Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации 20 октября 2014 года Куйбышевский районный суд г. Самара в составе:председательствующего Кузиной Н.Н.
при секретаре Филатовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2077/14 по заявлению Полубоярова Е.В. об оспаривании действий Администрации муниципального района Волжский Самарской области МКУ «Управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области»,
УСТАНОВИЛ:
Полубояров Е.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации муниципального района Волжский Самарской области МКУ «Управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области», указав, что 02.08.2014 г. в газете «Волжская новь» № 59 на странице 8 было опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 250,00 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов, под строительство объекта розничной торговли, магазина. 04.08.2014 г. им в адрес Администрации муниципального района Волжский Самарской области подано заявление о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. 08.09.2014 г. в его адрес от заинтересованного лица поступило извещение № 2742 от 13.08.2014 г. о том, что заявление оставлено без удовлетворения, со ссылкой на то, что решение о предварительном согласовании места размещения под строительство объекта розничной торговли, магазина принято Администраций муниципального района Волжский Самаркой области ранее, до выхода информационного сообщения о планируемом предоставлении в аренду земельного участка по вышеуказанному адресу, и, что действующим законодательством не предусмотрено проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Данный отказ считает незаконным и необоснованным, так как действующим законодательством предусмотрено, что в случае, если на земельный участок претендуют несколько лиц, то право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения законодательства, его законных прав и интересов путем рассмотрения его заявления и выставления на торги права аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> площадью 250,00 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов, под строительство объекта розничной торговли, магазина.
В судебном заседании заявитель Полубояров Е.В. и его представитель Афанасьев А.В., действующий на основании доверенности, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Волжский Самарской области МКУ «Управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на заявление Полубоярова Е.В., из которого следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 250,00 кв.м., сформирован в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, то есть с предварительным согласованием мест размещения объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения под строительство объекта розничной торговли, магазина принято Администрацией муниципального района Волжский Самарской области ранее, до выхода информационного сообщений о планируемом предоставлении в аренду земельного участка по вышеуказанному адресу. Также, в соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. Таким образом, ст. 31 ЗК РФ не предусматривает возможность обращения нескольких лиц с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, а также проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка в случае формирования земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Данный отказ не препятствует заявителю обратиться с подобным заявлением в порядке ст. 31 ЗК РФ, т.е. с предварительным согласованием мест размещения объектов, либо без предварительного согласования мест размещения объектов. Решение УМИЗО об отказе заявителю в предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, для строительства, правомерно и не противоречит нормам действующего законодательства в сфере земельных правоотношений. Просил в удовлетворении заявления Полубоярова Е.В. отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию), оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», разъяснено, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела следует, что Антонович Р.Б. обратился к Главе Администрации муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 250,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в целях использования для строительства магазина от 22.01.2014 года (л.д.31).
Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области № 1232 от 18.07.2014 г. утверждены акт о выборке земельного участка от 21.04.2014 г. и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в пределах территории зоны застройки среднеэтажными жилыми домами по карте градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, площадью 250,00 кв.м., Антоновичу Р.Б. под строительство объекта розничной торговли, магазина, а также предварительно согласовано место размещения объекта (л.д.22-30).
Установлено, что 04.08.2014 г. Полубояров Е.В. обратился к Главе Администрации муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 250,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, отнесенных к землям населенных пунктов, под строительство объекта розничной торговли, магазина. Информационное сообщение о предстоящем предоставлении данного участка в аренду опубликовано в газете «Волжская ночь» № 59 от 02.08.2014 г. на странице 8 (л.д.5).
13.08.2014 г. за № 2742 Администрацией муниципального района Волжский Самарской области МКУ «Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области» заявителю Полубоярову Е.В. на его заявление от 04.08.2014 г. дан ответ, согласно которому его заявление оставлено без удовлетворения со ссылкой на то, что действующим законодательством не предусмотрено проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка в случае формирования земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта (л.д. 6-7).
Пунктом 2 ЗК РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьями 30-32 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из положений п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из п. 3 ст. 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства на условиях аренды осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующим порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета в соответствии с правилами; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта является первым этапом процедуры предоставления земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Земельный кодекс РФ не ограничивает существование права на обращение заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом РФ не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного Кодекса РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п.4 статьи 30 Земельного Кодекса РФ.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п.11 ст.1 Земельного Кодекса РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В судебном заседании установлено, что с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду для строительства к Главе Администрации муниципального района Волжский Самарской области 22.01.2014 г. обратился только Антонович Р.Б.
Заявитель Полубояров Е.В. обратился к Главе Администрации муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под строительство лишь 04.08.2014 г., то есть после принятия Администрацией муниципального района Волжский Самарской области постановления № 1232 от 18.07.2014 г. об утверждении акта о выборке земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> предварительном согласовании места размещения объекта под строительство объекта розничной торговли, магазина, а также после размещения информации о спорном земельном участке, опубликованной в газете «Волжская ночь».
Указанное постановление вынесено органом местного самоуправления в порядке предоставления земельного участка для строительства с проведением работ по его формированию с предварительным согласованием места размещения, что исключает необходимость проведения торгов (п. 1 ч. 1 ст. 30 ЗК РФ).
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Абзац 2 пункта 3 данной статьи гарантирует права граждан, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления в решении вопросов застройки земельных участков.
Положения данной нормы призваны обеспечить реализацию гражданами принципов участия в решения вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (пп. 4 и 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
При этом законодатель не требует обязательного получения согласия населения на осуществление планируемого строительства, а лишь обязывает органы местного самоуправления своевременно предоставлять соответствующую информацию, обеспечивать возможность участия в ее обсуждении (с соблюдением определенной процедуры, если это предусмотрено законодательством), и принимать юридически значимые решения с учетом выявленного таким образом мнения.
Информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в отличие от требования подпункта 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ) проводится не с целью получения дополнительных заявок на земельный участок от других лиц и проведения торгов, а обеспечивает право граждан, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления на участие в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом РФ, не урегулирован.
Учитывая изложенное, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка не направлено на выявление возможных претендентов на такой земельный участок, а служит другим целям. Иное понимание информирования населения нарушает права и законные интересы лица, обратившегося с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что подача заявления другого лиц, желающего получить указанный выше земельный участок, не влечет за собой организацию и проведение торгов на получение права аренды этого участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает необходимым заявление Полубоярова Е.В. оставить без удовлетворения.
Кроме того, указанный отказ не препятствует заявителю обратиться с подобным заявлением в соответствии с требованиями Земельного законодательства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Полубоярова Е.В. об оспаривании действий Администрации муниципального района Волжский Самарской области МКУ «Управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области», отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самара в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.10.2014 г.
Судья подпись
Копия верна
Судья
Секретарь