№ 2-502/23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2023 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,
при секретаре Потёмкиной К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г.Улан-Удэ к МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №2 г.Улан-Удэ", МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ" об обязании оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, оснащения объекта системой охранной сигнализации,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, прокурор Советского района г. Улан-Удэ с учетом уточнений просит обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Улан-Удэ» в срок до 01.09.2023: оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснастить объект системой охранной сигнализации. Обязать МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить финансирование МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Улан-Удэ» для оснащения объекта системой охранной сигнализации.
Определением суда в качестве третьего лица привлечен Комитет по финансам Администрации г.Улан-Удэ.
В судебном заседании представитель истца Цыбикова Е.Н. поддержала исковые требования.
Представитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Улан-Удэ» Ляхов А.И., действующий на основании прав по должности, с исковыми требованиями согласился.
Представители Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Манханова Б.Б. и Комитета по финансам Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Батомункуева Д.Р. исковые требования не признали.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьями 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон № 273-ФЗ) предусмотрено создание образовательными организациями необходимых условий для охраны здоровья обучающихся, включающей в себя обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статье 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Во исполнение пункта 4 части 2 статьи 5 Закона № 35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).
Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Как следует из пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию зозможных последствий совершения террористических актов на объектах территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Судом установлено, что прокуратурой Советского района г.Улан-Удэ проведена проверка исполнения законодательства в деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Улан-Удэ» (далее - МАОУ «СОШ № 2»), расположенном по адресу: ....
Так, проверкой установлено, что объекту МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ... г. Улан-Удэ» по результатам обследования присвоена третья категория опасности.
Подпунктом «г» пункта 24, подпунктом «а» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности предусмотрены следующие мероприятия:
- оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
В нарушение указанных Требований объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащен системой охранной сигнализации.
В этой связи прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору образовательной организации внесено представление об устранении нарушений закона.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения.
Более того, в соответствии с законодательством о противодействии терроризму, о местном самоуправлении орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
В частности, положениями статьи 5.2 Закона № 35-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (пункт 3 часть 1 статьи 17).
Данные положения свидетельствуют о наличии у органов местного самоуправления городского округа обязанности принимать меры к выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), в том числе в сфере образовательной деятельности, также меры, направленные на обеспечение жизни и здоровья учащихся в образовательном учреждении.
Полномочия учредителя МАОУ «СОШ № 2» от имени муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» осуществляет МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» (далее - Комитет).
Из пункта 3.4 Положения о Комитете по образованию Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.03.2017 № 308-29, следует, что Комитет осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, в том числе для бюджетных учреждений.
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным (распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. Статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Согласно статье 4 вышеназванного закона государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Как следует из информации Комитета от 06.12.2022, нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в МАОУ «СОШ № 2» не устранены, финансирование мероприятий по оборудованию системой экстренного оповещения и охранной сигнализацией не осуществлено.
В ходе судебного разбирательства Комитетом перечислены денежные средства в качестве субсидии из бюджета г. Улан-Удэ на установку, монтаж (расширение) охранной, пожарной сигнализации, системы автоматического пожаротушения, системы вентиляции, отопления, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, шальных очистных сооружений, локально-вычислительной сети, системы видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, включая работы по модернизации указанных систем, за исключением их ежегодного технического обслуживания.
Принятые ответчиками меры не свидетельствуют об устранении нарушений Требований, в связи с чем не могут являться основанием для их освобождения от выполнения предусмотренных законом обязанностей.
Вопреки утверждению представителя Комитета, суд не вмешивается в финансовую деятельность органа местного самоуправления, не определяет ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а указывает на необходимость принятия мер к соблюдению требований антитеррористической защищенности школы. Поскольку несоблюдение требований антитеррористической защищенности нарушает права учащихся, персонала образовательного учреждения, находящихся в МАОУ «СОШ № 2», влияет на безопасность и может привести к гибели людей, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может, избранный способ защиты права является надлежащим.
На основании изложенного, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В силу ст.206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств МАОУ «СОШ № 2» – в срок до ДД.ММ.ГГГГ, Комитету - в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Советского района г.Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Улан-Удэ» (ИНН 0323092552) в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- оснастить объект системой охранной сигнализации.
Обязать МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» (ИНН 0323063752) в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить финансирование МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Улан-Удэ» для оснащения объекта системой охранной сигнализации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья п\п Т.В.Цыбикдоржиева