Дело № 2-1044/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Аргамаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кононовой <данные изъяты> к бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» о возложении обязанности включить в список лиц, из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Кононова О.В. в лице представителя по доверенности Макарюк С.С. обратилась в суд с исковыми требованиями о возложении обязанности на БУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» включить Кононову О.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности на министерство труда, социального развития и занятости населения предоставить Кононовой О.В. на территории МО «<адрес>» благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, мотивируя заявленные требования тем, что Конова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осталась без попечения родителей в связи с их смертью: мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец умер ДД.ММ.ГГГГ. Органами опеки и попечительства не принято своевременно мер для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилье из числа детей-сирот.
В судебном заседании истец не принимала участия при надлежащем извещении.
Представитель истца Макарюк С.С. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика минтруда Республики Алтай Косинова Ю.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения исковых требований ссылаясь на отсутствие оснований для предоставления жилья истцу, поскольку Кононова О.В. до достижения возраста 23 лет не заявляла в установленном порядке о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот.
Ответчик БУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» не направил представителя для участия в судебно заседании, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Возражений на исковые требования в суд не поступало.
Третьи лица минрегион Республики Алтай и минфин Республики Алтай не направили представителей для участия в судебном заседании.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в материалах дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего:
В суде установлено, что родителями Кононовой <данные изъяты>(до брака – <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: отец ФИО1 и мать ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
ФИО3 обучалась в ГОУ СПО РА «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 находилась на полном государственном обеспечении как сирота, что подтверждается справкой-подтверждеием и копиями приказов.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 получила диплом о высшем образовании по специальности <данные изъяты> ФГКО УВПО «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 заключила брак с ФИО4, в связи с чем ей присвоена фамилия Кононова, что подтверждается копией свидетельства.
Истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, в собственности жилья не имеет, что подтверждается сведениями о прописке и уведомлением из ЕГРН.
В ДД.ММ.ГГГГ Кононова В.В. получила ответ на обращение из БУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» относительно невозможности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в связи с достижением возраста 23 лет на момент обращения.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01.01.2013, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Таким образом, в приведенных изменениях норм права, вступивших в действие с 01.01.2013, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта постановки их на учет в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления, и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения. При этом вопрос о постановке на учет носит заявительный характер.
Доказательств того, что истец Кононова О.В. до достижения возраста 23 лет обращалась с заявлением о постановке ее на учет по обеспечению жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, либо состояла на таком учете, суду не представлено.
Истцом не представлено доказательств в подтверждение наличия объективных и уважительных причин, не позволивших ей своевременно обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением; каких-либо препятствий в осуществлении права истца на включение в список детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны государственных органов не установлено. Отсутствуют доказательства уважительности причин пропуска Кононовой О.В. установленного законом срока для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением.
Кроме того, суду не представлено достоверных и достаточных доказательств того, что Кононова О.В. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд отмечает, что правовой характер статуса лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Поскольку до достижения 23 лет истец не обращалась в уполномоченный орган с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была постановлена до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, оснований для включения ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, у суда не имеется.
Так как у истца в настоящее время отсутствует право на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требования истца о возложении обязанности предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, то отсутствуют предусмотренные ст. 98 ГПК РФ основания для возложения на ответчика возмещения судебных расходов, понесенных истцом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Кононовой <данные изъяты> к бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» о возложении обязанности включить в список лиц, из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято 12 августа 2019 года