Дело № 2а-11/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 февраля 2018 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Пучкиной М.В.,
при секретаре судебного заседания Каледа Т.С.,
с участием представителя административного истца Петровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог» о признании бездействия незаконным, понуждении установить дорожные знаки в соответствии с требованиями законодательства,
у с т а н о в и л :
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, понуждении установить дорожные знаки в соответствии с требованиями законодательства, ссылаясь на то, что в ходе проверки выявлено, что в Гайтерском сельском поселении, по <адрес> вблизи МБДОУ Гайтерского сельского поселения, МБОУ СОШ Гайтерского сельского поселения установлены два дорожных знака 1.23 «Дети», которые не соответствуют требованиям федерального законодательства, в частности знаки выполнены не на щитах со световозврашающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, что существенным образом влияет на безопасность дорожного движения и может послужить причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Таким образом, невыполнение требований законодательства о безопасности дорожного движения администрацией Гайтерского сельского поселения создает угрозу населению сельского поселения. Просит признать бездействие администрации Гайтерского сельского поседения, выразившееся в непринятии мер, направленных на оснащение дорожными знаками 1.23 «Дети» по <адрес>, Гайтерского сельского поселения на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто- зеленого цвета в соответствии с требованиями действующего законодательства и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» незаконным. Обязать администрацию Гайтерского сельского поселения принять меры по оснащению дорожными знаками 1.23 «Дети» по <адрес>, Гайтерского сельского поселения на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета в соответствии с требованиями действующего законодательства и ГОСТ Р 52289-2004. Определением суда ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве административного соответчика привлечено КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного соответчика по настоящему делу привлечено КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог».
Представитель административного истца - помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Петрова Е.А. административные исковые требования к КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика - администрации Гайтерского сельского поселения в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Будучи ранее опрошенной в судебном заседании, глава поселения Канышева Т.А., действующая в силу прав по должности, административные исковые требования не признала, поскольку автодорога, расположенная по <адрес> с. Гайтер, являющаяся автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, и относящееся к собственности Хабаровского края, имеющая наименования «подъезд к пос. ст. Гайтер» находится в оперативном управлении КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог».
Представитель административного ответчика - КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, согласно представленному отзыву на КГКУ «Хабаровскуправтодор» возложена организация деятельности по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорого в рамках проектов или сметных расчетов и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, и оно не вправе без согласия главного распорядителя бюджетных средств и выделения бюджетных ассигнований проводить организацию работ, о которых просит истец. В просительной части искового заявления не указаны: конкретное место расположения дорожных знаков 1.23 «Дети» на <адрес> Гайтерского сельского поселения, которые требуется разместить на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; срок, в течение которого требуется разместить эти знаки на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета: конкретные пункты ГОСТ Р 52289-2004 и (или) иные нормативные правовые акты, в соответствии с требованиями которых необходимо обеспечить размещение знаков 1.23 «Дети» на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Отсутствие указания на конкретное место расположения дорожных знаков, сроков выполнения работ и ссылок на конкретные пункты ГОСТ Р 52289-2004 сделает затруднительным исполнение решения суда, в случае если исковые требования прокурора будут удовлетворены.В максимально короткие сроки КГКУ «Хабаровскуправтодор» не сможет исполнить решение суда (в случае удовлетворения исковых требований).Для производства работ по содержанию и ремонту дорог Учреждение привлекает подрядные организации в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».В связи с тем, что работы, обозначенные в иске, не включены в План ремонта сети автомобильных дорог на 2018 год, не обеспечены финансированием, а также в связи с необходимостью проведения закупочных процедур, выполнить эти работы в кратчайшие сроки не представляется возможным.Учитывая изложенное, полагает, что прокурору следует уточнить свои исковые требования.В обоснование исковых требований прокурор ссылается на положения пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004, согласно которому на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Действительно, Приказом Госстандарта от 09.12.2013 № 2221-ст «Об утверждении изменения к национальному стандарту» утверждено Изменение № 3 ГОСТ Р 52289-2004, согласно которому пункт 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 дополнен абзацем о применении знаков 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2 на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.Между тем, прокурором не учтено, что согласно этому же Приказу Госстандарта указанные изменения утверждены для добровольного применения. Следовательно, исполнение требований пункта 5.1,17 ГОСТ Р 52289- 2004 в части размещения знаков 1.23 «Дети» на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета носит добровольный характер. В связи с этим исковые требования не подлежат удовлетворению. Аналогичная правовая позиция нашла отражение в практике судов общей юрисдикции. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 196-ФЗ, основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №257-ФЗ) предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289 знак «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
Пунктом 5.1.17 ГОСТ Р 52289 установлено, что на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257- ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения.
На основании ч.2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена Классификация работ по содержанию автомобильных дорог, в соответствии с которой к работам по содержанию дорог, в том числе, относится организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию (подпункт 1 пункта 9); в состав мероприятий по содержанию дорог входят работы по установке недостающих дорожных знаков, светофорных объектов, светоотражающих щитков на осевом дорожном ограждении, барьерных ограждений, сигнальных столбиков и световозвращающих устройств; устройство недостающих искусственных дорожных неровностей (подпункты 1 - 3, 11 пункта 10).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального иди межмуниципального значения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края № 100-пр от 17 мая 2007 года, информации ОМВД России по Комсомольскому району от ДД.ММ.ГГГГ автодорога, расположенная по <адрес> с. Гайтер, являющаяся автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, и относящееся к собственности Хабаровского края, имеющая наименование «подъезд к пос. ст. Гайтер» находится в оперативном управлении КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог».
В судебном заседании пояснениями представителей сторон, материалами дела установлено, что в сельском поселении на автомобильной дороге, расположенной в Гайтерском сельском поселении Комсомольского района Хабаровского края, по ул. <адрес>, являющейся автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, имеющей наименование «подъезд к пос. ст. Гайтер», вблизи МБОУ СОШ Гайтерского сельского поселения и МДОУ Гайтерского сельского поселения установлены дорожные знаки 1.23 «Дети», которые не соответствуют требованиям п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289, а именно знаки выполнены не на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Поскольку требования пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан и применяются при установке дорожных знаков 1.23, 5.19.1 и 5.19.2, то размещение таких дорожных знаков на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета в соответствии с данным ГОСТом носит для ответчика обязательный характер, в связи с чем доводы административного ответчика о том, что установка требуемых дорожных знаков в требуемой прокурором форме носит добровольный характер являются несостоятельными.
Возражения административного ответчика КГКУ «Хабаровскуправтодор» об отсутствии у него полномочий и финансовых возможностей для исполнения возложенных судом обязанностей судом не принимаются, поскольку в силу вышеприведенных положений законодательства и установленных обстоятельств обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог регионального или межмуниципального значения Хабаровского края при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, а также по разработке проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, сметных расчетов стоимости указанных работ возлагается на КГКУ «Хабаровскуправтодор».
Также не может служить основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований прокурора возражения административного ответчика о не указании срока исполнения решения суда, в случае удовлетворения заявленных требований, поскольку в силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Исходя из характера заявленного требования суд не находит оснований для указания предельных сроков исполнения решения суда.
До настоящего времени дорожные знаки в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 не установлены, что влияет на безопасность дорожного движения и может послужить причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Таким образом, невыполнение требований законодательства о безопасности дорожного движения КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» создает угрозу населению сельского поселения, а также несовершеннолетним детям.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором Комсомольского района Хабаровского края административные исковые требования к краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог» о признании бездействия незаконным, понуждении установить дорожные знаки в соответствии с требованиями законодательства, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а административные исковые требования к администрации Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог» о признании бездействия незаконным, понуждении установить дорожные знаки в соответствии с требованиями законодательства, удовлетворить.
Признать бездействие краевого государственного казенного учреждения «Хабаровское управление автомобильных дорог», выразившееся в непринятии мер, направленных на оснащение дорожными знаками 1.23 «Дети» по <адрес> Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, являющейся автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, имеющей наименование «подъезд к пос. ст. Гайтер» вблизи МБДОУ Гайтерского сельского поселения, МБОУ СОШ Гайтерского сельского поселения, на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета в соответствии с требованиями п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» - незаконным.
Обязать краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» принять меры по оснащению дорожными знаками 1.23 «Дети» на <адрес>, Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, имеющей наименование «подъезд к пос. ст. Гайтер», кадастровый номер №, вблизи МБДОУ Гайтерского сельского поселения, МБОУ СОШ Гайтерского сельского поселения на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета в соответствии с п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В удовлетворении административных исковых требований к администрации Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 9 февраля 2018 года.
Председательствующий М.В.Пучкина