66RS0№-80
Решение принято в окончательной форме 09.04.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06.04.2021 г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А. при секретаре Аллес С.А., с участием административного истца Серебренникова Л.С., представителя административного ответчика Фарнина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-503/2021 по административному иску Серебренникова Л.С. к Администрации Полевского городского округа о признании решения № от . . . незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Серебренников Л.С. обратился в суд с административным иском к Администрации Полевского городского округа о признании решения № от . . . об отказе в предоставлении государственной услуги предоставления субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг незаконным. Административный истец мотивирует требования тем, что . . . им через отдел ГБУ СО «МФЦ» в г. Полевском ответчику подано заявление о предоставлении субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. . . . он получил решение Администрации Полевского городского округа № от . . . об отказе в предоставлении государственной услуги по мотиву отсутствия документов, содержащих сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. С данным решением административный истец не согласен, просит признать его незаконным.
В судебном заседании административный истец Серебренников Л.С. требования и доводы административного искового заявления поддержал, суду пояснил, что им подано заявление на получение субсидии. К данному заявлению он приложил судебный приказ о взыскании с него алиментов, из которого видно, что фактически дети с ним не проживают. По его мнению, этого было достаточно для принятия положительного решения по заявлению. Кроме того, ответчик мог сделать запрос в порядке межведомственного взаимодействия.
Представитель административного ответчика Фарнин В.В. исковые требования не признал, пояснил, что на момент принятия решения справка о зарегистрированных с заявителем лицах представлена не была, она запрошена ответчиком . . ., ответ получен . . .. Согласно данному ответу с истцом зарегистрировано четыре человека. То есть истец предоставил недостоверные сведения, поэтому ему было отказано в предоставлении субсидии.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 2 этой же статьи право на субсидии имеют собственники жилых помещений.
Как указано в части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от . . . N 761 (далее – Правила №).
В силу пункта 2 Правил № субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно пункту 3 Правил № право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п. 4 Правил №).
Как указано в пункте 7 Правил № решения о предоставлении субсидий принимаются уполномоченными органами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
Законом Свердловской области от . . . N 135-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделены государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 7 части 1 стати 39 Устава Полевского городского округа полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к полномочиям Администрации Полевского городского округа.
В пункте 8 Правил № указан перечень сведений и документов, предоставляемых гражданами с заявлением на получение субсидии:
а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства;
б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
в) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия;
г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
д) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Данный перечень закрытый и в силу пункта 10 Правил № требовать от граждан документы и сведения, не предусмотренные пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, не допускается. Пункты 9, 27 и 48 Правил № рассматриваемые правоотношения не регулируют.
В силу подпункта «г» пункта 8(1) Правил № уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, в том числе сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
Как видно из предоставленных суду доказательств, . . . Серебренников Л.С. обратился в Администрацию Полевского городского округа с заявлением о предоставлении ему субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, приложив к нему копию паспорта со сведениями о месте его регистрации и имеющихся у него детях, свидетельство о расторжении брака, судебный приказ о взыскании с него алиментов на содержание детей, выписку из ЕГРН о правах на квартиру, где он зарегистрирован, справку о постановке его на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, справки о состоянии дохода по налогу на профессиональный доход, платежные документы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, реквизиты счета для перечисления субсидии.
Решением Администрации Полевского городского округа № от . . . Серебренникову Л.С. отказано в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия документов, содержащих сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 43 Правил № также предоставлено право обжалования действий (бездействия) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера.
Суд полагает, что оспариваемое решение принято незаконно, поскольку из содержания пункта 8 Правил № не следует обязанность заявителя предоставлять документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. При этом, как было указано ранее, перечень документов, указанный в пункте 8 Правил №, является закрытым и требовать предоставления иных документов ответчика права не имел.
Более того, в силу пункта 8(1) Правил № ответчик вправе был получить сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства на основании межведомственного запроса.
Кроме того, в силу пункта 13(2) Правил № предоставление не полного перечня документов является основанием для приостановления рассмотрения заявление о предоставлении субсидии, но не для отказа в предоставлении субсидии. И только в случае непредставления недостающих документов в срок до одного месяца, может быть принято решение об отказе в предоставлении субсидии.
В силу пункта 14 Правил № представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии, как указал представитель административного ответчика, однако, вопреки его доводам оспариваемое решение от . . . не было основано на факте предоставления Серебренниковым Л.С. недостоверных сведений, межведомственный запрос о лицах, зарегистрированных с заявителем, был сделан уже после принятия решения . . ., а ответ на него получен . . ., следовательно, решение об отказе в предоставлении субсидии . . . было принято без предусмотренных Правилами № оснований.
Учитывая изложенное, исковые требования заявлены Серебренниковым Л.С. обоснованно и подлежат удовлетворению.
В силу ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание, что решение административного ответчика признано незаконным, имеются основания для возложения на него обязанности устранить допущенное нарушение прав административного истца, путем повторного рассмотрения заявления и принятия по нему решения.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку иск удовлетворен, административному истцу административным ответчиком должны быть возмещены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Серебренникова Л.С. удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Полевского городского округа № от . . ..
Обязать ответчика устранить нарушение прав и интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления Серебренникова Л.С. от . . ..
Взыскать с Администрации Полевского городского округа в пользу Серебренникова Л.С. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий И.А. Двоеглазов