Категория 3.020
Дело № 2а-2152/2019
УИД:92RS0003-01-2019-002601-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2019 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Калинине С.А., с участием административного истца Кирьянова А.П., представителя административного истца Пивненко Н.В., представителя административного ответчика Савинова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по исковому заявлению Кирьянов А.П. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным и понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кирьянов А.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее Севреестр) об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> и обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности.
В обоснование требований указано, что решением Севреестра заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект по причине того, что заявителем не устранили причины приостановления государственной регистрации, а представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, поскольку распоряжение СГС от ДД.ММ.ГГГГ не является правоустанавливающим документом.
Административный истец Кирьянов А.П., представитель админ7истративного истца Пивненко Н.В. административный иск поддержали по изложенным в иске основаниям, в дополнение пояснили, что распоряжение Севастопольского городского совета или Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя (далее ДИЗО) о передаче в бесплатную собственность земельного участка они не получали, ДИЗО им было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, решение ДИЗО они не обжаловали.
Представитель административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Савинов А.С. возражал против удовлетворения иска, по основаниям изложенным в возражениях.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кирьянов А.П. обратился в Севреестр с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № о государственной регистрации права собственности земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> к.н. №
В качестве правоустанавливающего документа административным истцом представлено Решение ХIV сессии Севастопольского городского совета ХХIV созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О даче согласия на передачу в частную собственность гражданам земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек и разработку проектов отвода этих земельных участков».
При проведении правовой экспертизы документов государственным регистратором принято решение от 29.03.2019 о приостановлении государственной регистрации в соответствии с п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), поскольку представленное Решение не может быть рассмотрено в качестве правоустанавливающего документа, так как не свидетельствует о возникновении права собственности.
В последующем, с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № Кирьяновым А.П. представлена копия письма Департамента от 24.05.2019г. №№ об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка по указанному адресу на кадастровом плане территории, поскольку испрашиваемый земельный участок ранее образован, передан в частную собственность, и учтен в ЕГРН с кадастровым номером №
По результатам правовой экспертизы документов государственным регистратором принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации права собственности на основании статьи 27 Закона, в связи с не устранением выявленных препятствий для осуществления регистрационных действий.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12-1 этого же Федерального конституционного закона установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 2 статьи 2 Закона города Севастополя от 22.07.2014 № 46-ЗС предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона города Севастополя № 46-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно п.2 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2018 года №7156 «О статусе города-героя Севастополя» со дня вступления в силу настоящего решения на территории города Севастополя не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.
Согласно «Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права», утвержденному Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, являются в том числе, изданные в установленном порядке на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, однако, документы представленные истцами на право собственности на вышеуказанную квартиру выдано ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что заявителем в Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя не были представлены все необходимые в соответствии со ст.7 Закона 46-ЗС, подтверждающие наличие ранее возникших прав на недвижимое имущество.
Представленное на государственную регистрацию права Решение ХIV сессии Севастопольского городского совета ХХIV созыва от ДД.ММ.ГГГГ № не является документом подтверждающим наличие ранее возникшего права собственности на земельный участок.
Данный акт в соответствии с действовавшим на момент его издания законодательством Украины предоставлял гражданам возможность начать разработку проекта отвода земельного участка с последующей целью его приватизации, о чем и указано в п. 2 данного решения.
Порядок отвода земельного участка на момент издания Решения устанавливался Земельным кодексом Украины от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ)(далее - ЗКУ) и состоял из следующих этапов: подача заявления гражданином в Севастопольский городской совет (ч.ч. 1, 6 ст. 118 ЗКУ); выдача согласия на передачу земельного участка и предоставление разрешения на разработку проекта отвода земельного участка (ч. 7 ст. 118 ЗКУ); разработка проекта отвода по заказу граждан (ч. 8 ст. 118 ЗКУ); согласование проекта отвода с профильными органами местного самоуправления (ч. 9 ст. 118 ЗКУ); принятие решения о передаче земельного участка в собственность (ч. 10 ст. 118 ЗКУ).
Таким образом, выдача Решения ХIV сессии Севастопольского городского совета ХХIV созыва от ДД.ММ.ГГГГ № являлась лишь первым этапом процедуры предоставления гражданину земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, чтоадминистративным истцом Кирьяновым А.П. процедура приватизации земельного участка не завершена, то есть право на приватизацию земельного участка административным истцом не реализовано.
Порядок завершения оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, установлен статьей 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017 № 548-РДЗ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов бесплатно», установлен порядок предоставления Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент) государственной услуги по предоставлению в собственность земельных участков, а также порядок взаимодействия структурных подразделений Департамента, их должностных лиц, ГКУ МФЦ между собой и с заявителями.
Следовательно, регистрация права собственности Кирьянова А.П., на объект недвижимого имущества: земельный участок, КН/УН: №, расположенный по адресу: <адрес> при наличии вышеуказанных документов, представляется возможной на основании распоряжения Департамента о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов бесплатно, по результатам предоставления указанной государственной услуги.
Таким образом, Кирьяновым А.П. не реализовано право на завершение процедуры приватизации земельного участка, установленной ст. 12 Закона № 46-ЗС.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение государственного регистратора об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности административного истца на земельный участок площадью 776 кв.м. по адресу: <адрес> к.н. № полностью отвечает требованиям ст. 26, 27, 39 Закона № 218-ФЗ.
Нарушения прав и законных интересов административного истца не допущено, поскольку права собственности на земельный участок у Кирьянова А.П. не возникло.
Таким образом, оспариваемое решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, является законным и обоснованным, а исковые требования Кирьянова А.П. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Кирьянова А.П. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным и понуждении совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 2 сентября 2019 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова