИО1 медицинских изделий <данные изъяты>, а также лекарственного препарата «<данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г.Орла Верижникова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Остальные участники процесса, извещенные надлежащим образом, не явились.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 6.1, п. 1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. 11 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской федерации. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За нарушение требований ст. 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федерального закона № 323-ФЗ) обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.12.2004 N328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).

При этом, процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, является инвалидом №*** группы, состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Поликлиника №3» в связи с постановкой диагноза: «<данные изъяты>», включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.

По рекомендации врача, истец нуждается в применении медицинских изделий <данные изъяты>, а также лекарственного препарата «<данные изъяты>» (торговое наименование «<данные изъяты>»), которыми в полном объеме не обеспечивается.

Так, согласно представленного реестра, последний раз ФИО1 была обеспечена лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 22.11.2022 г., несмотря на ежемесячную потребность.

Указанные изделия медицинского назначения и лекарственный препарат являются жизненно необходимыми для истца, поскольку в случае, если они не будут получены, это крайне отрицательно скажется на состоянии ее здоровья, в том числе может привести к сокращению срока жизни пациента.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена среди прочего организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

На территории Орловской области полномочием по осуществлению разработки и реализации государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участия в санитарно-гигиеническом просвещении населения наделен Департамент здравоохранения Орловской области (пункт 5.4 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399).

В пункте 5.7 указанного Положения на Департамент здравоохранения Орловской области возложено в частности полномочие по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

С учетом изложенного суд считает возможным удовлетворить исковые требования и обязать ответчика обеспечить бесплатное предоставление ФИО2 изделий медицинского назначения тест-полосок в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препарата лечащим врачом.

Доводы ответчика об отсутствии достаточного финансирования не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.

Кроме того, суд полагает необходимым в порядке, установленном ст. 212 ГПК РФ, обратить решение к немедленному исполнению, так как вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Заводского района г.Орла в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским препаратом – удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ИНН 5753061308, ОГРН 1155749000604) бесплатно обеспечить ФИО1 (паспорт №*** №***) изделиями медицинского назначения тест-полосками, лекарственным препаратом «Вилдаглиптин» в соответствии с медицинскими показаниями постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лечащим врачом.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения – 27.01.2023.

Судья                                  Ю.С. Самойлова

2-625/2023 (2-5778/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Заводского района г. Орла
Черепненкова Екатерина Дмитриевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
Департамент финансов Орловской области
БУЗ ОО "Поликлиника №3"
ГУП ОО "Орелфармация"
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Самойлова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
15.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2023Судебное заседание
27.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее