Дело №88-11583/2020
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
РіРѕСЂРѕРґ РњРѕСЃРєРІР° 23 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР°
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карцевской О.А.,
судей Кислиденко Е.А. и Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио2 к фио3, фио1 о признании договора незаключенным, истребовании имущества,
по кассационной жалобе Яковлева А.Е. на решение Хамовнического районного суда г.Москвы от 7 сентября 2018года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 августа 2020 года,
заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Карцевской О.А.,
объяснения ответчика фио3, его представителя по доверенности фио6, возражавших против доводов кассационной жалобы, представителя фио2 по доверенности фио7
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
фио2 обратился в суд с указанным иском о признании незаключенным договора дарения 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ между фио8 и фио3; истребовании указанного имущества из чужого незаконного владения фио1 и передаче права собственности на имущество фио2, ссылаясь на следующие обстоятельства.
фио2 является наследником фио8, умершей ДД.РњРњ.ГГГГ РќР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° дарения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ право собственности РЅР° принадлежащую фио8 1/3 долю РІ праве собственности РЅР° квартиру РїРѕ адресу: <адрес>, перешло Рє брату истца - фио3 Перед смертью фио8 тяжело болела, страдала онкологическим заболеванием, РЅРµ могла осуществлять СѓС…РѕРґ Р·Р° СЃРѕР±РѕР№, последние полгода РЅРµ могла самостоятельно подписывать документы. Р—Р° ней круглосуточно осуществляла СѓС…РѕРґ сиделка фио9, СЃРѕ слов которой, истцу известно, что фио8 ДД.РњРњ.ГГГГ находилась РґРѕРјР°, СЃ кровати РЅРµ вставала, находилась РІ забытье, плохо себя чувствовала. Никаких документов РѕРЅР° РЅРё РІ этот день, РЅРё РІ какой-либо РґСЂСѓРіРѕР№ РЅРµ подписывала, намерений совершить подобные действия РЅРµ высказывала. Рстец полагает, что фио8 РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅРµ подписывала.
В этой связи истец первоначально просил суд признать незаключенным договор дарения 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ между фио8 и фио3; признать недействительной государственную регистрацию права собственности фио3 на указанное имущество; признать за истцом право собственности на 1/3 долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
Заявленные исковые требования фио2 уточнил, просил суд признать незаключенным договор дарения 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ между фио8 и фио3; истребовать указанное имущество из чужого незаконного владения фио1 и передать право собственности на имущество фио2
Решением Хамовнического районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска фио3 отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Рзучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы, проверив РїРѕ правилам СЃС‚. 3796 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пределах РґРѕРІРѕРґРѕРІ, содержащихся РІ кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой Рё апелляционной инстанций, кассационный СЃСѓРґ общей юрисдикции РЅРµ находит предусмотренных СЃС‚. 3797 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· смысла названной статьи кассационный РїРѕСЂСЏРґРѕРє пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений, допущенных нижестоящими судами, что согласуется СЃ правовой позицией Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, выраженной РІ Постановлении РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ N 2-Рџ, согласно которой основаниями для отмены или изменения вступивших РІ законную силу судебных постановлений нижестоящих СЃСѓРґРѕРІ РјРѕРіСѓС‚ выступать лишь такие ошибки РІ толковании Рё применении закона, повлиявшие РЅР° РёСЃС…РѕРґ дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление Рё защита нарушенных прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ, Р° также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом первой и апелляционной инстанций таких существенных нарушений норм права при разрешении настоящего спора не допущено.
Как установлено и следует из материалов дела, фио8 являлась собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между фио8 и фио3 заключен договор дарения 1/3 доли в праве собственности на квартиру по вышеуказанному адресу.
Договор подписан лично дарителем и одаряемым.
В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ фио8 выдала на имя фио10 доверенность с полномочиями по вопросу государственной регистрации перехода права собственности на указанную долю в праве собственности на квартиру к фио3 Государственная регистрация перехода права произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Даритель фио8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
фио2 и фио3 являются сыновьями фио8
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ фио2 является наследником всего имущества фио8 по закону, в том числе ? доли наследственного имущества в связи с отказом от наследства в его пользу фио3
ДД.ММ.ГГГГ фио3 и фио11, как законный представитель своего несовершеннолетнего сына фио1, 2014 года рождения, заключили договор дарения доли в праве собственности на квартиру, по которому даритель подарил одаряемому принадлежащую дарителю 1/3 долю в праве собственности на квартиру.
Суды, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований фио2, основывались на заключении судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, указали на доказанность факта подписания оспариваемого договора дарения фио8
Согласно заключению судебной экспертизы РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рџ1, выполненной РћРћРћ «КРРўР РћВ», РїРѕРґРїРёСЃСЊ Рё краткая буквенная запись РІ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ дарения выполнены фио8
Оценивая заключение эксперта РћРћРћ «КРРўР РћВ» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ совокупности СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё доказательствами РїРѕ делу РїРѕ правилам Рї.3 СЃС‚. 86 ГПК Р Р¤, СЃСѓРґ правомерно признал выводы эксперта обоснованными, поскольку данное заключение содержит аргументированные выводы, которые согласуются СЃ письменными материалами дела, являются объективными Рё наиболее полными.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, поскольку по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, выводы подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, представленных сторонами в материалы дела.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что судами положены в основу судебных актов недостоверные заключения экспертов, которые составлены с существенными нарушениями методики проведения, некомпетентными специалистами, подлежат отклонению, поскольку выражают несогласие с обстоятельствами, подтверждающими данными доказательствами.
Согласно п.3 ст.86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ, то есть наряду с иными имеющимися в деле доказательствами.
Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имелось, поскольку заключение судебной экспертизы в полном объеме отвечает требованиям ст. ст. 55, 59-60 ГПК РФ, содержит подробное описание предмета исследования и изучения материалов дела, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, исследование проведено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, выводы обоснованы, последовательны, не противоречивы, основаны на нормативных актах и методиках проведения почерковедческой экспертизы.
Остальные доводы жалобы являлись предметом исследования суда кассационной инстанции и отклонены, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства, фактических обстоятельств и не влекут возникновение оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы в целом не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанции, поскольку сводятся к несогласию с оценочными выводами судов, по существу относятся к оценке доказательств и установлению обстоятельств дела.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст.ст. 3796, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Хамовнического районного суда г.Москвы от 7 сентября 2018года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Яковлева А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё