Решение по делу № 2-650/2017 (2-9576/2016;) от 24.11.2016

Дело

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

22 февраля 2017 года <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Ооржак А.М., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности предоставить на условиях договора специализированного найма жилое помещение площадью не ниже установленной законом нормы на территории <адрес>,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО11, представителя третьего лица ФИО12

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей <адрес> о возложении обязанности предоставить на условиях договора специализированного найма жилое помещение площадью не ниже установленной законом нормы на территории <адрес>.

В обоснование иска указано на то, что истец ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ году в г.<адрес>. Фамилия изменена на основании свидетельства о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ. Отца у истца не было, сведения об отце в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Его мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, указанное обстоятельство подтверждено повторным свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлению администрации г<адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью его матери, орган опеки и попечительства г. <адрес> просит Министерство общего и профессионального образования Республики Тыва об устройстве его с ДД.ММ.ГГГГ в Республиканскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> Республики Тыва. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ истец находился там. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в качестве нуждающегося во внеочередном порядке получения жилого помещения, поскольку является сиротой. После окончания учебы, истец неоднократно обращался о предоставлении жилого помещения в орган местного самоуправления <адрес>, однако его обращения безуспешны.

Просит на Агентство по делам семьи и детей <адрес> возложить обязанность предоставить истцу на условиях договора специализированного найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории <адрес>, общей площадью не менее 12,5 квадратных метров, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц привлечены Министерство земельных отношений Республики Тыва, Государственное казенное учреждение «Госстройзаказ», Министерство экономики Республики Тыва.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ третье лицо Министерства земельных отношений Республики Тыва заменено на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал по указанным основаниям, просил их удовлетворить. Так как жилья не имеет, дом, где проживала его мать, продал отчим, впоследствии он узнавал, спрашивал, ему сообщили, что дом перепродали несколько раз до вступления его в наследство, нотариус сказала, что имущества матери нет.

Представитель ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва ФИО11, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, пояснив, что письменного обращения не было, не доказано, матери истца было жилье, он имеет право на получение жилья по наследству, нарушаются права других детей, стоящих в очереди.

Представитель третьего лица по доверенности Государственного казенного учреждения «Госстройзаказ» ФИО12 иск не признал, просил отказать, так как в республике нехватка жилья, не строятся, финансирование затруднено.

Представители третьих лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерства экономики Республики Тыва на судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отношении не явившихся лиц.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.

Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 15-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С ДД.ММ.ГГГГ такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Каждый из перечисленных в этой норме юридических фактов имеет самостоятельное значение.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва N 918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 2268 ВХ-1).

Как следует из материалов дела, ФИО3 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, из свидетельства о рождении серии 1-ЛЖ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ в г. <адрес> матерью указана ФИО4, отцом – ФИО5-оолович, о чем составлена актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ в бюро ЗАГС <адрес>

Согласно свидетельству о перемене имени ФИО3 переменил фамилию ФИО16 на ФИО15, о чем составлена запись акта о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ Отделом Управления ЗАГС <адрес>

Из справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения об отце ребенка внесены со слов матери ФИО4.

Из свидетельства о смерти серии 1-ЛЖ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в г. <адрес>, о чем составлена актовая запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ в Органе Управления ЗАГС <адрес>

Постановлением Администрации г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было обращение в Министерство общего и профессионального образования РТ об устройстве несовершеннолетнего ФИО13 В п.2 данного постановления указано, что мать несовершеннолетнего собственного жилья не имела.

Согласно контрольной карточке ФИО3 поставлен на очередь на получение квартиры Постановлением Мэра г. от ДД.ММ.ГГГГ

Из справки ГБУЗ РТ Республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 окончил школу вДД.ММ.ГГГГ.

Согласно диплому о высшем образовании, выданному ФГБОУ НВПО «Национальный исследовательский <адрес> государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 окончил указанное учреждение по специальности «Управление персоналом», присуждена квалификация – менеджер.

Из справки ГУП «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по учетным данным за ФИО3 зарегистрированные права отсутствуют.

Согласно справке ГБУЗ РТ Республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрирован по адресу <адрес>.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отсутствуют сведения о зарегистрированных объектах недвижимого имущества на территории Республики Тыва у ФИО1

Объективная нуждаемость ФИО1 в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, не имеется. Также ответчиком не представлено каких-либо доказательств о наличии в собственности жилья у матери истца, о принятых мерах по сохранности имущества несовершеннолетнего (если имелось).

Таким образом, судом установлено, что ФИО3 относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания школы-интерната, высшего учебного заведения жильем не обеспечен, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей.

Определяя надлежащего ответчика по требованию об обязании предоставления жилого помещения, суд считает, что обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения подлежит возложению на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.

Следует учесть, что в настоящее время Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ «О внесении изменений в ст.8.3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.

Согласно данной статье, с учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.

На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.

Таким образом, требования истца ФИО1 о возложении обязанности предоставить на условиях договора специализированного найма жилое помещение площадью не ниже установленной законом нормы на территории <адрес>, подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2375 утверждена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа <адрес> по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Судом установлено, что ФИО3 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоял в очереди на получение жилого помещения.

Таким образом, суд полагает необходимым возложить на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на территории <адрес> Республики Тыва, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

При определении срока исполнения суд полагает, считать разумным сроком, семимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности предоставить на условиях договора специализированного найма жилое помещение площадью не ниже установленной законом нормы на территории <адрес>, удовлетворить.

Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить ФИО6 на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 квадратных метров, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам, требованиям в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения – 01 марта 2017 года (с учетом нерабочих дней с 23 по 27 февраля 2017 года).

Судья А.М. Ооржак

2-650/2017 (2-9576/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Монгуш А.И.
Ответчики
Агентство по делам семьи и детей РТ
Другие
Министерство экономики Республики Тыва
Министерство земельных отношений Республики Тыва
Государственное казенное учреждение «Госстройзаказ»
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на сайте суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
24.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2016Передача материалов судье
28.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2016Судебное заседание
25.01.2017Судебное заседание
22.02.2017Судебное заседание
01.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее