Решение по делу № 2-382/2024 от 30.05.2024

Дело № 2-382/2024

48RS0015-01-2024-000479-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2024 года

г. Лебедянь Липецкой области

Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Ростовой Н. В.,

при секретаре Кислякове Д. А.,

рассмотрев в судебном заседании в г. Лебедянь гражданское дело по иску Чупахиной Ольги Станиславовны к администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области о взыскании излишне удержанного и перечисленного НДФЛ за 2020 – 2022 г. г.,

УСТАНОВИЛ

Чупахина О.С. обратилась в суд с иском к администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области о взыскании излишне удержанного и перечисленного НДФЛ за 2020 год в размере 6 884 руб., за 2021 год – 6 884 руб., за 2022 год – 7 634 руб., а всего в размере 21 402 руб.

Заявленные требования мотивирует тем, что согласно распоряжению от 10 декабря 2018 года она была принята на должность заместителя главы администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области. В соответствии с реестром, утвержденным Законом Липецкой области от 02 июля 2007 года № 67-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы Липецкой области» замещаемая им должность относится к должности муниципальной службы. В соответствии с Законом Липецкой области от 02 июля 2007 года № 68-ОЗ «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области» в 2021-2022 г. г. на основании её заявлений работодателем администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области ей выплачивалась денежная компенсация за неиспользованную путевку:

- в мае 2020 г. – 52 952 руб. 90 коп., данная сумма находится в составе 109 047 руб. 42 коп., проходит по коду дохода «2000», НДФЛ удержан в размере 6 884 руб.;

- в июне 2021 г. – 52 952 руб. 90 коп., данная сумма находится в составе 124 621 руб. 80 коп., проходит по коду «2000», сумма НДФЛ 6 884 руб.;

- в июне 2022 г. – 58 724 руб. 85 коп., данная сумма находится в составе 140 945 руб. 94 коп., проходит по коду «2000», сумма НДФЛ 7 634 руб.

Полагает, что удержание НДФЛ производится неправомерно, она 16 января 2024 г. обратилась к работодателю с письменным заявлением по вопросу возврата указанных сумм НДФЛ. 02 мая 2024 г. ею был получен ответ, в котором администрация Лебедянского муниципального района Липецкой области разъясняет, что в бюджете Лебедянского муниципального района Липецкой области на 2024 год и плановый период 2025 – 2026 г. г. денежные средства на возврат излишне удержанного и перечисленного НДФЛ не предусмотрен, в связи с чем, не представляется возможным возвратить излишне удержанный и перечисленный НДФЛ.

Считает указанный отказ неправомерным и, ссылаясь на ст.ст. 217, 422 НК РФ, ст.ст. 164, 165 ТК РФ, п.7.1 Закона Липецкой области от 02 июля 2007 г. № 68-ОЗ «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области», просит в судебном порядке взыскать с администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области излишне удержанный и перечисленный НДФЛ за 2020 год в размере 6 884 руб., за 2021 год – 6 884 руб., за 2022 год - 7 634 руб., а всего в размере 21 402 руб.

В судебное заседание истец Чупахина О.С., будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явилась. В адресованном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился. В адресованном суду письменном заявлении представитель ответчика администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области по доверенности Нистратова Е. П. просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные исковые требования признает в полном объеме.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления ФНС России по Липецкой области, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из распоряжения № 395р от 10 декабря 2018 г., трудового договора, заключенного 10 декабря 2018 г. между администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области и Чупахиной О.С., справки № 3084/40, выданной 22 мая 2024 г. администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области, что истец является муниципальным служащим.

Из справки, выданной администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области, следует, что Чупахина О.С. в соответствии с Законом Липецкой области от 02 июля 2007 г. № 68-ОЗ «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области» в 2020, 2021 и 2022 г.г. на основании личного заявления работодателем – администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области была выплачена денежная компенсация за неиспользованную путевку:

- в мае 2020 г. – 52 952 руб. 90 коп., данная сумма находится в составе 109 047 руб. 42 коп., проходит по коду дохода «2000», НДФЛ удержан в размере 6 884 руб.;

- в июне 2021 г. – 52 952 руб. 90 коп., данная сумма находится в составе 124 621 руб. 80 коп., проходит по коду «2000», сумма НДФЛ 6 884 руб.;

- в июне 2022г. – 58 724 руб. 85 коп., данная сумма находится в составе 140 945 руб. 94 коп., проходит по коду «2000», сумма НДФЛ 7 634 руб.

Указанное обстоятельство достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела справками о доходах и суммами налога физического лица Чупахиной О. С. за 2020 – 2022 г. г.

В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 7.1 Закона Липецкой области от 02 июля 2007 г. № 68-ОЗ «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области», муниципальному служащему один раз в год предоставляется путевка в санаторий или дом отдыха в пределах Российской Федерации или по желанию муниципального служащего денежная компенсация за неиспользованную путевку, а также осуществляется оплата проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации при наличии проездных документов в размерах и порядке, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно ст. 5 Положения об оплате труда и социальных гарантиях муниципальных служащих Лебедянского муниципального района Липецкой области, утвержденного решением совета депутатов Лебедянского муниципального района Липецкой области № 118 от 27 сентября 2016 г., муниципальному служащему один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется путевка в санаторий или дом отдыха в пределах Российской Федерации или по желанию муниципального служащего денежная компенсация за неиспользованную путевку в размере должностного оклада с установленными надбавками, окладом за классный чин и ежемесячным денежным поощрением. В случае если ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему по частям, указанная денежная компенсация выплачивается при предоставлении одной из частей отпуска продолжительностью не менее 14 календарных дней по выбору муниципального служащего.

Согласно ст. 164 ТК РФ, гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Второй вид компенсационных выплат установлен в ст. 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата работника состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера (премии, поощрения, выплаты за вредные условия труда, и другие). При этом, компенсации в смысле ст. 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Согласно ст. 165 ТК РФ, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

при направлении в служебные командировки;

при переезде на работу в другую местность;

при исполнении государственных или общественных обязанностей;

при совмещении работы с получением образования;

при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

в некоторых случаях прекращения трудового договора;

в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 настоящего Кодекса) при увольнении работника;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Согласно абз. 11 п. 1 ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

- исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и направление в служебную командировку).

Согласно п. 9 ст. 217 НК РФ, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 18 лет детей, а также детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые:

за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), за исключением случаев такой компенсации (оплаты) стоимости путевок, приобретаемых в одном налоговом периоде повторно (многократно);

за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

за счет средств религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций, одной из целей деятельности которых в соответствии с учредительными документами является деятельность по социальной поддержке и защите граждан, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

В целях настоящей главы к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса:

все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

с возмещением расходов на оплату жилого помещения, питания и продуктов, топлива, или их оплатой, или их бесплатным предоставлением, а также с возмещением расходов на оплату коммунальных услуг или их оплатой;

с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;

с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;

с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, выплат в иностранной валюте взамен суточных, предусмотренных п. 1 ст. 217 настоящего Кодекса, российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы, а также компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.

Судом установлено, что 16 января 2024 г. истец Чупахина О.С. обратилась к работодателю с письменным заявлением о возврате излишне удержанного и перечисленного НДФЛ при выплатах компенсации на санаторно-курортное лечение за периоды с 2020 г. по 2022 г. включительно.

Из ответа от 02 мая 2024 г. администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области следует, что в бюджете Лебедянского муниципального района на 2024 год и плановый 2025 – 2026 годы денежные средства на возврат излишне удержанного и перечисленного НДФЛ не предусмотрены, в связи с чем, вернуть излишне удержанный и перечисленный НДФЛ не представляется возможным.

Из письма Министерства Финансов РФ от 18 декабря 2019 г. № 03-15-05/99174 следует, что суммы компенсации (оплаты) организацией стоимости путевок для физических лиц, на основании которых им оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 9 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом.

Таким образом, компенсационные выплаты на санаторно-курортное лечение входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Выплаты за санаторно-курортное лечение являются компенсационными, поскольку направлены на восполнение муниципальному служащему его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей. Компенсационная выплата за неиспользованную санаторно-курортную путевку является выплатой денежных средств взамен предоставления (в натуре) санаторно-курортной путевки, данная выплата связана с исполнением ими трудовых обязанностей (предоставляется именно в связи с осуществлением данных обязанностей) и предусмотрена законодательным актом субъекта Российской Федерации, и не подлежит включению в базу, облагаемую страховыми взносами, а, следовательно, заявленные истцом Чупахиной О. С. исковые требования являются состоятельные и подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд принимает признание иска ответчиком – представителем администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области, поскольку оно заявлено добровольно, не противоречит закону и не нарушает законные права и интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Чупахиной Ольги Станиславовны к администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области о взыскании излишне удержанного и перечисленного НДФЛ за 2020-2022 г. г., удовлетворить.

Взыскать с администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области (ИНН ) в пользу Чупахиной Ольги Станиславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом внутренних дел <адрес>) сумму налога на доходы физического лица, удержанную с компенсационных выплат за неиспользованные санаторно-курортные путевки за период 2020-2022 годы включительно в размере 21 402 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лебедянский районный суд Липецкой области.

Судья                                 Н. В. Ростова

Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2024 г.

2-382/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Чупахина Ольга Станиславовна
Ответчики
администрация Лебедянского муниципального района Липецкой области
Другие
Управление ФНС России по Липецкой области
Суд
Лебедянский районный суд Липецкой области
Судья
Ростова Наталья Вячеславовна
Дело на сайте суда
lebedsud.lpk.sudrf.ru
30.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2024Передача материалов судье
31.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2024Подготовка дела (собеседование)
02.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее