Дело № 2-3056/2019 11 октября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре Кузнецовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Вышегородцевой Н. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
Вышегородцева Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указала, что в июле 2019 года подала в пенсионный орган заявление о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Решением ответчика в этом ей было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих факт нахождения ее сына на иждивении. Ее сын В <Дата> года рождения, является получателем государственной пенсии по инвалидности в размере 5 389 рублей 56 копеек и доплаты ЕДВ в размере 2 162 рубля 67 копеек. Размер пенсии истца с 01 августа 2019 года составил 15 712 рублей 17 копеек, дополнительно она осуществляет трудовую деятельность и получает ежемесячный заработок в среднем 36 872 рубля 43 копейки. Соответственно, общий доход истца в месяц составляет 52 584 рубля 60 копеек, что намного больше пенсии иждивенца. Кроме того, ее сын нуждается в дорогостоящем слуховом аппарате с ограниченным сроком годности, который на свои доходы он приобрести не в состоянии. Истец и иждивенец проживают вместе, иждивенец обучается в средней школе. Просит обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01 августа 2019 года.
Истец Вышегородцева Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца Коробков М.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что В также производится региональная социальная доплата к пенсии Отделением социальной защиты населения по Октябрьскому территориальному округу г. Архангельска, однако доход иждивенца даже с учетом данной доплаты является незначительным.
Представитель ответчика Долгобородова А.А. с заявленными требованиями не согласилась, указав, что в июле 2019 года истец обратилась за перерасчетом фиксированной выплаты к пенсии по старости, в чем ей было отказано по причине отсутствия документального подтверждения факта нахождения сына на ее иждивении. Сын истца является получателем социальной пенсии по инвалидности, что является для него постоянным источником дохода, также ему производится социальная доплата к пенсии до достижения величины прожиточного минимума. Факт нахождения на иждивении истцом не доказан. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное (выплатное) дело истца, суд приходит к следующему.
Согласно материалам пенсионного дела истца, она является получателем страховой пенсии по старости с 14 июля 2019 года, пенсия ей назначена в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
22 июля 2019 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к пенсии по старости в соответствии с частью 3 статьи 17 вышеуказанного закона. Решением пенсионного органа от <Дата> <№> в этом ей было отказано по причине отсутствия документального подтверждения того факта, что материальная помощь истца для ее сына является постоянным и основным источником средств к существованию.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно статье 16 данного закона фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4982 рубля 90 копеек в месяц.
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (часть 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно частям 1, 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нетрудоспособными членами семьи признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (пункт 1HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=A538745E7C7AC98967A8772C135F3143A0A8EBE2786CDBE19EF4D63B1EEBA265D889740908C37C0FV0bDK" части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В судебном заседании установлено, что истец является матерью В, <Дата> года рождения, и проживает совместно с ним по адресу: ....
В является инвалидом третьей группы, инвалидность с детства, не работает, является учащимся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования <***> С 10 июля 2003 года ему установлена государственная пенсия по инвалидности, ежемесячная денежная выплата – с 01 января 2005 года. За август 2019 года размер пенсии составил – 5 389 рублей 56 копеек, ежемесячная денежная выплата – 2 162 рубля 67 копеек. В соответствии со справкой Отделения социальной защиты населения по Октябрьскому территориальному округу г.Архангельска ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» от <Дата> <№> за август 2019 года ему производилась региональная социальная доплата к пенсии в размере 1 018 рублей 76 копеек, за сентябрь 2019 года – 987 рублей 10 копеек.
Также из материалов дела следует, что В не работает.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что у В отсутствует доход, достаточный, чтобы содержать себя самостоятельно.
Истец, согласно материалам дела, состоит в должности государственной гражданской службы старшего специалиста 2 разряда отдела учета, управления и приватизации федерального имущества, ее заработная плата в 2019 году после удержания налога в среднем составляла 33 688 рублей 80 копеек в месяц. Кроме того, как указано выше, истец является получателем пенсии по старости с 14 июля 2019 года, размер которой на август 2019 года составил 15 712 рублей 17 копеек. Следовательно, истец имеет достаточный доход, позволяющий содержать сына. Информация о размере заработной платы истца у пенсионного органа на момент вынесения решения об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии имелась, поскольку соответствующие сведения передавались работодателем на выписку индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Из пояснений представителя истца и материалов дела следует, что истец постоянно оказывала и оказывает материальную помощь В которая для последнего является основным источником дохода. Кроме того, истцом приобретаются дорогостоящие средства реабилитации. В материалы дела представлены товарные чеки от <Дата> <№> на приобретение слухового аппарата в ООО «Радуга звуков» на сумму 285 000 рублей, от <Дата> <№> на приобретение индивидуальных ушных вкладышей в ООО «Радуга звуков» на сумму 3 000 рублей.
Учитывая вышеизложенное, пояснения представителя истца, суд приходит к выводу о том, что сын истца находится на ее (истца) иждивении.
Таким образом, в силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» истец имеет право на установление повышенной фиксированной выплаты к пенсии по старости.
В силу статьи 23 вышеуказанного закона перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты 22 июля 2019 года.
Таким образом, фиксированная выплата к пенсии по старости истца подлежит перерасчету с 01 августа 2019 года.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что истцом при обращении за перерасчетом фиксированной выплаты не предоставлены документы, подтверждающие факт нахождения ее сына на иждивении, судом признаются несостоятельными, поскольку при обращении за перерасчетом истцом были предоставлены все необходимые документы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Вышегородцевой Н. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Вышегородцевой Н. А. в связи с наличием у нее на иждивении нетрудоспособного члена семьи, начиная с 01 августа 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина