Судья Струкова О.А. Дело № 33-2148/2023 (2-127/2023)
УИД 25RS0003-01-2022-000540-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Федоровой Л.Н.,
судей Гавриленко И.С., Рябенко Е.М.,
при секретаре судебного заседания Брыжеватой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора к КГУП «Примтеплоэнерго», администрации Дальнегорского городского округа, Правительству Приморского края о возложении обязанности, с участием третьих лиц – Отдела водных ресурсов по ПК Амурского бассейного водного управления, Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, Управления Роспотребнадзора, Приморского территориального управления Росрыболовства, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Приморского края на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 02.05.2023, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Гавриленко И.С., выслушав пояснения прокурора Герасимова А.Г., представителя Правительства Приморского края Солдатова М.Е., судебная коллегия
установила:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указав, что при проведении проверки исполнения законодательства при организации водоотведения в Дальнегорском городском округе Приморского края, выявлены нарушения, поскольку очистные сооружения г. Дальнегорска эксплуатируются с 1976 г., их реконструкция и модернизация с момента сдачи не производилась, что привело к физическому износу. Концентрация загрязняющих веществ сточных вод на выпуске в водоем превышает нормативные показатели. Администрацией Дальнегорского городского округа не реализованы меры по организации водоотведения в Дальнегорском городском округе, что влечет загрязнение реки и залива сточными водами. Управлением Роспотребнадзора ПК в г. Дальнегорске в связи с неудовлетворительными показателями качества воды по результатам внепланового исследования качества воды Дальнегорскому филиалу КГУП «Примтеплоэнерго» выданы предписания и предостережения. Генеральному директору КГУП «Примтеплоэнерго» внесено представление об устранении нарушений законов, которое было рассмотрено 19.02.2021, из ответа на представление следует, что для обеспечения очистки сбрасываемых сточных вод до показателей, соответствующих нормативам качества водных объектов рыбохозяйственного значения, необходимо строительство очистных сооружений, а также реконструкция существующих очистных сооружений. Учредителем КГУП «Примтеплоэнерго» является Правительство Приморского края, и реализация КГУП «Примтеплоэнерго» мер по устранению нарушений законодательства без прямого участия Правительства ПК невозможна, при этом недвижимое имущество систем водоотведения Дальнегорского городского округа в полном объеме передано в собственность Приморского края.
С учетом изложенного, прокурор просил возложить на КГУП «Примтеплоэнерго», администрацию Дальнегорского городского поселения Приморского края, Правительство Приморского края, солидарную обязанность устранить нарушения водного законодательства, а именно: принять меры по организации водоотведения в Дальнегорском городском округе, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения всех сточных вод сбрасываемых в водные объекты, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Судом принято решение, которым на КГУП «Примтеплоэнерго», администрацию Дальнегорского городского округа Приморского края, Правительство Приморского края в солидарном порядке возложена обязанность устранить нарушения водного законодательства, а именно: принять меры по организации водоотведения в Дальнегорском городском округе, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения всех сточных вод сбрасываемых в водные объекты, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установлен срок для исполнения решения суда - 3 года со дня вступления решения суда в законную силу.
С решением суда не согласился представитель ответчика Правительства Приморского края, в апелляционной жалобе просит решение отменить, поскольку нормативными актами не предусмотрены полномочия Правительства Приморского края, на которые указывает прокурор в исковом заявлении, в связи с чем, они являются ненадлежащим ответчиком по делу. Законом возложение солидарной ответственности по обязательствам унитарного предприятия не предусмотрена.
От Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора поступили возражения на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчиков администрации Дальнегорского городского округа, КГУП «Примтеплоэнерго», третьих лиц, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении дела слушанием не просили. Судебная коллегия, с согласия представителя ответчика Правительства ПК, представителя истца, сочла возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Представитель Правительства Приморского края в судебном заседании суда апелляционной поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном виде, просил решение оставить без изменения.
Выслушав явившиеся стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений ПК от 30.06.2014 № 378-ри «О безвозмездной передаче имущества находящегося в муниципальной собственности Дальнегорского городского округа Приморского края» недвижимое имущество систем водоотведения Дальнегорского городского округа в полном объеме передано в собственность Приморского края.
Согласно Постановлению администрации Дальнегорского городского округа от 29.08.2014 № 701-па КГУП «Примтеплоэнерго» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и эксплуатирующее канализационные сети на территории Дальнегорского ГО, установлена зона деятельности гарантирующей организации КГУП «Примтеплоэнерго» в границах Дальнегорского ГО.
Из договора аренды муниципального имущества от 25.07.2013 № 206, заключенного между Управлением муниципального имущества администрации Дальнегорского ГО и КГУП «Примтеплоэнерго», а также дополнительных соглашений к нему от 05.03.2014 и от 01.12.2014, а не от 01.12.2015, как ошибочно указано в решении суда, следует, что Управление муниципального имущества администрации Дальнегорского ГО передало КГУП «Примтеплоэнерго» за плату во временное владение и пользование движимое и недвижимое имущество, предназначенное для выполнения функций по обеспечению потребителей на территории Дальнегорского ГО. Постановлением администрации Дальнегорского ГО от 30.05.2014 № 485-па утверждена Схема водоснабжения и водоотведения Дальнегорского ГО.
Из раздела 7 утвержденной Схемы следует, что ввиду прекращения деятельности рыбокомбината «Каменский», приостановки строительства новых жилых и общественных зданий, резко сократился объем поступающих на очистку вод (до 80 м3 в сутки), в связи с чем низкие объемы стоков не позволяют очистным сооружениям работать согласно проекту.
В целях строительства, реконструкции и модернизации объектов централизованного водоотведения предусмотрено выполнение различных работ на Станциях: механической очистки с. Краснореченский, которая эксплуатируется с 1951 года, реконструкции и модернизации которая не подвергалась; биологической очистки стоков с. Тайга, которая выполнена по типовому проекту ТП 902-2-150 и эксплуатируется с конца 50-х годов, в течение всего срока эксплуатации не проводились ни модернизация, ни реконструкция очистных сооружений; биологической очистки стоков с. Сержантово, которая выполнена по типовому проекту ГП 902-2-150 и эксплуатируется с 60-х годов, состав сооружений и технология морально устарели; биологической очистки хозбытовых сточных вод с. Рудная Пристань, которая выполнена по типовому проекту ТП 902-2-225.
Назрела необходимость, используя передовые технологии, разработать и внедрить проект станции очистки модульного типа для очистки сточных вод с. Каменка, с. Краснореченский, с. Тайга, с. Сержантово и с, Рудная Пристань.
Таким образом, для эффективного функционирования системы водоотведения и повышения её надежности, необходимо проведение комплексных мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции, строительству, модернизации основного производственного оборудования водоотведения. Действующие очистные сооружения морально и физически устарели, они не удовлетворяют требованиям природоохранного законодательства, в связи с чем, им необходима реконструкция и модернизация комплекса очистных сооружений.
Кроме того по результатам проведенной Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства при организации водоотведения в Дальнегорском ГО, установлено, что водоотведение в Дальнегорском ГО организовано и осуществляется с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Разрешая спор по существу, суд, руководствуясь положениями ст. 42 Конституции РФ, п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 1, 3, п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 16, ст. ст. 34, 39, 55 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 42, ст. 44, ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56, ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 42 Устава Приморского края, установив, что солидарно обязал КГУП «Примтеплоэнерго», администрацию Дальнегорского ГО и Правительство Приморского края устранить нарушения водного законодательства, а именно: принять меры по организации водоотведения в Дальнегорском городском округе, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения всех сточных вод сбрасываемых в водные объекты, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установив срок для исполнения решения суда - 3 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, вследствие чего не усматривает необходимости повторно приводить его мотивировку в настоящем определении.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы Правительства Приморского края о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу и не могут нести солидарную ответственность, в силу следующего.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 8, ст. 42 Устава Приморского края от 06.10.1995 № 14-КЗ (принят Думой Приморского края 12.09.1995), в систему органов государственной власти Приморского края входит Правительство Приморского края - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Приморского края, который, которое обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Приморского края, законов и иных нормативных правовых актов Приморского края на территории Приморского края и согласованную деятельность иных исполнительных органов Приморского края.
Правительство Приморского края в пределах своих полномочий: осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; разрабатывает проект краевого бюджета; обеспечивает исполнение краевого бюджета; управляет и распоряжается собственностью Приморского края в соответствии с законами Приморского края, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Приморского края в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении Правительства Приморского края, и утверждает (одобряет) такие документы (ст. 43 Устава Приморского края).
В соответствии со ст. 6 Закона Приморского края от 09.08.2000 № 99-КЗ «Об управлении и распоряжении собственностью Приморского края» Краевые государственные унитарные предприятия и краевые государственные учреждения, за которыми имущество, находящееся в собственности Приморского края, закреплено на соответствующем вещном праве, обязаны исполнять предписания уполномоченного органа по управлению и распоряжению имуществом Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края, в ведении которых находятся указанные краевые государственные унитарные предприятия и краевые государственные учреждения (далее - отраслевой орган исполнительной власти Приморского края), по вопросам использования имущества Приморского края.
Согласно ст. 6 (1) Закона Приморского края от 09.08.2000 № 99-КЗ «Об управлении и распоряжении собственностью Приморского края» учредителем (собственником имущества) краевых государственных унитарных предприятий и учредителем краевых государственных учреждений, акционерных обществ и иных организаций с участием Приморского края (далее - краевые организации), является Приморский край. От имени Приморского края функции и полномочия учредителя (собственника имущества) краевых организаций в пределах своих полномочий осуществляют Правительство Приморского края (ст. 6(1)).
В соответствии со ст. 12 Закона Приморского края от 09.08.2000 № 99-КЗ «Об управлении и распоряжении собственностью Приморского края» Правительства Приморского края: обеспечивает исполнение утвержденного Законодательным Собранием Приморского края краевого бюджета; принимает в соответствии с установленными действующим законодательством полномочиями решение о приобретении имущества в собственность Приморского края или об отчуждении имущества из собственности Приморского края в пределах средств, определенных краевым бюджетом, а также за счет других источников, предусмотренных действующим законодательством; обеспечивает контроль за эффективностью использования, использованием по назначению и сохранностью объектов собственности Приморского края, а также за распоряжением ими; распоряжается имуществом, закрепленным за Правительством Приморского края; осуществляет управление финансовыми средствами Приморского края в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края; осуществляет иные полномочия в сфере управления и распоряжения собственностью Приморского края в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края.
Согласно п. 26 «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012), финансирование реализации государственной политики в области экологического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, в полномочия Правительства Приморского края, как собственника очистных сооружений, входит осуществление мероприятий, в том числе непосредственно связанных с контролем, финансированием и согласованием действий по устранению нарушений водного законодательства связанного с предотвращением загрязнения водных объектов на территории Приморского края.
Мотивы, по которым суд возложил на ответчиков солидарную обязанность по устранению нарушений водного законодательства, приведены в мотивировочной части решения суда первой инстанции, оснований не согласиться с которыми, и считать их неправильными, у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют разъяснениям п. 9 постановления № 49, который предусматривает для лиц, совместно причинивших вред окружающей среде, солидарную ответственность (абз. первый ст. 1080 ГК РФ).
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на законность, обоснованность оспариваемого решения суда, поскольку не опровергают выводы суда и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм.
При установленных обстоятельствах судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 02.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.02.2024
Председательствующий
Судьи