Судья – Каплеев В.А. Дело № 33а-2273/2020 А-21а
24RS-0017-01-2019-002605-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2020 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Шавриной А.И.,
судей – Баимовой И.А., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смироновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО6
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 октября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований административного искового заявления ФИО1 к Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным постановления от 19 марта 2019 года № 97 об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории; возложении обязанности совершить действия по внесению изменений в утверждённую схему путем исключения пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером № на основе актуальных сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории.
В обоснование своих требований сослался на то, что указанная схема составлена с нарушением положений ст.ст. 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, без учета территориального планирования, правила землепользования и застройки, землеустроительной документации, наличия земельных участков общего пользования. Вследствие этого допущено вклинивание уже сформированного земельного участка с кадастровым номером № в границы формируемого надела. Вследствие этого он лишен возможности осуществить государственный кадастровый учет участка.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
С данным судебным актом не согласилась ФИО7, действующая в интересах ФИО1 на основании доверенности, в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об его отмене как незаконного. Полагает, что судом первой инстанции не была дана надлежащая оценка умышленного допущения органом местного самоуправления вклинивания в границы формируемого надела уже учтенного земельного участка.
Участники процесса (за исключением представителей сторон), надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (сведения о вручении заказной корреспонденции в материалах дела), не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО1, - ФИО7, настаивавшей на удовлетворении предъявленных требований, представителя администрации Мининского сельсовета Емельяновского района – ФИО8, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит состоявшийся по делу судебный акт подлежащим отмене ввиду следующего.
Как усматривается из представленных материалов, ФИО1 9 сентября 2015 года обратился в администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района (орган, который на момент возникновения спорных правоотношений, уполномочен был решать вопросы о предоставлении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте п. Минино, к которому приобщил схему КПТ с указанием координат характерных точек Х и У испрашиваемого надела (л.д. 22). Однако в удовлетворении его просьбы было отказано на том основании, что желаемый участок расположен в границах государственного лесного фонда Мининского участкового лесничества. Приведенная мотивация получила отражение в письме, подготовленном сотрудниками администрации Мининского сельсовета, от 17 сентября 2015 года № 279.
Не согласившись с данным актом, ФИО1 обжаловал его в судебном порядке. Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 25 ноября 2015 года отказ администрации Мининского сельсовета Емельяновского района в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории признан незаконным. На указанный орган местного самоуправления возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1, а также представленную им схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и дать ответ, предусмотренный ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (либо в виде решения об утверждении схемы КПТ, либо в виде письменного ответа об отказе в утверждении схемы КПТ с приведением конкретного основания для отказа) (л.д. 24-27).
По итогам апелляционного рассмотрения дела (состоявшего после отмены в кассационном порядке первоначального апелляционного определения) судебной коллегией по административным делам Красноярского краевого суда 20 февраля 2017 года вынесено определение, согласно которому названное решение изменено. На администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка, из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок личного подсобного хозяйства, общей площадью 1500 кв.м., расположенного в точках с координатами согласно чертежу генерального плана п. Минино Емельяновского района Красноярского края в районе ул. Астафьева в хоне проектируемой жилой застройки, непосредственно граничащим с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 69-70).
19 марта 2019 года главой Мининского сельсовета Емельяновского района ФИО9 издано постановление (с отметкой о его принятии во исполнение упомянутых судебных актов) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1500 кв.м. Из текста данного документа и приобщенной к нему схемы видно, что надел сформирован в соответствии с координатами характерных точек Х и У, указанными ФИО1 в своем заявлении от 9 сентября 2015 года (л.д. 8-9).
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 11,3, п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется путем утверждения схемы расположения земельного участка, представляющей собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В данном документе указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух или более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка определены п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. К их числу относятся, в частности: полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (пп. 2); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп. 3). Так, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
Графическое изображение утвержденной схемы размещения земельного участка, являющейся приложением к оспариваемому в рамках настоящего административного дела постановлению главы Мининского сельсовета Емельяновского района от 19 марта 2019 года № 97, наглядно свидетельствует о том, что границы испрашиваемого надела пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №. Кроме того, данный объект недвижимости практически полностью находится в пределах утвержденного земельного участка (л.д. 9).
Согласно выписке из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 176 кв.м.+/-5 кв.м., имеет вид разрешенного использования – автомобильный транспорт. Данный надел поставлен на кадастровый учет 10 марта 2017 года, зарегистрирован 7 мая 2017 года на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления администрации Емельяновского района Красноярского края, в качестве правообладателя поименована администрация Мининского сельсовета.
Законность утверждения границ названного земельного участка являлась предметом судебной проверки. Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 2 февраля 2018 года, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции от 21 мая 2018 года, оснований для исключения сведений о границах обозначенного земельного надела из Единого государственного реестра недвижимости выявлено не было.
Ввиду изложенного, принимая во внимание, что в предоставляемый административным ответчиком земельный участок допущено вклинивание (наложение) другого участка, право на который уже зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается графическим изображением Схемы и не оспаривалось представителем администрации Мининского сельсовета Емельяновского района, оснований для признания оспариваемого постановления законным не имелось.
Суд первой инстанции, установив в ходе рассмотрения дела данные обстоятельства, вместе с тем в удовлетворении требований ФИО1 отказал, полагая, что иного акта названный орган местного самоуправления, ограниченный, с учетом положений ч. 1 ст. 16 КАС РФ, обязательностью к исполнению предписаний решения Емельяновского районного суда от 25 ноября 2015 года (с учетом изменений, внесенных Красноярским краевым судом), принять не мог. Признание бы оспариваемого постановления не соответствующим нормативным правовым актам, по мнению суда, по существу подрывало бы выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в определении от 20 февраля 2017 года.
Однако данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным.
Определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20 февраля 2017 года, к которому обращается в подтверждение своей позиции административный ответчик, на него возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка, из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок личного подсобного хозяйства, общей площадью 1500 кв.м., расположенного в точках с координатами согласно чертежу генерального плана п. Минино Емельяновского района Красноярского края в районе ул. Астафьева в зоне проектируемой жилой застройки, непосредственно граничащим с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>.
Исходя из буквального толкования изложенного предписания, координаты формируемого для ФИО1 земельного участка не установлены. Названным судебным актом названы только его площадь и ориентиры (в зоне проектируемой жилой застройки, надел должен непосредственно граничить с участком, расположенным по адресу: <адрес>. На это обстоятельство обращено внимание и в упоминавшемся определении суда апелляционной инстанции от 21 мая 2018 года (л.д. 82-84).
Согласно п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, администрация Мининского сельсовета Емельяновского района в рамках исполнения судебного акта не была связана координатами характерных точек Х и У испрашиваемого надела, указанными ФИО1 в заявлении от 9 сентября 2015 года. Данному органу местного самоуправления надлежало рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка исходя из ориентиров, заданных в определении судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20 февраля 2017 года, с учетом требований ст.ст. 11.9, 11.10 ЗК РФ, однако этого сделано не было.
При таких обстоятельствах состоявшееся по делу решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене, с принятием нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 октября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным постановление администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 19 марта 2019 года № 97 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Возложить на администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обязанность в течение 30 дней с момента вступления апелляционного определения в законную силу повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с предписаниями, содержащимися в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20 февраля 2017 года.
Возложить на администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обязанность об исполнении решения суда сообщить в Железнодорожный районный суд г. Красноярска и административному истцу в течение 30 дней с момента исполнения.
Председательствующий:
Судьи: