РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 мая 2018 года город Саратов
Судья Кировского районного суда города Саратова Медная Ю.В.,
при секретаре Тугушевой М.А.,
с участием защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Авдентова Б.А. и Балдиной Н.Д.,
помощника Саратовской транспортной прокуратуры Куркина Ф.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Саратовские авиалинии» на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Осина А.С. № 64/4-106-18-ППР/2110/1 от 21 марта 2018 года, предусмотренном ч. 2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Саратовские авиалинии»,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Осина А.С. № 64/4-106-18-ППР/2110/1 от 21 марта 2018 года акционерное общество «Саратовские авиалинии» (далее по тексту – АО «Саратовские авиалинии» или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в связи с чем ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей.
АО «Саратовские авиалинии» обратилось в суд с жалобой, в которой указывает на свое несогласие с вынесенным постановлением, просит его отменить и производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что нарушений требований действующего законодательства в части обеспечения проведения специальной оценки условий труда членов эскадрильи ВС Як-42, ВС Е-190, ВС Ан-148 не допускало. Рабочими местами лиц, замещающих должности членов эскадрильи названных воздушных судов (командира эскадрильи, заместителя командира эскадрильи, пилота-инструктора, бортового механика, командира воздушного судна, второго пилота являются кабины воздушных судов. Проведение специальной оценки условий труда предполагает нахождение в кабине летного экипажа экспертов организации, проводящей специальную оценку, а также размещение приборов и оборудования различного назначения для проведения измерений на всех этапах полета воздушного судна. Между тем, п. 3.10 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 31 июля 2009 года № 128, установлен запрет на нахождение в кабине летного экипажа лиц, не связанных с выполнением задания на полет, а также предметов, ограничивающих управление воздушным судном. Таким образом, нахождение в кабине лиц, не предусмотренных полетным заданием, а также дополнительного оборудования будет представлять угрозу безопасности полета воздушного судна и являться нарушением Федеральных авиационных правил. До настоящего времени особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации в установленном законом порядке не приняты. В 2014 году в целях соблюдения требований действующего законодательства Обществом направлялся запрос об указании технологии проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летного экипажа в ООО «Поволжский региональный центр охраны труда и промышленной безопасности», на который дан ответ о том, что в настоящее время объективно провести специальную оценку условий труда для летных экипажей с учетом идентифицированных факторов и особенностей не представляется возможным. Таким образом, Обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства в части специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест членов летных и кабинных экипажей летных судов гражданской авиации, что свидетельствует об отсутствии его вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Защитники АО «Саратовские авиалинии» Авдентов Б.А. и Балдина Н.Д. в судебном заседании поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили постановление Государственной инспекции труда в Саратовской области от 31 марта 2018 года отменить, производство по делу прекратить.
Помощник Саратовской транспортной прокуратуры Куркин Ф.В. в судебном заседании полагал, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем отмене или изменению не подлежит.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно п. 1 ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Частью 2 ст. 22 ТК РФ в том числе регламентировано, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее Закон).
В силу ч. 1 ст. 3 Закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона на работодателя возложена обязанность беспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ст. 8 Закона).
В судебном заседании установлено, что в связи с крушением 11 февраля 2018 года воздушного судна АН-148 Саратовской транспортной прокуратурой совместно с Государственной инспекцией труда в Саратовской области проведена проверка исполнения трудового законодательства в части в АО «Саратовские авиалинии».
В результате проверки установлено, что Обществом не проведена специальная оценка условий труда членов авиационной эскадрильи воздушного суда ЯК-42: командира эскадрильи, заместителя командира эскадрильи, пилота-инструктора, бортового механика-инструктора, командира воздушного судна, второго пилота, бортмеханика; членов авиационной эскадрильи воздушного суда Е-190: командира эскадрильи, заместителя командира эскадрильи, пилота-инструктора, командира воздушного судна, второго пилота; членов авиационной эскадрильи воздушного суда АН-148: командира эскадрильи, заместителя командира эскадрильи, пилота-инструктора, командира воздушного судна, второго пилота.
Факт совершения АО «Саратовские авиалинии» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и его вина подтверждаются достаточными доказательствами, полученными в соответствии с требованиями КоАП РФ и исследованными в судебном заседании, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 марта 2018 года, вынесенным заместителем Саратовского транспортного прокурора; объяснениями начальника ООТиОС АО «Саратовские авиалинии» от 14 февраля 2018 года; штатным расписанием АО «Саратовские авиалинии»; иными материалами проверки, оцененными в совокупности с другими материалами дела.
Оценка доказательств на основании ст. 26.11 КоАП РФ должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Исследованные письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При таких обстоятельствах, главный государственный инспектор труда (по охране труда) ГИТ в Саратовской области Осин А.С. правильно квалифицировал действия юридического лица и сделал обоснованный вывод, что, нарушив законодательство о труде, АО «Саратовские авиалинии» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что проведение специальной оценки условий труда предполагает нахождение в кабине летного экипажа экспертов организации, проводящей специальную оценку, а также размещение приборов и оборудования различного назначения для проведения измерений на всех этапах полета воздушного судна, однако, п. 3.10 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 31 июля 2009 года № 128, установлен запрет на нахождение в кабине летного экипажа лиц, не связанных с выполнением задания на полет, а также предметов, ограничивающих управление воздушным судном, равно как и ссылка защитников юридического лица на протокол совещания у Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2018 года № 1/15/21, содержащий информацию о необходимости подготовки изменений в указанные Федеральные авиационные правила, в том числе в части обеспечения допуска в кабину летного экипажа в целях проведения специальной оценки условий труда экспертов организации, проводящих данную процедуру, с измерительным оборудованием, необходимых для проведения исследований и измерений, не влияет на правильность выводов должностного лица административного органа с учетом приведенных выше императивных нормативных предписаний.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности государственным инспектором труда ГИТ в Саратовской области Осиным А.С. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей назначено АО «Саратовские авиалинии», как юридическому лицу, в пределах санкции ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ. Как следует из постановления, при назначении административного наказания должностным лицом ГИТ в Саратовской области было принято во внимание смягчающее административную ответственность обстоятельство – совершение правонарушения впервые, а также отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела должностным лицом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Осина А.С. № 64/4-106-18-ППР/2110/1 от 21 марта 2018 года, предусмотренном ч. 2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Саратовские авиалинии» оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Саратовские авиалинии» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.В. Медная