Решение по делу № 33а-3686/2021 от 19.10.2021

Судья Прохорчук О.В.                    Дело № 92RS0003-01-2021-002911-45

(номер производства по делу                     Производство № 33а-3686/2021

в суде первой инстанции                                                         Категория 020

2а-2278/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2021 г.                            город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи – Орловой С.В.,

судей – Бояриновой Е.В., Исаева С.Н.,

при секретаре – Шмавоняне Д.С.,

с участием:

представителя административного истца – М.Г.,

представителя административного ответчика – Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мочалкиной И. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании незаконными и отмене распоряжений, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного истца – М.Г. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 11 августа 2021 г.,

заслушав доклад судьи Орловой С.В., судебная коллегия,

установила:

Представитель административного истца Мочалкиной И.В.М.Г., действуя от имени Мочалкиной И.В. и в ее интересах, обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее, в том числе – Департамент), заинтересованные лица – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании незаконными распоряжений административного ответчика № 18710-РДЗ от 27 декабря 2017 г. и № 5542-РДЗ от 4 мая 2018 г.; предоставлении административному истцу права обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении из ЕГРН сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>; возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Мочалкиной И.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, распложенного по адресу: <адрес>, площадью 500 кв.м.

В обоснование иска указано, что с 2007 года административный истец является членом ТСН «<данные изъяты>», ей в пользование был предоставлен земельный участок площадью 550 кв.м для строительства и обслуживания жилого дома. В 2015 году Мочалкина И.В. в порядке дооформления прав на земельный участок обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения указанного земельного участка площадью 500 кв.м, в удовлетворении которого ей было отказано, так как часть участка находится в зоне проектируемой дороги, рекомендовано повторно обратиться с аналогичным заявлением, указав меньшую площадь испрашиваемого земельного участка, что истцом и было сделано. Оспариваемыми распоряжениями административного ответчика утверждена схема расположения земельного участка и истцу в собственность передан земельный участок площадью 369 кв.м, право собственности на который административный истец зарегистрировала в установленном законом порядке. В 2019 году Мочалкина И.В. узнала, что несколько ее соседей по участку смогли оформить право собственности на свои земельные участки в границах фактического землепользования, которое предоставлялось им согласно решениям Севастопольского городского Совета на момент нахождения города Севастополя в составе Украины. Обратившись в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, 24 мая 2021 г. административный истец получила информацию о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в границах ТСН «<данные изъяты>», в границы улично-дорожной сети не входит, документация по планировке территории ТСН <данные изъяты> Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя не разрабатывалась и не утверждалась. Таким образом, никакой дороги, проходящей по земельному участку истца, не проектировалось. Считает, что изданием оспариваемых распоряжений ответчик нарушил права истца на получение земельного участка в собственность, при этом административный ответчик и заинтересованное лицо ввели истца в заблуждение, предоставив информацию о несуществующем проектировании дороги, что привело к уменьшению площади полагающегося ей по закону земельного участка на 131 кв.м.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 11 августа 2021 г. в удовлетворении административного иска Мочалкиной И.В. отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, принятии нового решения об удовлетворении ее административного иска. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции необоснованно вменено истцу в обязанность предоставление доказательств того, что испрашиваемый ею земельный участок площадью 500 кв.м на момент ее обращения в 2015 году не входил в границы красных линий проектируемой дороги. Кроме того, суд необоснованно сослался на Генеральный план города Севастополя, поскольку ответчиком не представлялась выкопировка из него, подтверждающая наличие ограничений. Также суд не принял во внимание, что хотя постановление Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 г. № 248-ПП принято после утверждения схемы испрашиваемого истцом земельного участка, указанным постановлением утвержден Проект планировки и проект межевания улично-дорожной сети и территорий общего пользования, которые были разработаны на основании нормативной документации с учетом Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114.

Письменных возражений на апелляционную жалобу от ответчика либо заинтересованных лиц не поступило.

Представитель административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил удовлетворить апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, решение Ленинского районного суда города Севастополя от 11 августа 2021 года отменить.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение районного суда законным и обоснованным.

Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мочалкина И.В. является членом ТСН «<данные изъяты> с 2007 года, что подтверждается справкой ТСН «<данные изъяты>» от 15 ноября 2020 г.

Решением Севастопольского городского Совета от 30 октября 2012 г. Мочалкиной И.В. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,05 га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18 ноября 2015 г. № 03-15/1961 Мочалкиной И.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по результатам рассмотрения предоставленных Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя материалов, из которых следует, что согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114 испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, а также частично в границах красных линий проектируемой дороги, в связи с чем Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя представленная схема не была согласована.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 27 декабря 2017 г. № 18710-РДЗ по результатам рассмотрения заявления Мочалкиной И.В. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 369 кв.м.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 4 мая 2018 г. № 5542-РДЗ Мочалкиной И.В. указанный земельный участок предоставлен в собственность бесплатно.

5 июля 2018 г. право собственности административного истца на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 369 кв.м зарегистрировано в ЕГРН.

В 2019 году, установив со слов соседей, что их земельные участки оформлены в границах фактического землепользования, право собственности на которые им предоставлялось согласно решениям Севастопольского городского Совета, и в ее случае земельный участок должен быть все-таки площадью 500 кв.м, а не 369 кв.м, она обратилась с заявлением в прокуратуру, а в последующем, 19 мая 2021 г., в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, откуда получила информацию о том, что в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 г. № 248-ПП «Об утверждении документации о планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории уличной-дорожной сети и территории общественного пользования» земельные участки ТСН «<данные изъяты>», расположенные по адресу: <адрес> в границы красных линий улично-дорожной сети не входят.

Ссылаясь на указанный ответ Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> считает, что поскольку никакой дороги, проходящей по указанному земельному участку, не проектировалось, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя при решении вопроса о передаче ей в собственность земельного участка ввели ее в заблуждение, что привело к уменьшению площади полагающегося ей по закону земельного участка.

Полагая, что распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, которыми утверждена схема расположения земельного участка и предоставлен в собственность земельный участок площадью меньшей, чем тот, в отношении которого принято решение Севастопольского городского Совета от 30 октября 2012 г. № 4355 о даче согласия Мочалкиной И.В. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, нарушается право истца на приобретение в собственность находящегося в пользовании земельного участка, представитель административного истца, действуя в ее интересах, обратился с указанным иском в суд.

Разрешая данное дело и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела в действиях административного ответчика при принятии оспариваемых распоряжений не установлено нарушений действующего законодательства, с учетом того, что суду не представлено доказательств, что земельный участок площадью 500 кв.м на момент обращения истца в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в 2015 году не входил в границы красных линий проектируемой дороги, и, соответственно, доказательств введения административного истца в заблуждение административным ответчиком. Также суду не представлено доказательств признания отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18 ноября 2015 г. № 03-15/1961 незаконным в установленном законом порядке. Кроме того, как указал суд первой инстанции в своем решении, постановление Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 г. №248-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», на которое ссылается представитель истца в обоснование своей позиции и согласно которому земельный участок № <адрес> в <адрес> не входит в границы красных линий улично-дорожной сети, было принято после утверждения схемы испрашиваемого истцом земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и, проверяя его решение на соответствие требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указывает следующее.

Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ), законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

На основании части 1 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС) завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.

Часть 2 статьи 12 Закона № 46-ЗС устанавливает, что предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.

Согласно положениям части 7 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей может быть подано не позднее 1 января 2023 г.

Частью 6 статьи 12 Закона № 46-ЗС установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статей является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.

Частью 5 статьи 12 Закона № 46-ЗС предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.

Пунктом 10 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 г. № 25-ПП (далее – постановление Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 г. № 25-ПП), установлено, что при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования земельных и имущественных отношений на территории города Севастополя», уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждения схемы.

Как следует из обстоятельств дела, административный истец реализовала свое право на приобретение в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права на находящийся в ее пользовании земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.

При этом земельный участок площадью 369 кв.м, предоставленный в собственность административному истцу, был сформирован с учетом соответствия испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка действующей в городе Севастополе градостроительной документации, то есть Генеральному плану города Севастополя.

Участок большей площадью, как следует из материалов дела, в том числе из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18 ноября 2015 г. № 03-15/2961, в котором имеется ссылка на письмо Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 30 октября 2015 г. № 5133, согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114, частично располагался в границах красных линий проектируемой дороги, в связи с чем, представленная ранее в 2015 г. на утверждение схема земельного участка с заявленной площадью 500 кв.м, ответчиком утверждена не была. Соответствующее решение административным истцом не обжаловалось.

Довод представителя административного истца о том, что согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 24 мая 2021 г., земельные участки ТСН <данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес>, в границы красных линий улично-дорожной сети не входят, в связи с чем ответчиком незаконно предоставлен в собственность истца земельный участок меньшей площадью, судебной коллегией оценивается как несостоятельный.

Так, учитывая, что участок по <адрес> в <адрес>, имеющий площадь 369 кв.м, действительно в настоящее время не входит в границы красных линий улично-дорожной сети и территорий общего пользования, установленные постановлением Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 г. № 248-ПП, информация, изложенная в ответе Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 24 мая 2021 г., на обращение представителя административного истца, не подтверждает его позицию относительно расположения по состоянию на 2015 г. земельного участка желаемой площадью 500 кв.м вне красных линий проектируемой дороги в соответствии с Генеральным планом города Севастополя.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований считать обжалуемые распоряжения ответчика незаконными и нарушающими права административного истца.

В силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого решения судебной коллегий по административным делам Севастопольского городского суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы не усматривается.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,

    определила:

    решение Ленинского районного суда города Севастополя от 11 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Мочалкиной И. В.М.Г. – без удовлетворения.

    Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-3686/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Мочалкина Ирина Викторовна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Викулов Максим Геннадьевич
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Орлова Светлана Васильевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
19.10.2021Передача дела судье
30.11.2021Судебное заседание
17.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2021Передано в экспедицию
30.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее