Решение по делу № 2-67/2022 (2-735/2021;) от 14.09.2021

УИД 91RS0023-01-2021-001408-27

Дело № 2-67/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2022 года.

09 июня 2022 года                                                         пгт. Черноморское

Черноморский районный суд Республики Крым

в составе: председательствующего судьи -         Кутепова Т.В.

при секретаре -                             Олевской А.Н.

с участием представителя прокуратуры -             Лотошникова Н.Х.

представителя третьего лица -                Шостак Н.В.

представителя третьего лица -                 Конюшенко Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица: ООО «Крымская водная компания», администрация <адрес> Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Совет министров Республики Крым, ГУП РК «Крымэнерго» о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определенные действия.

Исковые требования мотивированы тем, прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, а также концессионных соглашений при управлении (эксплуатации) объектов системы водоснабжения, отведения и очистки сточных вод и обслуживающей техники, на основании концессионных договоров. По результатам проверки установлено, что в настоящее время на основании концессионного договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Сакская водная компания» и Окуневским сельским советом, ООО «Крымская Водная Компания» осуществляет управление (эксплуатацию) целостным имущественным комплексом системы водоснабжения и обслуживающей техники Окуневского сельского поселения. Данное управление осуществляется на основании Дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которыми внесены изменения в вышеуказанный концессионный договор от ДД.ММ.ГГГГ: «Концедентом» указана администрация Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым, «Концессионером» - ООО «Крымская водная компания». Поскольку в настоящее время ООО «Сакская водная компания» на территории РФ не зарегистрирована, а ООО «Крымская водная компания» не является ее правопреемником, полагает условия дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ такими, которые противоречат положениям ч. 1 ст. 450 ГК РФ. Кроме того, проведенной проверкой установлено, что право муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, являющиеся предметом концессионного договора от ДД.ММ.ГГГГ, не зарегистрировано, что приводит к невозможности проведения конкурса и дальнейшего заключения собственником коммунальной инфраструктуры концессионного соглашения с победителем конкурса. В связи с выявленными нарушениями, в адрес администрации Окуневского сельского поселения Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого действенных мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на все объекты недвижимого имущества не принято, в связи с чем проведение конкурса и дальнейшее заключение концессионного соглашения с победителем не представляется возможным.

С учетом уточненных исковых требований, истец просит суд обязать администрацию Окуневского сельского поселения Республики Крым в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести регистрацию права муниципальный собственности на объекты недвижимого имущества, относящиеся к целостному имущественному комплексу системы водоснабжения Окуневского сельского совета, согласно концессионного договора от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: водонапорную башню <адрес>, водонапорную башню <адрес>, водонапорную башню <адрес>, а также артезианские скважины №, 5223, 5220, 5278, линию водопровода инв. ; обязать администрацию Окуневского сельского поселения Республики Крым после регистрации права муниципальный собственности на объекты недвижимого имущества, относящиеся к целостному имущественному комплексу системы водоснабжения Окуневского сельского совета, провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов; обязать администрацию Окуневского сельского поселения Республики Крым заключить концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, относящихся к целостному имущественному комплексу системы водоснабжения Окуневского сельского совета, после проведения вышеуказанного открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении последних.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО «Крымская водная компания», администрация <адрес> Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Совет министров Республики Крым, ГУП РК «Крымэнерго».

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора прокуратуры <адрес> ФИО4 поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица – ООО «Крымская Водная Компания» - ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований в части проведения конкурса на право заключения договоров владения и (или) пользования Объектами водоснабжения, поскольку такие требования являются преждевременными. Также полагает, что ООО «Крымская Водная Компания» является правопреемником ООО «Сакская водная компания» по всем обязательствам и правам, в связи с функциональным правопреемством.

В судебном заседании представитель третьего лица – ГУП РК «Крымэнерго» - ФИО3 просила принять решение по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Представители ответчика администрации Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьих лиц администрации <адрес> Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Совета министров Республики Крым в судебное заседание не явились, о дне и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, письменные возражения не подавали.

С учетом изложенного суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителей истца, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закон № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу ч. 1 ст. 51 Закон № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Сакская водная компания» и Окуневским сельским советом заключен концессионный договор, согласно которому концессиедатель – Окуневский сельский совет АР Крым передает на 10 лет концессионеру – ООО «Сакская водная компания» право управления (эксплуатацию) объекта концессии – целостного имущественного комплекса - системы водоснабжения Окуневской сельской громады с целью удовлетворения общественных потребностей в сфере водоснабжения при условии оплаты концессионных платежей и исполнения других условий данного договора (л.д.7-12).

Согласно п. 2 указанного договора, объектом концессии является линия водоснабжения в соответствии с актом приема-передачи, который является неотъемлемой частью договора (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ оформлены Акты приема-передачи объекта концессии – целостного имущественного комплекса - системы водоснабжения (л.д.13-19).

Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанный концессионный договор от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, в частности указано, что слова «ООО «Сакская водная компания»» заменены словами «ООО «Крымская водная компания»», слова «Окуневский сельский совет» заменены словами «Администрация Окуневского сельского поселения» (л.д.21-22).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, в частности пункт 33 раздела «Срок действия договора» изложен в новой редакции «концессионный договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ» (л.д.23-28).

Проверкой прокуратуры <адрес> Республики Крым установлено, что в настоящее время управление (эксплуатацию) целостным имущественным комплексом системы водоснабжения Окуневского сельского поселения, с целью удовлетворения общественных потребностей в сфере водоснабжения, осуществляет ООО «Крымская Водная Компания» на основании концессионного договора от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральным законом «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или настоящим пунктом.

Из сведений в Едином государственном реестре юридических лиц ООО «Сакская водная компания» на территории Российской Федерации не зарегистрирована, поскольку согласно положениям ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, не выполнило обязанности по приведению своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, вследствие чего с ДД.ММ.ГГГГ утратило право на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, а ООО «Крымская Водная Компания» является с ДД.ММ.ГГГГ вновь созданным юридическим лицом.

Согласно ч.1-3 ст. 41.1 Закон № 416-ФЗ, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствие п. 11 ч. 1 ст. 4 № 115-ФЗ, объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Как усматривается из материалов гражданского дела, имущественный комплекс – система водоснабжения Окуневского сельского поселения введен в эксплуатацию более 5 лет назад.

Из указанного следует, что коммунальные услуги жителям домов на территории Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым предоставляются объектами водоснабжения, которые введены в эксплуатацию более пяти лет назад.

С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов превышает пять лет, передача данных объектов в силу вышеприведённых норм закона должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионных соглашений.

Согласно положениям Закона - № 115-ФЗ для передачи объектов коммунальной инфраструктуры по концессионному соглашению концеденту необходимо осуществить ряд последовательных мероприятий, в связи с чем, потребуется время для регистрации права собственности на данные объекты, их технического обследования, изготовления конкурсной документации, объявления конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Как усматривается из материалов дела, при заключении концессионного договора от ДД.ММ.ГГГГ, по актам приема-передачи в том числе переданы: водонапорная башня <адрес>, водонапорная башня <адрес>, водонапорная башня <адрес>, артезианские скважины №, 5223, 5220, 5278, линия водопровода инв. (т. 1 л.д.13-19).

Вместе с тем, право собственности на данные объекты водоснабжения Администрацией Окуневского сельского поселения <адрес> не зарегистрировано.

На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования в части возложения обязанности на администрацию Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым произвести регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, ранее входящими в состав системы водоснабжения Окуневской сельской громады, согласно концессионного договора от ДД.ММ.ГГГГ, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» разъяснено, что исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чём отказано.

С учетом необходимости проведения ответчиком определенного объема работы для регистрации права собственности на данные объекты, суд полагает возможным установить ответчику срок в 1 год со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, отвечает критерию разумности и будет достаточным для проведения ответчиком необходимых работ.

Поскольку установлены препятствия для совершения действий по проведению конкурса на право заключения договоров владения и (или) пользования объектами водоснабжения, после устранения которых ответчик сможет совершить действий по организации и проведению конкурса на право заключения договоров владения и (или) пользования объектами водоснабжения, требования в части проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов; возложении обязанности заключить концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, подлежат отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица: ООО «Крымская водная компания», администрация <адрес> Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Совет министров Республики Крым, ГУП РК «Крымэнерго» о понуждении совершить определенные действия, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу произвести регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, ранее входящие в состав имущественного комплекса системы водоснабжения Окуневского сельского совета, а именно водонапорную башню <адрес>, водонапорную башню <адрес>, водонапорную башню <адрес>, а также артезианские скважины №, 5223, 5220, 5278, линию водопровода инв. , согласно концессионного договора от ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                   Т.В. Кутепов

2-67/2022 (2-735/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Черноморского района
Ответчики
Администрация Окуневского сельского поселения Черноморского района РК
Другие
Совет Министров Республики Крым
ООО "Крымская водная компания"
Администрация Черноморского района Республики Крым
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Министерство экологии и природных Ресурсов Республики Крым
ГУП РК "Крымэнерго"
Суд
Черноморский районный суд Республики Крым
Судья
Кутепов Тимур Владимирович
Дело на странице суда
chernomorskiy.krm.sudrf.ru
14.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2021Передача материалов судье
16.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2021Подготовка дела (собеседование)
08.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.12.2021Предварительное судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
25.02.2022Судебное заседание
22.03.2022Судебное заседание
26.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее