Дело № 2-629/2023
УИД 29RS0011-01-2023-000936-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года село Красноборск
Красноборский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Гарбуз С.В., при секретаре Смеловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Красноборский лесотехнический техникум» к министерству имущественных отношений Архангельской области, администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район», Ушакову Вячеславу Валентиновичу, Ушакову Александру Вячеславовичу, Посохову Александру Николаевичу, Посоховой Валентине Михайловне, Посохову Антону Александровичу о признании права собственности Архангельской области и права оперативного управления,
У С Т А Н О В И Л:
директор ГАПОУ АО «Красноборский лесотехнический техникум» (далее по тексту истец, Техникум) обратился в суд с иском с учетом уточнения требований к министерству имущественных отношений Архангельской области (далее 1-й ответчик, Министерство), администрации МО «Красноборский муниципальный район» (далее 2-ой ответчик, Администрация), Ушакову В.В., Ушакову А.В., Посохову А.Н., Посоховой В.М., Посохову А.А. о признании права собственности Архангельской области и права оперативного управления истца на <адрес> общей площадью 90,2 кв.м. и <адрес> общей площадью 92,3 кв.м., находящиеся в многоквартирном (двухквартирном) одноэтажном жилом доме, в деревянном исполнении, 1995 года постройки, общей площадью 182,5 кв.м., расположенном на земельном участке с кадастровым номером <адрес> по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указал, что на балансе Техникума с 1991 года числится объект незавершенного строительства: двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Строительство указанного объекта началось с 1991 году РСУ «Учпрофстроя». Дом строился по заказу Красноборского ПТУ-2, правопреемником которого является истец, в целях его последующего предоставления для проживания семьям сотрудников училища: семье Ушакова А.А. и семье Посохова А.Н.
Строительной организацией были выполнены работы по возведению фундамента, стен, кровли. В последующем строительство объекта было приостановлено в связи с ликвидацией РСУ «Учпрофстроя», достраивали данный объект самостоятельно сотрудники училища: Ушаков А.А. и Посохов А.Н., которые с 1995 года заселились со своими семьями в указанный двухквартирный дом и проживают в нем до настоящего периода времени.
Жилой дом не числится в реестрах федерального и областного имущества, не имеется его и в реестре муниципального имущества, кадастровый учет в отношении спорного строения не проведен.
Истец лишен возможности оформить право собственности либо право оперативного управления на спорный объект в административном порядке в связи с отсутствием проектно-разрешительной документации, подтверждающей правомерность возведения жилого дома, и невозможностью в связи с этим инициировать вопрос получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, буду извещенными надлежащим образом его времен и месте.
Представители ответчиков Министерства имущественных отношений и администрации муниципального района в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в представленных отзывах против удовлетворения заявленных требований не возражали.
Представитель Министерства имущественных отношений в письменном отзыве на иск, будучи лицом, реализующим полномочия собственника имущества учреждения – истца указал, что поскольку жилой двухквартирный дом, в котором расположены спорные жилые помещения согласно представленного отчета соответствует требованиям технических норм, пригоден для эксплуатации в качестве жилых помещений, расположен на предоставленном техникуму на праве бессрочного пользования земельном участке с разрешенным использованием для размещения двухквартирного жилого дома, то имеются освоения для удовлетворения требований истца о признании права собственности и права оперативного управления. Полагают, что право оперативного управления техникума на спорные квартиры возникло до передачи техникума в из федеральной собственности в собственность Архангельской области.
Представитель ответчика администрации МО «Красноборский муниципальный район» в отзыве указала, что жилой дом и квартиры, находящиеся в нем не являются собственности муниципального образования, данный дом расположен на земельном участке, представленном образовательному учреждению доля размещения этого дом на праве постоянного бессрочного пользования.
