Дело № 2-724/2023 (№ 2-5187/2022) копия
УИД 59RS0004-01-2022-007279-48
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 марта 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Делидовой П.О.,
при секретаре судебного заседания Трухиной К.П.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района города Перми Ткачук С.В.,
представителя ответчика Панфиловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <Адрес> к Краевому государственному бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог и транспорта» <Адрес> о возложении обязанности,
установил:
прокурор <Адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» <Адрес> о возложении обязанности оборудовать участок автомобильной дороги «<данные изъяты>» на <Адрес> (км № + № м – км № + № м) искусственными неровностями и стационарным наружным освещением; обустроить участок автомобильной дороги «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар» на <Адрес> (км № + № – км № + №) стационарным электрическим освещением.
В обоснование требований указано, что в ноябре № года в прокуратуру <Адрес> из ОГИБДД ОП МО МВД России «Верещагинский» (дислокация <Адрес>) поступила информация о несоблюдении КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта <Адрес>» (далее – КГБУ «УАДиТ») требований действующего законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения. Учреждение несет бремя содержания имущества, находящегося у него в оперативном управлении, обязано поддерживать это имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением этого имущества состоянии. Автомобильная дорога «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар» является автомобильной дорогой регионального значения, собственником которой является КГБУ «УАДиТ». В настоящее время на участке автомобильной дороги «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар», проходящей по <Адрес> (км № + № м – км № + № м) имеется нерегулируемый пешеходный переход, расположенный вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений – МБУ ДО «Сивинская детская музыкальная школа» и МБУ ОДО «Сивинский дом творчества». В нарушение пункта № ГОСТ Р 52605-2006, пункта № ГОСТ Р 52766-2007 участок автомобильной дороги до настоящего времени не оборудован искусственными неровностями и стационарным наружным освещением. Вместе с тем, в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 участок автомобильной дороги «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар» (км № + № – км № + №), проходящей по <Адрес>, до настоящего времени не обустроен стационарным электрическим освещением, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих на территории Сивинского муниципального округа <Адрес>. С целью устранения выявленных нарушений, а также причин и условий им способствовавших, заместителем начальника отделения ОГИБДД МО МВД России «Верещагинский» в адрес начальника КГБУ «УАДиТ» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, однако нарушения, указанные в представлении до настоящего момента не устранены. Таким образом, неисполнение КГБУ «УАДиТ» требований действующего законодательства РФ в области безопасности дорожного движения существенным образом ущемляет права и законные интересы граждан, проживающих на территории Сивинского муниципального округа <Адрес>, имеет длящийся характер и создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Панфилова А.С. возражала против исковых требований по доводам письменных возражений на исковое заявление.
Заслушав представителей истца и ответчика, оценив доводы искового заявления, письменного отзыва ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения их последствий.
На основании статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление часть своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 12 статьи З Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о дорожной деятельности) дорожная деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по содержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 4 Закона Пермского края от 14.11.2008 № 326-ПК «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» к собственности Пермского края относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и (или) в перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Пермского края от 08.07.2016 № 449-п утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края и Порядок внесения изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края (далее – Перечень), в который включена автомобильная дорога «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар» (идентификационный номер 57 ОП РЗ 5714-0049), ее общая протяженность составляет № км, из них на территории Сивинского муниципального округа Пермского края – № км.
Частью 2 статьи 18 Закона о дорожной деятельности определено, что порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 2 Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденных Постановлением Правительства края от 04.10.2010 № 704-п (далее – Постановление) организация работ по ремонту автомобильных дорог и работ но содержанию автомобильных в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении, подведомственного Министерству транспорта Пермского края Краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края (далее – Учреждение), осуществляется учреждением.
Пунктом 4 Постановления 704-п установлено, что организация и проведение работ по содержанию автомобильных дорог включают в себя следующие мероприятия: - разработка проектов содержания автомобильных дорог или сметных расчетов стоимости работ (оказания услуг) по содержанию автомобильных дорог, в том числе для устройства слоев износа, защитных слоев и поверхностных обработок дорожных покрытий на основании дефектных ведомостей; - проведение работ по содержанию автомобильных дорог; - приемка работ по содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 2.1 Устава КГБУ «УАДиТ», утвержденного приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края № СЭД-31-02-2-02-875 от 30.09.2014, приказом Министерства транспорта Пермского края от 03.12.2014 (далее – Устав), учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательства РФ полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере дорожной деятельности и транспорта.
Пунктом 2.2 Устава установлено, что для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава учреждение осуществляет следующие виды деятельности: - обеспечение деятельности учредителя по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения и другими объектами транспортной инфраструктуры, находящиеся в оперативном управлении Учреждения; - осуществление мероприятий по обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, технических средств организации дорожного движения, других объектов транспортной инфраструктуры и систематическое наблюдение за их состоянием, оценка и ведение учета технического состояния указанных объектов; - организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, технических средств организации дорожного движения и других объектов транспортной инфраструктуры; - подготовка проектной документации строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог общего пользования Регионального или межмуниципального значения и других объектов транспортной инфраструктуры, документации по технологии строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и текущего содержания автомобильных дорог и других объектов транспортной инфраструктуры, методов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, мостов и других искусственных сооружений и объектов транспортной инфраструктуры; - обследование и диагностика автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений, обеспечения обследования и диагностики иных объектов транспортной инфраструктуры; - исполнение функций заказчика при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд и осуществлении работ по заключенным сделкам.
Приложением 2 к распоряжению Правительства Пермского края от 08.09.2009 № 93-рп «О создании государственного автономного учреждения «Управление автомобильных дорог» Пермского края (в последующем наименование изменено на УАДиТ) установлен перечень имущества, закрепленного за государственным автономным учреждением «Управление автомобильных дорог» Пермского края на праве оперативного управления, который содержит, в том числе автомобильную дорогу «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар».
В силу пунктов 3.1, 3.2. Устава имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательства, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредится и назначением этого имущества, обязано эффективно использовать имущество, обеспечить эксплуатацию имущества в соответствии с требованиями законодательства, обеспечивать его сохранность, надлежащий учет и не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением случаев, связанных с нормативным износов этого имущества, в процессе эксплуатации, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества, нести риск случайной гибели, порчи имущества.
Учреждение несет бремя содержания имущества, находящегося у него в оперативном управлении, обязано поддерживать это имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением этого имущества состоянии.
Из материалов дела следует, что в ноябре № года в прокуратуру <Адрес> из ОГИБДД ОП МО МВД России «Верещагинский» (дислокация <Адрес>) поступила информация о несоблюдении КГБУ «УАДиТ» требований действующего законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения (л.д. 9-11, 12-14). Установлено, что в настоящее время на участке автомобильной дороги «<данные изъяты>», проходящей по <Адрес> (км № + № м – км № + № м) имеется нерегулируемый пешеходный переход, расположенный вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений – МБУ ДО «Сивинская детская музыкальная школа» и МБУ ОДО «Сивинский дом творчества». В нарушение пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 участок автомобильной дороги до настоящего времени не оборудован искусственными неровностями и стационарным наружным освещением. Кроме того, в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 участок автомобильной дороги «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар» (км 0 + 000 – км 0 + 580), проходящей по <Адрес>, до настоящего времени не обустроен стационарным электрическим освещением.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика вынесено Представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности (л.д. 12).
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <Адрес>, утвержденным Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <Адрес> и Порядка внесения изменений в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <Адрес>» участок автомобильной дороги «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар» (идентификационный № ОП РЗ 57К-0049) относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <Адрес>. Общая протяженность автомобильной дороги «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар» составляет 33,333 км, из них на территории Сивинского муниципального округа <Адрес> – № км.
Из Устава КГБУ «УАДиТ» (л.д. 38-52) следует и не оспаривается ответчиком, что КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти <Адрес> в сфере дорожной деятельности и транспорта. Для достижения указанных целей, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» осуществляет организацию выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, технических средств организации дорожного движения и других объектов транспортной инфраструктуры. Функции учредителя КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» осуществляет Министерство транспорта <Адрес>.
Таким образом, судом установлено, что ответчик КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта», как учреждение, в оперативное управление которого переданы автомобильные дороги, несет бремя их содержания, в том числе по организации выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, связанных с обеспечением освещения спорных участков вышеназванных дорог и устройству тротуаров или пешеходных дорожек.
В соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» искусственные неровности (далее – ИН) устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий: - перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах; перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное дорожным знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости» или 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости»; - перед въездом на территорию, обозначенную знаком 5.21 «Жилая зона»; - перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»; - от 10 до 15 м до начала участков дорог, являющихся участками концентрации дорожно-транспортных происшествий; - от 10 до 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена; - с чередованием через 50 м друг от друга в зоне действия дорожного знака 1.23 «Дети».
В соответствии с пунктом 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей – стационарным наружным освещением. На дорогах шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности в соответствии с пунктом 4.2.6.
Несоответствие объектов улично-дорожной сети вышеприведенным требованиям закона влечет нарушение прав граждан, прежде всего несовершеннолетних, на безопасность их жизни и здоровья в случае участия в дорожном движении.
Из представленных суду доказательств следует, что на участках региональной автомобильной дороги «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар», проходящей по <Адрес> (км № + № м – км № + № м) имеется нерегулируемый пешеходный переход, расположенный вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений – МБУ ДО «Сивинская детская музыкальная школа» и МБУ ОДО «Сивинский дом творчества», при этом участок автомобильной дороги «<данные изъяты>» (км № + № – км № + №), не оборудованный искусственными неровностями. Также из материалов дела следует, что согласно акту сдачи-приемки оказанных услуг за октябрь № ответчиком выполнены работы по восстановлению электрического освещения на участке автомобильной дороги <данные изъяты>-<данные изъяты> км №+№ – №+№ и на участке автомобильной дороги «<данные изъяты>» на <Адрес> (км №+№ – км №+№).
В соответствии с уставом КГБУ «УАДиТ» данное учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти <Адрес> в сфере дорожной деятельности и транспорта. Предметом и целью деятельности учреждения в соответствии с п. № является ремонт и текущее содержание автомобильных дорог и иных объектов транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из данной нормы содержание имущества, находящегося на праве оперативного управления, в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства, возлагается на использующее и владеющее им учреждение.
Таким образом, вопросы организации освещения и обустройства искусственных неровностей автомобильной дороги «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар» отнесены к компетенции КГБУ «УАДиТ».
В нарушение действующего законодательства КГБУ «УАДиТ» ненадлежащим образом организовало в границах населенного пункта <Адрес> содержание автомобильной дороги на участке автодороги «<данные изъяты>» в районе населенного пункта <Адрес>.
При таких обстоятельствах, поскольку КГБУ «УАДиТ» является учреждением, обязанным обеспечить содержание автомобильной дороги «<данные изъяты>», заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности оборудовать участок автомобильной дороги «Сива-Кизьва-Нытва-Кудымкар» на <Адрес> (км №+№ – км №+№) искусственными неровностями, поскольку в части восстановления электрического освещения ответчик свои обязательства уже исполнил.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 5902192934, ░░░░ 1035900096462) ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░-░░░░░-░░░░░░░░» ░░ <░░░░░> (░░ № + № ░ – ░░ № +№ ░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░. ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.03.2023. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-724/2023 (№ 2-5187/2022) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.