Дело № 3а– 39/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 06 декабря 2019 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Яковлевой Н.А.,
с участием прокурора Никифоровой М.В.,
с участием представителей истца Наслежной администрации муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) ПрокопьеваА.И. и Сивцевой А.Г., представителя Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) Егорочкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению наслежной администрации муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании неправомочным состава наслежного Совета депутатов муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия),
установил:
Наслежная администрация муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава наслежного Совета депутатов муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия).
В обоснование заявленного требования указано, что в соответствии с Уставом названного муниципального образования наслежный Совет депутатов МО «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), состоит из 15 депутатов, избираемых населением наслежного поселения на муниципальных выборах. Наслежный Совет депутатов избирается сроком полномочий на пять лет. В результате выборов в представительный орган муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), состоявшихся 10 сентября 2017 года наслежный Совет депутатов сформирован из 11 депутатов, что соответствует части 1 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которой представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Решением избирательной комиссии муниципального образования от 10.09.2017 № ... зарегистрированы 11 депутатов. Избранный наслежный Совет депутатов должен был осуществлять свои полномочия до 10.09.2022 года. Однако в последующем 2 депутата прекратили свои полномочия досрочно, подав 26.04.2018 заявления об отставке по собственному желанию. Решением наслежного Совета депутатов от 22.06.2018 № ... «О досрочном прекращении полномочий депутатов наслежного Совета депутатов» прекращены полномочия депутатов муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) РС(Я) Я. и Н. досрочно.
В итоге, численный состав наслежного Совета депутатов уменьшился до 9 депутатов, то есть составил менее 2/3 установленной численности депутатов. В соответствии с пунктом 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если в случае досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, то дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий.
В данном случае со дня прекращения полномочий депутатов Яковлевых прошло около полутора лет, в связи с чем, дополнительные выборы не могут быть назначены и проведены. Вопрос о проведении дополнительных выборов не выносился на рассмотрение наслежного Совета депутатов, поскольку ошибочно полагалось, что 2/3 от избранного состава Совета депутатов имеется (избрано 11 депутатов, 2/3 от которых считается 8 депутатов).
Одним из оснований прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, как указывает административный истец, в силу пункта 12 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является вступление в силу решения соответственно верховного суда республики о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования.
В связи с приведенными обстоятельствами, истец просит нынешний состав наслежного Совета признать неправомочным. Отсутствие на территории МО «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) РС(Я) правомочного представительного органа муниципального образования нарушает, по мнению истца, права жителей данного поселения на осуществление местного самоуправления и надлежащее решение вопросов местного значения.
В судебном заседании законный представитель наслежной администрации МО «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Прокопьев А.И., представитель административного истца Сивцева А.Г. требования поддержали, просят признать состав наслежного Совета депутатов МО "«Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), неправомочным по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика наслежного Совета депутатов МО «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), в судебное заседание не явился при надлежащем извещении административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела. Поступило ходатайство ответчика о рассмотрении дела в отсутствие представителя наслежного Совета депутатов МО «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) РС(Я).
Поскольку явка административного ответчика в судебное заседание обязательной не является и не признана судом обязательной, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
В суд поступило заявление, подписанное девятью депутатами наслежного Совета депутатов МО "«Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), а именно Д.. П., К., Ф., И., А., С., Б., В. о признании административного искового заявления, к которому приложены копия протокола и решения Х (внеочередной) сессии наслежного Совета депутатов о признании полностью исковых требований наслежной администрации.
По ходатайству административного истца к участию в деле привлечен специалист, представитель Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) для дачи пояснений о причинах невозможности назначения дополнительных выборов народных депутатов наслежного Совета депутатов.
Из пояснений представителя Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) Е. следует, что Устав муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) (далее Устав муниципального образования, Устав) был принят 12 марта 2015 года. Пунктом 1 статьи 22 Устава муниципального образования было предусмотрено, что наслежный Совет депутатов состоит из 15 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов наслежного Совета состоялись в сентября 2017 года, то есть после принятия Устава муниципального образования, однако приведенные нормы Устава о количестве депутатов не были учтены. Выборы проведены с учетом утратившего силу Устава, который действовал до марта 2015 года и предусматривал, что наслежный Совет состоит из 11 депутатов. Таким образом, основные выборы, состоявшиеся в сентябре 2017 года, были проведены с нарушением Устава муниципального образования, принятого в марте 2015 года. Учитывая, что дополнительные выборы могут быть проведены только к основным, в данном случае их проведение не представлялось возможным, учитывая изложенные выше обстоятельства проведения основных выборов. В связи с указанным, единственно возможным решением возникшей проблемы является признание ныне действующего состава Совета депутатов неправомочным и, как следствие, назначение основных выборов с учетом положений действующего Устава муниципального образования.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца, пояснения специалиста, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Гарантированное частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе относящихся к формам осуществления местного самоуправления, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям.
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов.
Статья 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также содержит исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования, к числу которых относится вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16).
Пунктом 2 части 10 статьи 40 этого же Федерального закона установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Устава Совета депутатов МО «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (далее МО "«Бекчегинский наслег») наслежный Совет состоит из 15 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Согласно части 3 данной статьи наслежный Совет приступает к исполнению своих полномочий после избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов наслежного Совета депутатов. При этом заседание наслежного Совета не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов.
Частью 5 этой же статьи Устава установлено, что в случае добровольного сложения с себя депутатских полномочий кем-либо из депутатов наслежного Совета либо невозможности исполнения обязанностей депутата в соответствии с настоящим Уставом наслежный Совет имеет право работать в уменьшенном составе (но не менее двух третей установленной численности депутатов наслежного Совета) до проведения дополнительных выборов депутатов по освободившимся округам.
Таким образом, Совет депутатов МО «Бекчегинский наслег» мог осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 10 депутатов, а его заседание считаться правомочным, если на нем присутствует не менее 5 депутатов.
При рассмотрении дела установлено, что 10 сентября 2017 года состоялись выборы депутатов наслежного Совета депутатов МО «Бекчегинский наслег», по итогам которых сформирован состав Совета из 11 депутатов. Решением избирательной комиссии муниципального образования «Бекчегинский наслег» от 10 сентября 2017 года зарегистрированы избранными 11 депутатов, а именно: Д., П., К., Ф., И., А., С., Я., Б., Н., В.
Полномочия указанных депутатов прекращаются 10 сентября 2022 года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Устава МО "Бекчегинский наслег" полномочия депутата наслежного Совета депутатов прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Решением наслежного Совета депутатов от 22.06.2018 досрочно прекращены полномочия депутатов Я. и Н. на основании их заявлений о досрочном сложении полномочий депутата.
В итоге численный состав наслежного Совета депутатов уменьшился на два человека и составил девять депутатов, то есть составил менее 2/3 от установленного количества (15 депутатов).
Обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о недобровольности волеизъявления депутатов о выходе из состава представительного органа муниципального образования и написанных депутатами заявлений, а также о сомнениях в их достоверности, не установлено.
21 октября 2019 года наслежным Советом депутатов МО «Бекчегинский наслег» было принято решение о самороспуске в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
25 октября 2019 года указанное решение было отменено наслежным Советом МО «Бекчегинский наслег», поскольку оно было принято неквалифицированным большинством, тогда как, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 26 Устава муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) РС(Я) решение о самороспуске представительного органа принимается не менее двумя третями голосов от установленной численности депутатов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
В данном случае четыре месяца, в течение которых должны были провести дополнительные выборы, на момент подачи настоящего иска в суд, истекли. Следует учесть, что заявления о досрочном прекращении полномочий депутатами были поданы 26 апреля 2018 года.
Таким образом, на день подачи административного иска наслежный Совет депутатов МО «Бекчегинский наслег» насчитывает в своем составе 9 из 15 депутатов, что составляет менее двух третей от установленной численности депутатов. При этом решение о назначении дополнительных выборов для замещения освободившихся депутатских мандатов принять не может в силу истечения срока, в течение которого было возможно назначить дополнительные выборы.
Частью 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрено, что административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5 ст. 46 КАС РФ).
Наслежный Совет депутатов МО «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) РС(Я) в полном составе признал иск, просит его удовлетворить. Признание иска не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, в связи с чем оснований для отказа в принятии признания иска не имеется.
Исходя из оценки перечисленных выше доказательств, которые судом признаются допустимыми и достаточными, суд приходит к выводу, что состав депутатов городского Совета депутатов МО «Ботуобуйинский наслег» является неправомочным.
Наличие неправомочного представительного органа МО «Ботуобуйинский наслег» нарушает права неопределенного круга лиц - населения муниципального образования «Бекчегинский наслег» Республики Саха (Якутия), гарантированные частями 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования наслежной администрации муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании неправомочным состава наслежного Совета депутатов муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), - удовлетворить.
Признать неправомочным состав наслежного Совета депутатов муниципального образования «Бекчегинский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), избранного на муниципальных выборах, состоявшихся 10 сентября 2017 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия): З.С. Дьяконова
Решение вынесено в окончательной форме 06 декабря 2019 года.