Представитель третьего лица министерства образования Архангельской области в отзыве указала, что данное министерство осуществляет полномочия учредители истца - образовательного учреждения от имени Архангельской области. Ранее данное образовательное учреждение именовалось ГОУ НПО «Профессиональное училище №2, которое было передано из федеральной собственности в ведение Архангельской области на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 1565-р. В процессе изменения подведомственности учреждения документов на спорные жилые объекты министерству не передавались, однако учитывая, что деятельность по управлению объектами жилого фонда для образовательного учреждения не является профильной, то министерством проводиться работу по снижению количества объектов незавершенного строительства за образовательными организациями и признание права учреждения и области на спорные квартиры будет способствовать передаче их уполномоченному органу - органу местно самоуправления.
Ответчики Посоховы А.Н., В.М., А.С. с иском были согласны.
Поскольку стороны извещены о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Защита гражданских прав, как следует из содержания ст. 12 Гражданского кодекса РФ, осуществляется, в том числе, путем признания права.
В силу ч. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Аналогичные положения о праве на имущество учреждения были закреплены и в ранее действующей на момент введения Гражданского кодекса РФ редакции в статье 120.
Статья 209 Гражданского кодекса РФ определяет, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии со ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу положений ст. 131 ГК РФ и норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» как право собственности, так и право оперативного управления подлежат регистрации в едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ, является государственной собственностью. Данное имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждения во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В п. 59 постановлении Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 отмечается, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицом, права которого в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда право на спорное имущество возникло до вступления в силу закона о регистрации и не регистрировалось либо возникло независимо от регистрации.
Согласно п.12 Приложения 2 к постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» средние специальные и профессиональные учебные заведения относятся к объектам федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Пункт 3 данного постановления устанавливает, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец, согласно п. 1.1 Устава ГАПОУ Архангельской области «Красноборский лесотехнический техникум», утвержденного распоряжением Министерства образования области № 592 от 15.04.2021 истец является правопреемником ПТУ № 2.
Из содержания п. 1.5 Устава следует, что истец является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, лицевыми счетами в органах Федерального казначейства. Имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления (п. 8.1 Устава). Учреждение владеет и пользуется этим имуществом в пределах, установленных федеральными законами, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Имущество учреждения является государственной собственностью Архангельской области. Полномочия собственника имущества учреждения от имени Архангельской области осуществляет министерство имущественных отношений Архангельской области (п. 8.6 Устава).
То есть, согласно п. 3 ст. 48 ГК РФ истец относится к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права.
В силу подпункта 5 п. 3.3 Устава на образовательное учреждение возложена обязанность осуществлять полномочия в сфере жилищных отношений в отношении жилых и нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении учреждения, в соответствии с жилищным законодательством.
С 1991 года на балансе ПТУ-2, а ныне его правопреемника – истца ГАПОУ Архангельской области «Красноборский лесотехнический техникум» состоит объект незавершенного строительства: двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Строительство указанного объекта началось в 1991 году РСУ «Учпрофстроем». Дом строился по заказу Красноборского ПТУ-2 в целях его последующего предоставления для проживания семьям сотрудников училища: семье Ушакова А.А. и семье Посохова А.Н.
Строительной организацией были выполнены работы по возведению фундамента, стен, кровли. В последующем строительство объекта было приостановлено в связи с ликвидацией РСУ «Учпрофстрой», достраивали данный объект самостоятельно сотрудники училища: Ушаков А.А. и Посохов А.Н., которые с 1995 года заселились со своими семьями в указанный двухквартирный дом и проживают в нем до настоящего периода времени.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Согласно технического плана, подготовленного __.__.______г. кадастровым инженером ФИО9 здание, в котором распложены спорные квартиры, представляет собой многоквартирный (двухквартирный) одноэтажный деревянный жилой дом, площадью 182,5 кв. м 1995 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровый учет в отношении жилого дома и квартир, расположенных в нем не проводился.
Данное здание согласно того же технического плана расположено на земельном участке с кадастровым номером: <адрес>, площадью 1 800 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, с.<адрес>, <адрес>. Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для строительства 2-х квартирного жилого дома.
Из выписки из ЕГРН в отношении данного земельного участка следует, что он находится в пользовании истца на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно постановления администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 656 от 18.08.2022.
Из вышеуказанного технического плана следует, что площадь <адрес> составляет 90,2 кв.м., площадь <адрес> - 92,3 кв.м. Дом не подключен к централизованной системе отопления, водоснабжения и водоотведения. В каждой квартире установлена индивидуальная система печного отопления, также осуществляется электроснабжение каждой квартиры.
Согласно технического отчета от __.__.______г., составленного ООО «Северпроект» спорный объект возведен с соблюдением требований градостроительного законодательства, он не представляет опасности для жизни и здоровья, как проживающих в нем лиц, так и иных физических и юридических лиц. Согласно выводам указанного отчета все обследованные конструкции жилого дома находятся в работоспособном состоянии, нарушения строительных норм и правил при его возведении не допущены, указанное здание пригодно для дальнейшей эксплуатации в качестве жилого дома.
Истец, обратившись в 2023 году с заявлением о регистрации права оперативного ведения на данный жилой дом, получил отказ регистратора в связи с тем, что проектная документация, свидетельствующая о правомерности строительства дома, разрешения на строительство дома, а также разрешения на ввод дома в эксплуатацию истцом не представлена.
Согласно сведениям МО «Красноборский муниципальный район», ГБУ «Государственный архив Архангельской области» и ГБУ АО «АрхОблКадастр» проектная документация по разрешению строительства спорного объекта, а также разрешения на ввод дома в эксплуатацию отсутствует.
Кроме этого двухквартирный жилой дом на данный момент не числится в реестре федерального и областного имущества, не имеется его и в реестре муниципального имущества.
Учитывая установленные фактические обстоятельства, применяемые нормы закона, отсутствие возражений ответчиков, суд приходит к выводу о том, что находящееся на балансе техникума здание двухквартирного дома, расположенное на принадлежащем техникуму земельном участке и квартиры в нем подлежали оформлению в государственную собственность Архангельской области в составе образовательного учреждения среднего профессионального образования – ПУ-2 и оформлению на него права оперативного ведения учреждения. Оба данные права должны были быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По распоряжению Министерства образования Архангельской области № 1956 от 02.11.2022 двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в План по снижению количества объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности и числящихся на балансе государственных учреждений, подведомственных Минобразования области. Из содержания сообщения Минимущества области от 25.05.2022 следует, что право собственности Архангельской области на указанный объект недвижимости не зарегистрировано, как и право на квартиры.
Согласно ч.3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
В соответствии с п.5 ч. 2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
В данном случае, при наличии технического плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО9 __.__.______г. на многоквартирный жилой дом, содержащий сведения о частях объекта - спорных квартирах истец вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением об одновременном кадастровом учете жилого дома, квартир и регистрации права собственности субъекта Российской Федерации и права оперативного ведения учреждения на спорные квартиры на основании данного решения.
Суд, на основании изложенного и учитывая установленные по делу обстоятельства, находит иск подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
исковое заявление государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Красноборский лесотехнический техникум» к министерству имущественных отношений Архангельской области, администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район», Ушакову Вячеславу Валентиновичу, Ушакову Александру Вячеславовичу, Посохову Александру Николаевичу, Посоховой Валентине Михайловне, Посохову Антону Александровичу о признании права собственности Архангельской области и права оперативного управления удовлетворить.
Признать право собственности Архангельской области и право оперативного управления государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Красноборский лесотехнический техникум» (ИНН 2914000409) на квартиру общей площадью 90,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, находящуюся в многоквартирном (двухквартирном) жилом доме 1995 года постройки по адресу: <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером: <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>.
Признать право собственности Архангельской области и право оперативного управления государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Красноборский лесотехнический техникум» (ИНН 2914000409) на квартиру общей площадью 92,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, находящуюся в многоквартирном (двухквартирном) жилом доме 1995 года постройки по адресу: <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером: <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>.
Право собственности на указанную недвижимость подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Настоящее решение суда является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 12 декабря.
Судья подпись С.В. Гарбуз
***
***